Правительство Российской Федерации
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"
Факультет социальных наук
Департамент социологии
Кафедра методов сбора и анализа социологической информации
Курсовая работа
на тему:
«Факторы, детерминирующие жанровые предпочтения
кинотеатральной аудитории»
«Analysis of determining factors of modern young
cinema audience genre preferences»
Выполнили: студентки 2 курса, 153 группы:
Убогова Анастасия,
Карпова Галина,
Федосеева Анна
Научный руководитель:
старший преподаватель
кафедры методов сбора
и анализа социологической информации
Астахова Надежда Викторовна
Москва, 2017 г.
Введение
Данная исследовательская работа посвящена анализу факторов, детерминирующих жанровые предпочтения современной кинотеатральной аудитории.
Согласно результатам опроса, проведённого исследовательским холдингов «Ромир» в октябре 2014-ого года, на сегодняшний день просмотр кинофильмов является одним из самых популярных способов проведения досуга. Каждый год выпускается огромное количество кинофильмов разных жанров: Индия находится на первой позиции по количеству выпускаемых в год кинокартин (около 1000 в год), второе место занимают США (студии Голливуда презентуют около 600 фильмов ежегодно). Проблема исследования заключается в недостаточной изученности связи индивидуальных качеств и жанровых предпочтений в области кино. Индивидуальные характеристики было решено разделить на социально-демографические, психологические и культурные (черты культурного капитала). Кроме того, рассматривается маркетинговый фактор как механизм популяризации кинофильмов, привлечения к ним внимания той или иной аудитории. Эта структура значительно оптимизирует процесс анализа данных и повысит точность полученных результатов. На основании классификации индивидуальных характеристик и одиннадцати выделенных жанров будут составлены анкеты, с помощью которых будут собраны данные от респондентов разных возрастных категорий, пола, уровня дохода и образования.
Целью написания литературного обзора является представление и освещение доступных материалов по теме исследования. Ввиду новизны социологического исследования кино-аудитории в рамках российской науки, вся эмпирическая литература была взята нами из зарубежных изданий и архивов. Задачи литературного обзора могут быть сформулированы следующим образом:
1. Анализ теоретических источников исследовательской темы;
2. Рассмотрение и анализ результатов эмпирических исследований по изучению кинотеатральной индустрии и аудитории, проведённых в разное время;
3. Классификация жанров, её описание и обоснование
4. Описание функционирования маркетинговых приёмов, таких как выпуск трейлеров, теле- и радиоинтервью, обзоры в СМИ, постеры и другое.
Первые два пункта представляют собой выявление детерминирующих факторов, взятых другими исследователями, что будет служить основой постановки гипотез в методологической части работы. Таким образом, наше исследование будет целиком основываться на комбинациях факторов, упоминаемых в литературных источниках.
Заключение
Таким образом, в данном литературном обзоре был проведён анализ теоретических источников исследовательской темы. Была определена классификация 11 кино-жанров, предоставлено их описание и обоснование данного выбора. Были рассмотрены и проанализированы результаты эмпирических исследований по изучению кинотеатральной индустрии. Также были рассмотрены психологические, социально-демографические и маркетинговые факторы, определяющие предпочтения кино-аудитории.
Проблемная ситуация нашего исследования заключается в том, что современный рынок киноиндустрии предлагает своей аудитории множество различных фильмов в своём разнообразии жанров и прочих характеристик. Каждый год выпускается огромное количество фильмов разных категорий. В связи с таким многообразием зритель сталкивается с проблемой выбора. Таким образом, проблема исследования заключается в недостаточной изученности факторов, детерминирующих жанровые предпочтения кино-аудитории.
Список литературы
1. Адорно Т. Эстетическая теория. Пер. с нем. А. В. Дранова. — М.: Республика, 2001. — 526 с.
2. Бурдье П. Формы капитала. Пер.с франц. М. С. Добряковой. – М.: Журнал «Экономическая социология», т.3, №5. – 2002
3. «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007
4. Е. Громов. Жанр и творческое многообразие советского киноискусства // Жанры кино / НИИ теории и истории кино Госкино СССР / В. И. Фомин. — М.: Искусство, 1979. — С. 17,18. — 319 с.
5. Stuart Fischoff, Ph.D. Dept. of Psychology Favorite Film Choices: Influences of the Beholder and the Beheld
6. Родина Т. М. Драма, раздел 2-й / // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл.
7. Трошин А. С. Приключенческий фильм // Кино: Энциклопедический словарь / С. И. Юткевич. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — 640 с.
8. Михалкович В. И. Фильмы ужасов // Кино: Энциклопедический словарь / С. И. Юткевич. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — 640 с.
9. Михалкович В. И. Триллер // Кино: Энциклопедический словарь / С. И. Юткевич. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — 640 с.
10. Шилова И. М. Мьюзикл // Кино: Энциклопедический словарь / С. И. Юткевич. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — 640 с.
11. Долынин Б. П. Кинокомедия // Кино: Энциклопедический словарь / С. И. Юткевич. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — 640 с.
12. Chuu, S.L., Chang, J.C. and Zaichkowsky, J.L. Exploring art film audiences: a marketing analysis // Journal of Promotion Management. 2009. 15 (1–2). 212–228.
13. Grisolía J.M. and Willis G.K. An evening at the theatre: using choice experiments to model preferences for theatres and theatrical productions // Applied Economics. 2011. 43 (27). 3987–3998.
14. Jeanne-Mari Jordaan, Karin Botha, Pierre-Andrè Viviers. Analyzing the ticket purchasing behaviour of younger Afrikaans cinema attendees. // South African Theatre Journal. 2015. volume 28. issue 2, 180 - 208.
15. Ateca-Amestoy, V. Determining heterogeneous behavior for theater attendance. // Journal of Cultural Economics, 2008, 32 (2), 127–151.
16. Hume, M., Mort, G. and Winzar, H. Exploring repurchase intention in a performing arts context: who comes? And why do they come back? // International Journal of Non-profit and Voluntary Sector Marketing, 2007, 12 (2), 135–148.
17. Willis, K. and Snowball, J. Investigating how the attributes of live theatre productions influence consumption choices using conjoint analysis: the example of the National Arts Festival, South Africa. // Journal of Cultural Economics, 2009, 33 (3), 167–183.
18. Peter J. Rentfrow,Lewis R. Goldberg, and Ran Zilca. Listening, Watching, and Reading: The Structure and Correlates of Entertainment Preferences. University of Cambridge, Oregon Research Institute // Journal of Personality, 2011, 79:2.
19. Hall, A. Audience personality and the selection of media and media genres // Media Psychology. 2005. 7 (4). 377–398.
20. Adrian C. North, David J. Hargreaves. Lifestyle correlates of musical preference: 2. Media, leisure time and music. // Society for Education, Music and Psychology Research. 2007. vol 35(2): 179‒200.
21. Bagella, M. and Becchetti, L.. The determinants of motion picture box office: evidence from movies produces in Italy. // Journal of Cultural Economics, 1999, 23 (4), 237–356.
22. Finsterwalder, J., Kupppelwieser, V.G. and de Villiers, M. The effects of film trailers on shaping consumer expectations in the entertainment industry — A qualitative analysis. // Journal of Retailing and Consumer Services, 2012.
23. Gazley, A., Clark, G. and Sinha, A. Understanding preferences for motion pictures. // Journal of Business Research, 2011, 64 (8), 854–861.
24. 12 фактов о странах, снимающих фильмы // Энциклопедия ТОП-Информации. URL: http://www.kafetop.ru/news/top_12_faktov_o_stranakh_snimajushhikh_filmy/2014-08-13-211
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"
Факультет социальных наук
Департамент социологии