Торможение противовключением .
При электромагнитном торможении противовключением ротор и
поле статора АД вращаются в противоположных направлениях, а электромагнитный момент машины направлен в сторону вращения поля статора и оказывает на ротор тормозящее действие.
Применяются две модификации торможения противовключением:
а) с использованием реостатной характеристики n(M) ;
б) с использованием реверса вращающегося магнитного поля.
4.2.1. Торможение противовключением с использованием R2 ДОБ .
Описание процесса торможения.
Рассмотрим первый вариант торможения противовключением с использованием реостатной характеристики n(M). Схема включения АД соответствует рисунку 4.1.
Асинхронный двигатель работает в точке 1 (см. рис 4.7.), что
соответствует, например, подъему груза лебедкой.
Рис. 4.7.
Пусть требуется опустить тот же груз с определенной скоростью, которой соответствует частота вращения ротора двигателя nТ . Как видно из графика (рис. 4.7.) это можно сделать введением добавочного сопротивления R2 ДОБ в цепь ротора двигателя. Вес груза будет создавать на валу двигателя активный момент нагрузки МD , совпадающий по направлению с направлением вращения nТ ротора асинхронной машины. Изменяя величину R2 ДОБ , можно влиять на скорость опускания груза. Например, точке 2 соответствует определенная частота вращения nТ ротора АД .
Перейдем к расчету R2 ДОБ соответствующей реостатной характеристики nТ(M) . По условию задачи нам известны величина тормозного момента МТ = t∙МН и требуемая частота вращения
nТ = (- h3∙nН) . Определяем величину коэффициента скольжения sТ , соответствующую nТ
sТ = (n0 – nТ) / n0 .
Так как nТ < 0 , то sТ > 1 .
Определяем коэффициент нагрузки λТ , соответствующий заданному моменту нагрузки МТ = МС (МТ > 0)
λТ = MMAX / MТ
и критическое скольжение для реостатной характеристики nТ(M)
sКР Т = sТ∙(λТ + ) ,
nКР Т = n0∙(1- sКР Т) ,
R2 ДОБ = (sКР Т/sКР - 1)∙R2 .
Здесь sКР - критическое скольжение на естественной характеристике n(M) при работе АД в двигательном режиме.
Расчет тормозной характеристики.
Для расчета реостатной характеристики nТ(M) задаемся несколькими значениями sТ (7-8 точек) в диапазоне от 0 до
sКР Т . Для каждого значения sТ вычисляем
nТ = n0∙(1 – sТ)
и MТ = 2∙MMAX / (sТ/sКР Т + sКР Т/sТ) .
Полученные значения записываем в таблицу 4.5..
Таблица 4.5.
sТ | - | … | sН Т | … | sКР Т | … | ||
nТ | об/мин | n0 | ||||||
MТ | Н∙м |
На одном графике для сопоставления строим две характеристики n(M) :
- естественную характеристику АД в двигательном режиме
(табл. 2.2.);
- реостатную тормозную характеристику nТ(MТ) (табл. 4.5.).
На построенных характеристиках n(M) показать расчетные точки, соответствующие моментам МТ и МD .
Далее следует отметить преимущества и недостатки данного метода торможения и сделать выводы о целесообразности его применения.
7. Контрольные вопросы.
1. Устройство асинхронного двигателя с короткозамкнутым и фазным ротором.
2. Необходимые условия для создания вращающегося магнитного поля. Частота вращения магнитного поля в трехфазном асинхронном двигателе.
3. Принцип действия асинхронного двигателя.
4. Что такое скольжение и от чего оно зависит ?
5. Э.д.с. статора и ротора . Закон электромагнитной индукции .
6. Как зависит ток в обмотке ротора от скольжения ? Приведите формулу для I2 .
7. Как изменяется частота тока ротора асинхронного двигателя с изменением нагрузки на валу ?
8. Схема замещения асинхронного двигателя . Чем обусловлены сопротивления, входящие в схему замещения асинхронного двигателя ?
9. Потери активной мощности в асинхронном двигателе . Коэффициент полезного действия .
10. Электромагнитный момент асинхронного двигателя. Закон Ампера.
11. Как зависит электромагнитный момент асинхронного
двигателя от скольжения ? Формула момента .
12. От чего зависит критическое скольжение двигателя ?
13. Что характеризуют пусковой, максимальный и номинальный
моменты двигателя ?
14. В чем состоят преимущества двигателя с фазным ротором по
сравнению с короткозамкнутым двигателем ?
15. Способы регулирования частоты вращения асинхронных двигателей с контактными кольцами . Укажите их преимущества и недостатки .
16. Чем определяется направление вращения асинхронного двигателя ? Как осуществить реверс АД ?
17. Основные способы электрического торможения АД . Укажите их преимущества и недостатки .
18. Как выглядит механическая и электромеханическая
характеристика двигателя ? Покажите на них пусковой ,
критический и номинальный моменты и соответствующие им токи.
19. Пуск асинхронного двигателя с фазным ротором . Как влияет на пусковой момент активное сопротивление пускового реостата ?
20. Рабочие характеристики асинхронного двигателя . Объясните их вид .
Литература.
1. Борисов Ю.М., Липатов Д.Н., Зорин Ю.Н. Электротехника. Учебник для вузов – М. : Энергоатомиздат, 1985.
2. Липатов Д.Н. Вопросы и задачи по электротехнике для программи-рованного обучения. Учебное пособие для студентов вузов. – М.:
Энергоатомиздат, 1984.
3. Соколов М.М., Липатов Д. Н. Электропривод и электроснабжение
промышленных предприятий.- М.: Энергия, 1965.
4. Электротехника и электроника. Учебник для вузов. / Под редакцией
В.Г.Герасимова. - М.: Энергоатомиздат, 1997.
5. Сборник задач по электротехнике и основам электроники.
/ Под редакцией В.Г. Герасимова. : Учебное пособие для вузов.- М.:
Высшая школа, 1987.
6. Справочник по электрическим машинам: В двух томах / Под
редакцией И.П. Копылова, Б.К. Клокова. - М.: Энергоатомиздат,
1988.
7. Токарев Б.Ф. Электрические машины: Учебное пособие для вузов.
- М.: Энергоатомиздат, 1990.
8. Копылов И.П. Электрические машины. Учебник для вузов.
- М.: Энергоатомиздат, 1986.
Образец титульного листа.
Московский государственный технический университет
имени Н. Э. Баумана
Кафедра электротехники и промышленной электроники
Домашнее задание № 3
по курсу « Электротехника и электроника » на тему:
РАСЧЕТ ХАРАКТЕРИСТИК ТРЕХФАЗНЫХ
АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ С ФАЗНЫМ РОТОРОМ
Вариант № 10
Выполнил : студент Иванов Б.В.
группа РК – 9,61
Проверил : доцент Волченсков В.И.
Дата сдачи работы на проверку _____
Москва, 2007