Творческие индустрии: Развитие в Санкт-Петербурге
Творческие индустрии: Развитие в Санкт-Петербурге
Введение
«Творческие индустрии» – это термин, используемый для обозначения такой предпринимательской деятельности, в которой экономическая ценность неразрывно связана с культурным содержанием. Творческие индустрии обогащают исконный потенциал культуры «добавленной ценностью», создаваемой благодаря предпринимательским умениям и основанному на новом знании таланту обращения с электронными и иными современными средствами коммуникации. Эти индустрии способны приумножать экономический эффект хорошо знакомых классических гигантов культуры, но, все же, основное внимание уделяют культуре современной, потому что без эксперимента, без вовлеченности в актуальную действительность никакая культура не сможет обновлять и реактивировать себя. В этом смысле творческие индустрии являются источником инновации и конкурентоспособности, столь необходимых городской культуре при условии стремительной глобализации в нашем неумолимо меняющемся мире.
В постиндустриальных городах Европы, США и Дальнего Востока стратегии развития творческих индустрий были признаны ключевыми элементами социального и экономического развития. Было доказано, что они позволяют:
· предотвращать безработицу
· создавать рабочие места для молодых специалистов
· содействовать реструктуризации производства
· способствовать росту выпуска традиционных видов продукции
· открывать ценность современной культуры и инновации
· развивать информационную экономику – «экономику знания»
· предоставлять «мягкие» инфраструктуры для культурного туризма
· споспешествовать возрождению пришедших в упадок городских районов
· вдохнуть новую жизнь в утратившие актуальность исторические памятники и заброшенные промышленные строения
· обеспечивать эффективную социальную реабилитацию маргинальных групп населения.
Службы помощи, которые создаются в рамках стратегии развития творческих индустрий, как правило, направлены на поддержку малого и среднего бизнеса, но следует обратить внимание и на то, что творческие личности, работающие в крупных государственных учреждениях или частных организациях, цели которых не являются коммерческими, могут исполнять роль ничуть не менее предпринимательскую. Опыт показывает, что для творческих индустрий необходима специальная поддержка, направленная на удовлетворение их конкретных потребностей. Умения и навыки, накопленные творческими индустриями, могут быть использованы для всего сектора культуры в целом, а также в области промышленного и иного производства.
Правительства Санкт-Петербурга, Хельсинки и Манчестера, участвующие в проекте «Партнерство по развитию творческих индустрий», который стал основной темой этой серии статей, разделяют приверженность идее продвижения этого сектора в «культурной столице» России. Богатство культурного наследия Санкт-Петербурга и его «живые» искусства, его приближающееся трехсотлетие и поставленные администрацией города цели по развитию культурного туризма и реструктуризации производства делают политику развития творческих индустрий особенно важной и актуальной.
Город Хельсинки, один из партнеров в этом проекте от Европейского Союза, можно рассматривать как один из самых свежих примеров успешного преодоления экономического спада через развитие творческих индустрий. Второму партнеру – Манчестеру – удалось вдохнуть новую жизнь в центр города и обеспечить его постиндустриальное экономическое благополучие при помощи стратегий, ориентированных на развитие искусства: в городе была создана одна из первых специализированных служб поддержки творческих индустрий. В настоящее время Манчестер играет лидирующую роль в общеевропейских сетях развития.
Приводимые здесь статьи, которые войдут в заключительный отчет по проекту и будут опубликованы, знаменуют собой заключительную стадию полутора годовой программы, проводившейся по инициативе Леонтьевского центра социально-экономических исследований и Международного форума лидеров бизнеса под эгидой принца Уэльского при финансировании по программе Европейского союза ТАСИС «Малые проекты приграничного сотрудничества». Основную часть отчета составит научный анализ существующего на текущий момент положения сектора творческих индустрий в Санкт-Петербурге (что представлено здесь статьями Джастина О’Коннора и Нины Одинг), который позволил определить сильные стороны и потенциал сектора, а также выявить те основные проблемы, которые стоят на пути его развития. Бесспорно, выдающееся культурное наследие Санкт-Петербурга и сохраненные исполнительские искусства в классических традициях несут в себе богатейшие возможности для города как центра мировой культуры, однако проведенное исследование показало, что творческие индустрии города развиты в меньшей степени. И хотя уже создано достаточно много разных творческих предприятий, некоторые из условий, в которых им приходится работать, и отсутствие специальных механизмов профессиональной поддержки снижают их потенциал и ограничивают тот вклад, который они могут делать в экономическую и социальную жизнь города.
В этой вступительной статье сначала дается обоснование актуальности программы «Партнерства по развитию творческих индустрий» для выполнения поставленных в Санкт-Петербурге задач по развитию города, а затем проводятся аналогии между ситуацией, сложившейся на сегодня в Санкт-Петербурге, и недавним опытом Хельсинки, Манчестера и других городов. Это позволяет, с одной стороны, продемонстрировать релевантность предлагаемых идей, а с другой – предложить вдохновляющие примеры для развития в планируемых направлениях.
Инновации
Основная «добавленная ценность» в экономике будущего будет создаваться благодаря творческим процессам, новому знанию и устанавливаемой на них интеллектуальной собственности. Люди, занимающиеся творческими индустриями, развивают и практикуют инновационные навыки, требуемые во всех областях экономики: в производстве и в коммерции, в государственном и в частном секторе. Характерный для этого сектора небольшой масштаб предприятий способствует созданию такой среды, в которой, согласно статистическим исследованиям, происходит концентрация инновации и творчества.
На фактах установлено, что основным движителем постиндустриальной экономики являются организации, занимающиеся цифровыми медийными технологиями и кластеры бизнесов, входящих в число творческих индустрий. И Санкт-Петербург располагает развитыми знаниями и навыками в этой области, – но для того, чтобы город мог более полно реализовать свой потенциал, необходимо развитие компетентного знания рынка творческих индустрий.
Производство
Продукция предприятий бывшего военно-промышленного комплекса Санкт-Петербурга полностью отвечала высоким стандартам, установленным оборонным сектором. И после перепрофилирования производства в городе его промышленная продукция имеет основания стать полностью конкурентоспособной на мировом рынке, если руководители предприятий сумеют перенять разработанные творческими индустриями навыки дизайна, маркетинга и создания «брэндов», дистрибуции и обеспечения и контроля качества. При дальнейшем развитии экономики потребления победителями на рынке станут те производители, которые смогут максимально использовать «добавленную ценность», создаваемую за счет стиля, имиджа, электронного маркетинга и рекламы, – то есть всего того, что производят творческие индустрии. Рынки, реагирующие на эти изменения, характеризуются высокой степенью специализации и изменчивости, сложными токами ценностей, – а, значит, они требуют специализированного производства, типичного для предприятий, занимающихся творческими индустриями. К тому же, подвижная природа большинства продуктов творческих индустрий – образов, дизайна, текстов, звука, идей и электронных продуктов – служит естественной предпосылкой для того, чтобы эти индустрии функционировали на уровне глобального взаимодействия.
Культурный туризм
Санкт-Петербург приближается к своему трехсотлетию, и этот повод используется для привлечения дополнительных инвестиций и активного продвижения города как объекта культурного туризма. В городе, подобном Санкт-Петербургу, туристы тратят до 400 долларов (в среднем) в день, однако Санкт-Петербург (где в год бывает до 3 900 000 приезжих, среди которых туристов лишь менее 1 000 000 3) еще далеко не полностью реализует свой потенциал, причем не только по количеству туристов, но и по характеру и качеству предоставляемого опыта с точки зрения современных потребностей путешественников, с одной стороны, и по получаемой городом экономической выгоде с другой. Творческие индустрии обеспечивают так называемую «мягкую» инфраструктуру для развития туризма: небольшие авторские ателье и мастерские, создающие местную моду, оригинальные изделия, галереи, магазины, стиль ресторанов, баров и кафе – то есть все то, что посетители города так любят «открывать» для себя сами. Существование такого рода инфрастуктуры является важнейшим фактором, воодушевляющим туристов на то, чтобы задержаться в городе дольше и вернуться в него вновь. Она также позволяет максимизировать экономические выгоды, получаемые городом за счет приема посетителей.
Социальное значение
Выше был перечислен целый ряд экономических целей, достижению которых могут способствовать творческие индустрии, и нам представляется важным подчеркнуть, прежде всего, именно этот аспект. Творческие индустрии являются особым типом предпринимательства – «предпринимательством в сфере культуры», а, по мнению многих, для деятельности в этой сфере практически всегда необходимо финансирование извне, так как вероятность того, что она может быть самоокупаемой, крайне мала. Поэтому нам и показалось целесообразным – как это было сделано выше – сосредоточиться в первую очередь на той ключевой роли, которую играют творческие индустрии или «предприятия в сфере культуры» в развитии экономического благополучия и конкурентоспособности Санкт-Петербурга.
Но, разумеется, творческие индустрии соответствуют также главной социальной цели, определенной стратегией развития Санкт-Петербурга: «создать благоприятную социальную среду», что подразумевает собой увеличение возможностей для получения работы и «поддержку предпринимательских инициатив» 4 . В творческих индустриях главные действующие лица – это малые предприятия. Их роль была определена в недавно принятой Государственным Советом Российской Федерации «Концепции государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации» (Москва, 2001 год) как формирование среднего класса – основного гаранта социальной и политической стабильности в обществе; создание рабочих мест, обеспечение занятости молодежи и снижение уровня безработицы; преодоление социальных трений и экономического неравенства (см. ук. док. стр. 3).
Международный опыт показывает, что творческие индустрии не являются прерогативой только тех предприятий, которые определяются в России как чисто коммерческие, – главная цель которых – это получение прибыли (см. следующую далее статью Нины Одинг). В большинстве соседних с Россией европейских стран творческими индустриями занимаются учреждения, аналогичные российским некоммерческим организациям. Иногда эта деятельность может входить в число функций и крупных государственных учреждений – таких как музеи или театры, где для предпринимательской деятельности могут существовать специальные подразделения. Творческое предпринимательство практикуется во всех секторах экономики, и специалисты легко переходят из программ и проектов, финансируемых государством, в программы и проекты, финансируемые из частных источников.
Главное – это то, что творческие индустрии имеют потенциал «производить материальные блага и создавать рабочие места». Иными словами, они повышают жизнеспособность организаций культуры, как крупных, так и малых, чья деятельность обогащает жизнь города и для его жителей, и для потенциальных инвесторов, и для его гостей.
Примеры из международной практики
В экономике Европы и некоторых других стран творческие индустрии являются самым динамично развивающимся сектором. В США к 1998 году по доходности экспорта культурные индустрии догнали авиастроение. В настоящее время в секторе творческих индустрий занято более 10% населения, причем некоторые источники приводят цифру около 20%. 5 В Европе соответствующий показатель составляет около 5% и продолжает увеличиваться.6 Согласно статистическим данным 2001 года, в Великобритании творческие индустрии приносят примерно 112,5 миллиардов фунтов Стерлинга в год (157,5 миллиардов долларов США), что составляет 9,2% валового внутреннего продукта, обеспечивая рабочие места для 1 332 000 человек; экспорт составляет 9% дохода в этой области или £10,25 млрд. ($14,35 млрд.).7
Проведенное правительством Великобритании исследование показало, что за промежуток в три года, с 1998 по 2001 год, произошло увеличение следующих показателей по творческим индустриям: доходы – на 19%, занятость – на 18%, экспорт – на 2%.8 Национальное статистическое бюро Великобритании определило, что доля валового внутреннего продукта, производимого творческими индустриями, увеличилась с 6,7% в 1992 году до 9,2% в 1999.9 Экспорт музыкальной продукции из страны превысил экспорт машиностроительной продукции начала 1980-х годов; проведенное в 1998 году исследование показало, что британские музыканты, актеры и кинорежиссеры приносят экономике страны $99 млрд. дохода в год, что превышает доходы, приносимые сельским хозяйством или добычей полезных ископаемых; британские театральные, кино, теле и музыкальные компании ежегодно экспортируют товаров и услуг приблизительно на
$13 млрд. – 16% мирового рынка – и привносят $41.25 млрд. в валовой внутренний продукт страны. 10
Партнеры Санкт-Петербурга по данному проекту ТАСИС располагают весьма полезным опытом. В рамках проекта, помимо серии рабочих встреч в Санкт-Петербурге, проводилась программа в Хельсинки, во время которой представители администрации Санкт-Петербурга и творческих индустрий города имели возможность совместно ознакомиться с накопленным за последнее десятилетие позитивным опытом Хельсинки, позволившим споспешествовать развитию творческих индустрий и создать специальную сруктуру их поддержки.
Хельсинки
Финляндия, подобно России, находится на северо-западной оконечности Европы, и после Второй мировой войны это государство с маленькой территорией и особой историей приняло политику, направленную в первую очередь на то, чтобы повысить свои позиции в Европе. Выступая перед участниками упомянутой выше ознакомительной программы в феврале 2002 года, заместитель мэра города Хельсинки, господин И. С. Бьёрклунд, рассказал, как за последнее десятилетие способом достижения этой общенациональной цели, поставленной финским правительством, стало продвижение культуры в городе – проведение целого ряда фестивалей и программ (Night of the Arts – «Ночь искусств», City of Light -«Город света», массовые концерты под открытым небом, такие как Total Balalaika Show – «Всеобщий праздник балалайки»), кульминацией которых стала программа «Культурная столица Европы» в 2000 году. 11 Он также говорил о том, что теперь активисты культуры играют более разнообразные роли в общественной жизни страны, решая важные социальные задачи, входящие в различные программы – такие как искусство в больницах, социальная адаптация преступников (трудотерапия), реабилитация наркоманов; проекты, направленные на преодоление «социальной изоляции»: работа с домами престарелых, «трудными» подростками и молодежью, многонациональными школами и т. д.
Следуя требованиям постиндустриальной экономической среды последнего десятилетия, финское правительство стремится развивать потенциал страны, связанный с высокими технологиями. В этой связи можно упомянуть одну из последних программ, ставшую новым этапом цифровой революции: ‘Finland Content‘ – «Финское содержание», которая была направлена на слияние творческих идей художников и музыкантов с новейшими компьютерными средствами коммуникации. В Хельсинки самым ярким показателем интереса властей к творческим индустриям в этой области могут служить: муниципальный центр ‘Glass Palace Media Centre’ , ведущий консультационную и образовательную работу, который оснащен бесплатной электронной библиотекой с 21 компьютерной рабочей станцией; ‘Lume Centre’ – новый центр аудио-видео производства, образования и исследований при Хельсинкском университете искусства и дизайна, имеющий студии площадью 500 м ², оснащенные по последнему слову науки и техники. В 1990 году колоссальное заброшенное здание бывшего кабельного завода (53 000 м2 ) было передано группе независимых менеджеров творческих индустрий, которые оборудовали в нем рабочие помещения для независимых художников и предприятий, занимающихся искусствами и иной творческой деятельностью, связанной с культурой. Теперь, спустя 10 лет, после успешного переоборудования и развития этого в прошлом промышленного строения, благодаря удачной предпринимательской деятельности менеджеров, Cable Factory имеет возможность вкладывать 1 миллион евро (приблизительно $900 000) в содержание и обновление помещений. В 2002 году это предприятие не получает государственных субсидий, но сдает площадки для проведения выставок, концертов и пр., а также помещения для работы 900 художников и творческих предпринимателей, которые вносят арендную плату, варьирующую в зависимости от материальных возможностей арендатора. В Уусимяа – области, где расположен город Хельсинки – в 1998 году 6,3% работающего населения было занято в творческих индустриях.12
Манчестер
Подобно Санкт-Петербургу, в 19 веке Манчестер был крупнейшим промышленным городом, но никогда не имел такой же выдающейся архитектуры и классической культуры. После распада промышленности и утраты только за период с 1972 по 1984 год более 200 000 рабочих мест город использовал искусства и творческие индустрии в качестве ключевых элементов стратегии своего возрождения. Начиная с конца 1980-х годов, городские власти работали над созданием нового имиджа города, используя разнообразные маркетинговые программы, рисующие живой, стильный, обращенный к молодежи город. Политика развития города была направлена на реализацию проектов, центральным компонентом которых была культура: в заброшенном здании, принадлежавшем железной дороге, был помещен Музей науки и промышленности; была проведена реставрация и реконструкция Каслфилда – центрального района города и памятника промышленной архитектуры; было построено новое современное здание художественной галереи и ультрасовременный концертный зал, а также уникальный центр Урбис, в котором первый промышленный город мира прославляет урбанизацию.
Все эти капитальные сооружения и микро кварталы Манчестера с маленькими магазинами, галереями, ресторанами, кафе и барами, возникшими для того, чтобы удовлетворить потребности местных жителей и приезжих, по оценкам специалистов привлекают в обновленный центр города около 150 000 человек в день (туристов и горожан).13 В городе царит атмосфера экономического благополучия, которая помогает ему привлекать огромные частные инвестиции, исчисляемые в размере $4-5 на каждый $1 государственного финансирования. За последние пять лет было привлечено $1,4 млрд. внешних инвестиций. К 1999 году сектор творческих индустрий, который значительно вырос за предыдущее десятилетие, ежегодно пополнял городской бюджет на $1,4 млрд., а 6% населения города имело работу, связанную с культурой.14
Манчестер высоко ценит этот вклад творческих индустрий, и в 1999 году его Городской Совет совместно с правительством региона, местными инвестиционными и культурными органами, а также шестью другими организациями учредил городскую Службу развития культурных индустрий – Cultural Industries Development Service (CIDS). Служба CIDS имеет годовой бюджет в размере $1,4 млн. и обеспечивает услуг по предоставлению информации, знаний и консультаций независимым предпринимателям Манчестера, занимающимся творческими индустриями. Работа ведется через профессиональных тренеров и консультантов, обслуживающих соответствующие субсекторы, создаются профессиональные сети. Организация занимается самым широким спектром деятельности – от службы занятости для студентов до предоставления обучения, необходимых знаний и умений и финансовой поддержки малым бизнесам, стремящимся выйти на международные рынки и закрепиться на них.
Творческие индустрии в настоящее время находятся в центре стратегии и политики нового экономического развития в целом ряде городов Европы. Помимо приведенных выше примеров, можно упомянуть и о нижеследующих.
Милан
В Милане 15 на сегодняшний день работает около 50 000 малых предприятий, занимающихся творческими индустриями, что составляет одну треть общего количества предприятий страны. Одну треть предпринимателей, занятых в этом секторе, составляют женщины. После резкого спада местной промышленности экономика города была в 1980-е годы переориентирована на финансовые услуги и администрирование, а начиная с 1990-х годов основной поток инвестиций был направлен в сектор культуры, творческих индустрий и коммуникации. Городские власти Милана пересмотрели официальную систему сбора статистических данных, и она теперь в большей степени отражает состояние новых секторов экономики, ныне получивших официальное признание.
Берлин
В столице Германии малые предприятия и отдельные лица, занимающиеся творческими индустриями, переместились в здания, заводские помещения и другие постройки, пришедшие в запустение после объединения страны. Это положило начало процессу возрождения заброшенных городских районов. Вслед за этим интерес к этим дотоле непопулярным городским кварталам стали проявлять строительные компании, которых привлекла инновационная творческая атмосфера, создаваемая малыми творческими группами предпринимателей. В настоящее время, проводя маркетинг своего города, власти делают основной акцент на его культуру и выпускают публикации, рекламирующие его творческие индустрии. Медиа и коммуникация занимают четвертое место среди всех прочих секторов экономики в городе (после недавней реконструкции Берлин располагает одной из лучших цифровых компьютерных сетей в Европе).
Барселона
Новая инфраструктура была создана благодаря крупномасштабной реконструкции города, проведенной при подготовке к Олимпийским играм 1992 года. Городские власти стремились к тому, чтобы проведение Олимпийских игр имело не только международное значение, но и принесло выгоды жителям городских районов, а для этого в рамках общих программ проводились мероприятия, основанные на вовлечении местных сообществ и местных творческих индустрий. Олимпийские игры принесли Барселоне широкую известность и сделали ее одним из самых популярных объектов туризма, но городу удалось сохранить интерес к себе благодаря разнообразию культурных событий и достопримечательностей (количество гостей города в это время увеличилось в два раза – с
1 600 000 до 3 200 000). Данные на 2000 год свидетельствуют о том, что культура обеспечивает 5,4% валового внутреннего продукта Барселоны (в данном случае в категорию «культуры» включены аудио-видео производство, музыка, объекты культурного наследия и музеи, исполнительские и изобразительные искусства. Однако мода, дизайн, архитектура и пр., которые могли бы существенно повысить этот показатель, здесь на учитывались).16
В таких городах как Лион, Роттердам и Франкфурт творческие индустрии также являются важным компонентом планов их развития. Однако наиболее детальные статистические данные имеются по Лондону, где городские власти рассматривают творческие индустрии как «ведущий аспект репутации Лондона как мирового центра бизнеса и туризма».17
Лондон
В отчете, посвященном творческим индустриям Лондона, указано, что в этом секторе занято 400 200 человек, что составляет 23% творческой рабочей силы страны. Творческие индустрии являются важной и стремительно растущей частью экономики Лондона, принося £16-20 млрд ($22,4-28 млрд.) доходов в год. В отчете также говорится, что творческие индустрии:
· позволяют развивать навыки, требуемые во всех секторах экономики
· способны сыграть крайне важную роль для обеспечения успеха в условиях экономики, основанной на знании и информации
· играют ключевую роль в процессе возрождения пришедших в упадок районов Лондона (таких как Кларкенуэлл, Уэппинг и Хокстон)
· существенно способствуют социальному сплочению
· создают рабочие места
· вносят значительную лепту в экономику дневной и ночной жизни города
· служат эффективным механизмом для образования и обучения навыкам.18
В отчете также приводятся данные о том, что 13 творческих индустрий Лондона обеспечивают 10% его экспорта.19 (Более подробная статистика приводится в Приложении).
Сузен Кози
Менеджер программ по России
Международный форум лидеров бизнеса под эгидой принца Уэльского
(Координатор проекта)
Приложение
Косвенный эффект
Творческие индустрии производят также существенное косвенное воздействие, так как такие их виды как реклама, дизайн, издательство и др. связаны с большинством других секторов.
Помимо этого, во многих секторах профессиональных и иных услуг сложилась конкретная специализация по творческим индустриям, и теперь существует рынок специалистов для разных секторов по маркетингу и ПР, страхованию и розничной торговле. Средоточие искусств и иных творческих видов деятельности, в том числе медиа, привело к тому, что многие юридические, аудиторские и бухгалтерские фирмы Лондона ввели специализацию по творческим индустриям, дотоле беспрецедентную.
Роль туризма
Туризм играет важную роль, придавая дополнительную ценность творческим индустриям. Они привлекают туристов в Лондон, и находясь в Лондоне, туристы тратят деньги как непосредственно на сами эти индустрии (покупая билеты в театры и музеи, делая покупки в салонах и т. п.), так и на косвенно связанные с ними вещи, – еду, питье, транспорт, гостиницу и прочее. В Лондоне туризм создает около 250 000 полных рабочих мест.
Среди приезжих, которые указали на то, что для их решения посетить Великобританию культура стала «важным или очень важным» фактором, 59% были привлечены музеями (этот процент выше для туристов из США); 37% – театрами и салонами; 34% – исполнительскими искусствами. Кроме того, на культуру как на «важный фактор» указало 30% тех, кто приехал по делам бизнеса. £645млн (US$903 млн.), или приблизительно 10% расходов иностранных посетителей в Лондоне непосредственно связано с культурой или искусствами (эти данные взяты из статистического документа Employment in the Arts & Cultural Industries, an analysis of the 1991 Census, ACE (London), 1995).
Лондонский дизайн, мода, клубы, исполнители и т. п. привели к бурному всплеску интереса к городу в конце 1990-х годов. Новое поколение посетителей привлекает репутация города как передового края современной и уличной культуры.
Структура сектора
Размер компаний, занимающихся творческими индустриями, может быть разным. Большинство этих индустрий фрагментировано и, в основном, зиждется на работе индивидуальных предпринимателей, микро и малых предприятий. 28% – это одиночки, которые работают на себя, еще 28% занято в компаниях, где работает менее 25 человек.
Процент индивидуальных предпринимателей в этой отрасли один из самых высоких по стране: 66% музыкантов; 43% дизайнеров одежды; 42% художников и дизайнеров; 39% архитекторов; 37% фотографов, операторов и звукооператоров. В число секторов с высоким процентом индивидуальных предпринимателей и малых предприятий входят следующие: кино и телевидение (исполнители и технические работники); музыка и исполнительские искусства (исполнители); архитектура, дизайн, изобразительные и визуальные искусства, ремесла, рынок антиквариата и произведений искусства.
Таблица доходов по разным видам творческих индустрий
Сектор | Доходы по стране (в млн. £) | Доходы по Лондону (в млн. £) |
Реклама | 4.0 | £3.0 |
Архитектура | 1.5 | 0.3 |
Искусство и антиквариат | 2.2 | 1.4 |
Ремесла | 0.4 | 0.075 |
Дизайн | 12.0 | данных не имеется |
Мода | 0.6 | данных не имеется |
Кино | 0.9 | 0.7 |
Интерактивные развлекательные компьютерные программы | 1.2 | данных не имеется |
Музыка | 3.6 | 1.8 |
Исполнительские искусства | 0.9 | 0.3 |
Издательство | 16.3 | 5.4 |
Спорт | 9.8 | данных не имеется |
Телевидение и радио | 6.4 | 3.45 |
Итого | 59.8 | 16.46 |
Творческие индустрии: Развитие в Санкт-Петербурге
Введение
«Творческие индустрии» – это термин, используемый для обозначения такой предпринимательской деятельности, в которой экономическая ценность неразрывно связана с культурным содержанием. Творческие индустрии обогащают исконный потенциал культуры «добавленной ценностью», создаваемой благодаря предпринимательским умениям и основанному на новом знании таланту обращения с электронными и иными современными средствами коммуникации. Эти индустрии способны приумножать экономический эффект хорошо знакомых классических гигантов культуры, но, все же, основное внимание уделяют культуре современной, потому что без эксперимента, без вовлеченности в актуальную действительность никакая культура не сможет обновлять и реактивировать себя. В этом смысле творческие индустрии являются источником инновации и конкурентоспособности, столь необходимых городской культуре при условии стремительной глобализации в нашем неумолимо меняющемся мире.
В постиндустриальных городах Европы, США и Дальнего Востока стратегии развития творческих индустрий были признаны ключевыми элементами социального и экономического развития. Было доказано, что они позволяют:
· предотвращать безработицу
· создавать рабочие места для молодых специалистов
· содействовать реструктуризации производства
· способствовать росту выпуска традиционных видов продукции
· открывать ценность современной культуры и инновации
· развивать информационную экономику – «экономику знания»
· предоставлять «мягкие» инфраструктуры для культурного туризма
· споспешествовать возрождению пришедших в упадок городских районов
· вдохнуть новую жизнь в утратившие актуальность исторические памятники и заброшенные промышленные строения
· обеспечивать эффективную социальную реабилитацию маргинальных групп населения.
Службы помощи, которые создаются в рамках стратегии развития творческих индустрий, как правило, направлены на поддержку малого и среднего бизнеса, но следует обратить внимание и на то, что творческие личности, работающие в крупных государственных учреждениях или частных организациях, цели которых не являются коммерческими, могут исполнять роль ничуть не менее предпринимательскую. Опыт показывает, что для творческих индустрий необходима специальная поддержка, направленная на удовлетворение их конкретных потребностей. Умения и навыки, накопленные творческими индустриями, могут быть использованы для всего сектора культуры в целом, а также в области промышленного и иного производства.
Правительства Санкт-Петербурга, Хельсинки и Манчестера, участвующие в проекте «Партнерство по развитию творческих индустрий», который стал основной темой этой серии статей, разделяют приверженность идее продвижения этого сектора в «культурной столице» России. Богатство культурного наследия Санкт-Петербурга и его «живые» искусства, его приближающееся трехсотлетие и поставленные администрацией города цели по развитию культурного туризма и реструктуризации производства делают политику развития творческих индустрий особенно важной и актуальной.
Город Хельсинки, один из партнеров в этом проекте от Европейского Союза, можно рассматривать как один из самых свежих примеров успешного преодоления экономического спада через развитие творческих индустрий. Второму партнеру – Манчестеру – удалось вдохнуть новую жизнь в центр города и обеспечить его постиндустриальное экономическое благополучие при помощи стратегий, ориентированных на развитие искусства: в городе была создана одна из первых специализированных служб поддержки творческих индустрий. В настоящее время Манчестер играет лидирующую роль в общеевропейских сетях развития.
Приводимые здесь статьи, которые войдут в заключительный отчет по проекту и будут опубликованы, знаменуют собой заключительную стадию полутора годовой программы, проводившейся по инициативе Леонтьевского центра социально-экономических исследований и Международного форума лидеров бизнеса под эгидой принца Уэльского при финансировании по программе Европейского союза ТАСИС «Малые проекты приграничного сотрудничества». Основную часть отчета составит научный анализ существующего на текущий момент положения сектора творческих индустрий в Санкт-Петербурге (что представлено здесь статьями Джастина О’Коннора и Нины Одинг), который позволил определить сильные стороны и потенциал сектора, а также выявить те основные проблемы, которые стоят на пути его развития. Бесспорно, выдающееся культурное наследие Санкт-Петербурга и сохраненные исполнительские искусства в классических традициях несут в себе богатейшие возможности для города как центра мировой культуры, однако проведенное исследование показало, что творческие индустрии города развиты в меньшей степени. И хотя уже создано достаточно много разных творческих предприятий, некоторые из условий, в которых им приходится работать, и отсутствие специальных механизмов профессиональной поддержки снижают их потенциал и ограничивают тот вклад, который они могут делать в экономическую и социальную жизнь города.
В этой вступительной статье сначала дается обоснование актуальности программы «Партнерства по развитию творческих индустрий» для выполнения поставленных в Санкт-Петербурге задач по развитию города, а затем проводятся аналогии между ситуацией, сложившейся на сегодня в Санкт-Петербурге, и недавним опытом Хельсинки, Манчестера и других городов. Это позволяет, с одной стороны, продемонстрировать релевантность предлагаемых идей, а с другой – предложить вдохновляющие примеры для развития в планируемых направлениях.