Период морально-волевого напряжения.
Все члены отряда, после конфликтного периода договорившись, сознательно проявляют волю, добиваясь успеха в осознанной коллективной деятельности. Период морально-волевого напряжения, связанный с общей деятельностью, начинается в рамках деловых отношений и заканчивается при заключение творческого союза.
Доминирующая потребностьэтого периода у детей - преодолеть существующее в отряде разобщение. Соответственно и состояниеможно охарактеризовать как морально-волевое напряжение.
Временно актуальность межличностного общения отступает на второй план, уступая место общению в деятельности.
Интенсивно действует официальная структура, на основе советов дела. В неофициальной структуре намечается открытие общения замкнутых группировок для «посторонних».
Основная функция вожатого-объединительная.
Задачи:
- укрепить желание к единству;
- помочь организационно и творчески проявляемым усилиям в общей деятельности, содействуя всеми силами успеху деятельности;
- укреплять позиции организационных и творческих лидеров, проявляющих себя в коллективной деятельности.
Деятельностьдолжна быть обязательно коллективная, творческая, личностно и общественно значимая, подчеркивающая единство отряда в глазах каждого из его членов, а также на фоне более крупного сообщества (отрядов в корпусе, в лагере).
Помните!Действие после кризиса не терпит паузы. Начинать коллективно-творческую деятельность нужно сразу. Крайне необходимо создание и дальнейшее укрепление эмоционально стабильной обстановки в отряде.
Деятельностьне должна быть нарочитой, необходимой, давно задуманной и не исполненной из-за отсутствия единства в отряде.
Не возвращайтесь к конфликтам.Не допускайте на подведение итогов никаких отчетов, тем более никаких «разносов» и выяснение виноватых. Лучше всего организовать маленькие творческие вечера со свечами или неформальные встречи с чаепитием, музыкой, а может костер с картошкой.
Показатели успешной деятельности:
- желание к дальнейшим творческим делам;
- изменения уровня общения в отряде (нет кличек, насмешки превращены в мягкий юмор);
- проявление творческих лидеров, констатируется уменьшение количества или исчезновение отверженных.
Период творческого союза.
Успешная деятельность по объединению отряда побуждает к дальнейшему творческому общению. Члены коллектива стремятся к достижению успеха в совместной деятельности, имеющей общественный смысл, и в которую вовлекаются все группы. Психологическое состояние коллектива характеризируется радостью коллективного творчества.
Доминирующая потребностьэтого периода характеризуется желанием успеха в творчестве, поиском своего места в общем творческом процессе. Положительный настрой формирует радостное, творческое состояние у детей.
Содержание межличностного общения-обсуждение творческого процесса. Лидерами этого общения становятся ребята, приносящие успех в творческих делах.
Структура переформировывается из советов дела в творческие группы. Видны первые признаки ориентированности официальной и неофициальной структуры.
Основная функция вожатого-творческая.
Задачи:
- содействовать успеху творческого поиска;
- поддерживать организационно творческих лидеров и содействовать их утверждению;
- добиваться осознания всеми качественного роста коллектива на основе успеха в творческой деятельности;
- учить анализу и самоанализу, способствовать сплочению единомышленников.
Деятельность - разнообразнаяколлективно-творческая, побуждающая к творческому поиску и самоопределению коллектива через успех. Творческое сотрудничество - период наибольшего развития инициативы и самодеятельности. Происходит переоценка ценностей - значимым становится то, что способствует общему успеху и приносит пользу окружающим. Творческая деятельность соответствует возрасту, органично вливается в общий настрой широкого коллектива всего лагеря.
Показатели успешной деятельности:
- влидеры выходят творческие ребята, проявляется творческий почерк отряда;
- отряд может наделить себя общим определением: самый поющий, самый спортивный, самый знающий, самый трудолюбивый ..., подходя к первой общей
нравственной ступени: самый дружный;
- стремление оценки своего отряда и себя с позиции нравственных ценностей, осознанно и добровольно принятые всеми в коллективе.