Учебно-методические материалы
для студентов 1 курса факультета рекламы
Москва
Учебно-методические материалы составлены в соответствии с учебной программой, утвержденной на заседании кафедры дизайна и режиссуры в рекламе Московского гуманитарного университета
(Протокол № 4 от 30.04.05).
Автор: Алексеева И.А., преподаватель кафедры дизайна и режиссуры в рекламе.
Рецензент: Васильев А.А., профессор, зав. кафедрой «Дизайн и режиссура в рекламе» МосГУ, член Союза художников России и МОА «Союз дизайнеров».
© Алексеева И.А. 2005 г.
© МосГУ, 2005 г.
Тематический план курса (Д/О).
№№ | Наименование темы | Всего часов | Из них | Форма контроля | |
Лекции | семинары | ||||
Введение. Искусство древности. | |||||
1. | Введение в изучение искусства. Проблема возникновения искусства. Первобытное искусство. | ||||
2. | Искусство древнейших цивилизаций. Государства Месопотамии и Древний Египет. | ||||
3. | Искусство Древней Греции. | ||||
4. | Искусство Древнего Рима. | Тест | |||
Искусство средневековья. | |||||
5. | Искусство западноевропейского средневековья. | ||||
6. | Искусство эпохи Возрождения. | ||||
7. | Раннехристианское искусство. Искусство Византии. | ||||
8. | Русское искусство X – XVII вв. | Тест | |||
Искусство Нового времени. | |||||
9. | Стилевые направления в искусстве XVII в. | ||||
10. | Стилевые направления в искусстве XVIII в. | ||||
11. | Европейское искусство XIX в. | ||||
Русское искусство XVIII - нач. XX вв. | Тест | ||||
Искусство XX в. | |||||
13. | Основные направления и тенденции развития зарубежного искусства XX в. | ||||
14. | Советское искусство XX в. | ||||
15. | Искусство и средства массовой коммуникации XX в. | Тест | |||
Итого: |
В конце семестра по курсу «Искусство» предусмотрен экзамен.
В рамках курса для каждого студента желательно написание реферата и посещение музеев.
Учебно-методические материалы подготовлены в помощь студенту в освоении вузовского учебного курса «Искусство», главной частью которого являются лекции, носящие в основном обзорный характер. Читаемые лекции не повторяют ни одного из известных учебников – они являются авторским курсом ведущего преподавателя, а, следовательно, их тщательная запись для каждого студента необходима.
Одним из важнейших видов самостоятельной работы студентов в усвоении курса является подготовка к семинарским занятиям, которые еженедельно проводятся по группам и предусматривают активную работу каждого студента. Планы семинарских занятий и литература, необходимая для подготовки к ним, содержатся в данном пособии.
К планам семинарских занятий прилагаются темы докладов и рефератов: студенты могут выбрать тему из указанного перечня, могут предложить и собственный вариант темы, но в последнем случае они должны согласовать формулировку с преподавателем.
Список произведений искусства, рекомендуемых для ознакомления при изучении той или иной темы, прилагается к каждому семинарскому занятию.
Семинарское занятие 1.
Введение в изучение искусства.
Первобытное искусство.
(2 часа)
1. Виды изобразительного искусства
2. Эволюция изобразительных форм искусства первобытного общества.
3. Функции традиционного и первобытного искусства. Синкретизм.
Темы для самостоятельного изучения и докладов
1. Роль искусства в жизни человека.
2. Традиционное искусство и современность.
Литература к семинару
· Випер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 1985 г.
· Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. М., 1998 г.
ü Гнедич П.П. История искусств. Зодчество, живопись, ваяние. Изд. 3-е(7/ Г-56)
ü Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1. От древнейших времен до XVI в. М., 1969 г. (709/Д-53)
ü Искусство стран и народов мира. Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство: Краткая художественная энциклопедия: В 5 т. Том 1. М., 1962 г. (7 (0З)/И-868)
· Кожинов В. Виды искусства. М., 1960 г.
ü Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство («Малая история искусств»). М., 1973 г. (709/М-63)
· Окладников А.П. Утро искусств. Л., 1967 г.
Произведения первобытного искусства
· «Негативные» отпечатки рук. Пещера Гарга. Франция. Палеолит.
· Роспись в пещере Альтамира. Испания. Палеолит.
· Роспись в пещере Ньо (Нио). Франция. Палеолит.
· «Зал быков». Роспись в пещере Ляско. Франция. Мадленский период.
· Роспись пещеры Эль-Кастильо. Испания. Мадленский период.
· Женские статуэтки из Виллендорфа. Австрия. Палеолит.
· «Сражающиеся лучники». Роспись на скале. Испания. Мезолит.
· «Охота на оленей» Роспись на скале. Испания. Мезолит.
· Трипольская керамика. Неолит.
· Петроглифы. Неолит.
· Дольмен. Франция. Эпоха бронзы.
· Менгиры. Карнак. Франция. Эпоха бронзы.
· Кромлех. Стоунхендж. Англия. Эпоха бронзы.
· Монументальные статуи. Остров Пасхи. Полинезия.
Семинарское занятие 2.