Целевые ориентиры на этапе завершения программы для детей 5 -6 лет
1.Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности- игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
2 .Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
3.Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
4. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
5.У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
6. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
7. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, знаком с произведениями детской литературы, представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Содержательный раздел
2.1. Содержание образовательных областей
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Пояснительная записка.
Планирование организованной образовательной деятельности по ОО «Художественно-эстетическое развитие» осуществляется согласно Образовательной программы МБДОУ Детский сад № 110, построенной на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию - протокол от 20 мая 2015 года №2/15) и авторской комплексной программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, 2015г.
В соответствии с данной программой в старшей группе на занятия по ОО «Художественно-эстетическое развитие» отводится 5 часов в неделю продолжительностью 25 минут: рисование – 2 занятия в неделю (72 – в год), аппликация - 1 занятие в 2 недели (18 – в год), лепка – 1 занятие в 2 недели (18 – в год), музыка – 2 занятия в неделю (72 – в год).
В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей".
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, одним словом реализовать себя как творческая личность.
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направлено наразвитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) через решение следующих задач:
- знакомить с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок;
- обращать внимание на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении, учить воспринимать художественные образы в картине, скульптуре, графике;
- формировать представления о художественных ремеслах (резьба и роспись по дереву, гончарное дело, и т.д.);
- обогащать содержание изобразительной деятельности в соответствии с задачами других образовательных областей, стимулировать самостоятельный выбор сюжетов о семье, жизни в детском саду, бытовых, общественных и природных явлениях;
- учить создавать выразительные художественные образы в рисунке, лепке, аппликации, передавать характерные признаки предметов и явлений, настроение персонажей;
- совершенствовать изобразительные умения (передавать выразительность формы изображаемых объектов, пропорции и взаимное расположение их частей, характеры и простые движения персонажей), создавать многофигурные композиции на всем листе, используя фризовую и линейную композиции, располагая предметы выше — ниже, ближе — дальше;
- совершенствовать технику рисования гуашью, смешивая цвета и используя плотность цветового пятна, возможности передачи контраста цветов путем наложения одного на другой, учить рисовать акварельными красками, используя влажную поверхность листа для передачи различных цветовых сочетаний (воздушность, легкость), знакомить с приемами рисования цветными мелками, углем, сангиной;
- показывать приемы скульптурной лепки и из целого куска путем вытягивания и моделирования частей, использовать стеку для передачи характерных черт;
- в аппликации показывать новые способы создания образов (симметричное, силуэтное вырезание, накладная и обрывная аппликация), коллективно создавать орнаментальные аппликации (панно, фризы, коллажи):
- поддерживать стремление самостоятельно комбинировать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения (рисунок и аппликация);
- учить планировать этапы аппликации и рационально использовать материалы;
- использовать приобретенные изобразительные навыки и умения в дидактических и сюжетно-ролевых играх.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Рисование
Предметное рисование
· Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов,
персонажей литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунках.
· Учить детей передавать расположение предметов на листе бумаги, обращать
внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, двигаться, быть в разных позах и т.д.).
· Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать предмет
на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали).
· Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными
материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т. п.).
· Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким
нажимом, без жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.
· При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на
карандаш. В карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим, передавать до трех оттенков цвета. Учить рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой).
· Учить детей рисовать кистью разными способами: широкие линии – всем ворсом,
тонкие – концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.
· Закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми цветами
(фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, светло-зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисованию гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью).
Сюжетное рисование
· Учить детей создавать сюжетные композиции на темы окружающей жизни и на темы
литературных произведений («Кого встретил Колобок», «Два жадных медвежонка»,
«Где обедал воробей?,» и др.).
· Развивать композиционные умения, учить располагать изображения на полосе внизу
листа, по всему листу.
· Обращать внимание детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете
(дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов).
· Учить располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга
(растущие перед домом деревья и частично его загораживающие и т. п.).
Декоративное рисование
· Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и
углублять знания о дымковской и филимоновской игрушках и их росписи; предлагать создавать изображения по мотивам декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов. Продолжать знакомить с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков), учить использовать для украшения оживки.
· Познакомить с росписью Полхов-Майдана. Включать городецкую и полхов –
майданскую роспись в творческую работу детей, помогать осваивать специфику этих видов росписи. Знакомить с региональным (местным) декоративным искусством.
· Учить составлять узоры по мотивам городецкой, гжельской росписи; знакомить с
характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки).
· Учить создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка,
чашка, розетка и др.).
· Для развития творчества декоративной деятельности использовать декоративные
ткани. Предоставлять детям бумагу в форме одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер и др.), предметов быта (салфетка, полотенце) для украшения.
· Учить ритмично, располагать узор. Предлагать расписывать бумажные силуэты и
объемные фигуры.
Лепка
· Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из глины, пластилина и
пластической массы.
· Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи,
фрукты, грибы, посуда, игрушки); передавать их характерные особенности. Продолжать учить лепить посуду из целого куска глины и пластилина ленточным способом.
· Закреплять умение лепить предметы пластическим, конструктивным и
комбинированным способами. Учить сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми.
· Учить передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и
животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях).
· Формировать у детей умение лепить по представлению героев литературных
произведений (медведь и колобок, лиса и зайчик и т. п.). Развивать творчество, инициативу.
· Продолжать формировать умение лепить мелкие детали; пользуясь стекой, наносить
рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, перышки птицы, узор, складки на одежде людей и т. п.
· Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными
материалами (косточки, зернышки, бусинки и т. д.).
· Закреплять навыки аккуратной лепки.
· Закреплять навык тщательно мыть руки по окончании лепки.
Декоративная лепка
· Продолжать знакомить детей с особенностями декоративной лепки. Формировать
интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно-прикладного искусства.
· Учить лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек (дымковской,
филимоновской, каргопольской и др.).
· Формировать умение украшать узорами предметы декоративного искусства. Учить
расписывать изделия гуашью, украшать их налепами и углубленным рельефом.
· Учить обмакивать пальцы в воду, чтобы сгладить неровности вылепленного
изображения, когда это необходимо для передачи образа.
Аппликация
· Приобщить детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду
деятельности.
· Закреплять умение разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги
из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат – в 2-4 треугольника, прямоугольник – в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники; создавать из этих деталей изображения разных предметов или декоративные композиции.
· Учить вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой,
а симметричные изображения – из бумаги, сложенной пополам (стакан, ваза, цветок и др.).
· Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями.
· Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.
Музыкальная деятельность
· Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее.
Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой. Продолжать развивать музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух.
· Способствовать дальнейшему развитию навыков пения, движений под музыку, игры и
импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах; творческой активности детей.
Слушание.
· Учить различать жанры музыкальных произведений(марш, танец, песня).
· Совершенствовать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным
фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза).
· Совершенствовать навык различения звуков по высоте в пределах квинты, звучания
музыкальных инструментов (клавишно-ударные и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка).
Пение.
· Формировать певческие навыки, умение петь легким звукомв диапазоне от «ре»
первой октавы до «до» второй октавы, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо. Способствовать развитию навыков сольного пения, с музыкальным сопровождением и без него. Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера.
· Развивать песенный музыкальный вкус.
Песенное творчество.
· Учить импровизировать мелодию на заданныйтекст. Учить сочинять мелодии
различного характера: ласковую колыбельную, задорный или бодрый марш, плавный вальс, веселую плясовую.