Социально-демографические факторы, влияющие на жанровые предпочтения

Очевидно, что социально-демографические характеристики влияют на многие аспекты жизни индивидов, в том числе они могут определять их предпочтения. Для того, чтобы изучить, как зависят предпочтения от социально-демографических характеристик и какие из них более важные, необходимо рассмотреть результаты уже проведённых эмпирических исследований.

К примеру, в исследовании Дж. М. Гризолии и К. Г. Уиллиса о поведении и предпочтениях посетителей театра, результаты показали, что желание «воспользоваться услугой» похода в театр у женщин в целом ниже, чем у мужчин, при этом женщины менее подвержены влиянию рецензий и отзывов о спектакле, чем пенсионеры. Кроме того, исследование показало, что комедии больше привлекают представителей обоих полов, тогда как драма не представляет ценности для 22% опрошенных (José M. Grisolía, K. G. Willis). В статье об анализе потребительского поведения африканских посетителей кинотеатров было отмечено, что, согласно результатам исследования, чем моложе респондент, тем сильнее на его предпочтения влияют такие факторы, как реклама (и другие маркетинговые технологии), чувство патриотизма (т.е. предпочтение национальных фильмов из-за чувства гордости), продюсерский успех и качество фильма (Jeanne-Mari Jordaan, Karin Botha, Pierre-Andrè Viviers).

По результатам канадского исследования, в ходе которого авторы изучали вопрос, отличаются ли потребительские модели любителей художественных фильмов от моделей потребителей коммерческого кино, были выявлены некоторые характеристики аудиторий кино. К примеру, оказалось, что в сравнении с любителями коммерческих фильмов, приверженцы художественного кино старше и образованнее, а также, что аудитория коммерческого же кино в основном состоит из мужчин и очных студентов. По остальным параметрам, таким как семейное положение, доход, количество детей, явной разницы между двумя аудиториями не было выявлено (Sharon L. H. Chuu, Jennifer C. Chang & Judith L. Zaichkowsky).

Поскольку в данном исследовании рассматриваются не просто предпочтения жанров кино в целом, а предпочтения конкретно кинотеатральной аудитории, то имеет смысл изучить социально-демографические характеристики, по которым различается склонность к посещению театров или кинотеатров. В своём исследовании «Determining heterogeneous behavior for theater attendance» Виктория Атека-Аместой рассматривает модели вовлечённости людей в театральное искусство. Результаты показали, что мужчинам более свойственно вообще не посещать театр, а уровень дохода имеет монотонный эффект в снижении посещаемости мужчинами театра только для первых трёх квартилей распределения дохода. В отношении тех, кто посещает театр, оказалось, что женщины и представители старшей возрастной категории имеют тенденцию чаще следить за репертуаром. Эффект дохода имеет значимость только для последней квартили дистрибутивности. Как незамужние женщины, так и неженатые мужчины склонны ходить на спектакли чаще. Такое же положительное влияние исходит из проживания в городской среде. Что касается роли образования индивидов, то, как ни странно, результаты показывают, что высокий уровень образования позитивно сказывается на посещаемости театра (Victoria Ateca-Amestoy). В статье М. Хьюма, Г. С. Морта и Х. Уинзара об их исследовании потребительского опыта, связанного с общим исполнительским искусством, не было представлено множества результатов, связанных с социально-демографическими факторами, но была выявлена одна закономерность, которой не наблюдалось в других исследованиях. Результаты показали, что молодёжь и люди пожилого возраста посещают мероприятия исполнительского искусства чаще, чем люди среднего возраста (Margee Hume, Gillian Sullivan Mort, Hume Winzar).

Социологами Южной Африки проводилось исследование, в котором изучается эффект, производимый атрибутами театрального искусства на спрос в сфере потребления услуг театров. Атрибуты включают следующие характеристики театра: состав и тип труппы (профессионалы, полупрофессионалы или актёры-любители), жанр шоу (комедия, драма, мюзикл), репутация режиссёра (известный/неизвестный), контекст среды (ЮАР, остальная Африка, развивающиеся страны, Запад), цена на билет (6 категорий). После анализа данных были составлены следующие выводы. Во-первых, просматривалась явная зависимость потери интереса к комедийным шоу и возрастом респондента. Этот жанр получил популярность именно у молодых зрителей. Во-вторых, группы респондентов с высоким уровнем дохода имеют более широкий культурный интерес в сфере театральных жанров, чем люди со средним и низких доходом (K. G. Willis , J. D. Snowball).

Статья, о которой далее пойдёт речь, называется «Listening, Watching, and Reading: The Structure and Correlates of Entertainment Preferences». В исследовании одновременно изучаются жанровые предпочтения не только относительно кино, но относительно также и книг, журналов, телешоу и музыки; жанры всех этих видов досугов целиком разделены на 5 групп. В результате анализа удалось выяснить, что наиболее важным фактором в определении предпочтений был пол, затем умственные способности, образование, возраст и этнос. Женщины и индивиды с низким уровнем образования предпочитают развлечения массового жанра (communal). Женщины с высшим образованием, женщины из общей выборки и индивиды с высоким уровнем образования предпочитают художественные жанры (aesthetic). Молодёжь и мужчины предпочитают мрачные жанры (dark), а захватывающие и тревожные жанры (thrilling) популярны больше среди мужчин, чем женщин, и среди людей с более низким уровнем образования. Также выяснили, что мужчины и пожилые люди предпочитают досуг интеллектуального жанра (cerebral) (Peter J. Rentfrow, Lewis R. Goldberg and Ran Zilca).

Итак, сопоставив результаты исследований, описанных в этой главе, в своей работе мы решили изучать связь предпочтений со следующими социально-демографическими факторами: пол, возраст, место жительства (центр/периферия), образование, семейное положение, трудовая занятость, материальное состояние. По нашим предположениям, факторами, играющими наиболее значительную роль, являются пол, возраст и образование.


Наши рекомендации