Занятие 8. Звон. Колокольня Ивана Великого
Лентулов Аристарх Васильевич (1882–1943). «Звон. Колокольня Ивана Великого», 1915. Холст, масло, бронза, серебро, наклейки из тисненой фольги, 211×213 см.
Аристарх Васильевич Лентулов был одним из основных участников общества московских художников, носившего странное название «Бубновый валет» (1910–1917), члены которого так же смело обновляли художественный язык живописи, как М. С. Сарьян, но несколько в ином направлении.
В картине М. С. Сарьяна мы видели плоскостное решение с контрастными цветовыми заливками. Участники «Бубнового валета», наоборот, искали тонкие градации цвета, а форму изображаемых предметов делили на множество небольших объемов. Эти особенности ярко проявились в картине А. В. Лентулова «Звон. Колокольня Ивана Великого» (1915).
На ней изображена колокольня Ивана Великого и стоящая рядом с ней Ивановская звонница Московского Кремля. А точнее, темой картины является сам звон колоколов — покажите детям, как качаются архитектурные объемы в ритм с ударами колокола.
Эта работа трудна даже для свободного копирования. Посоветуйте ребятам пренебречь всеми мелкими деталями (окнами, фигурой звонаря и т. д.), но сохранить основные цветовые плоскости и самые крупные архитектурные объемы (не следует пытаться передать их объем, пусть на рисунках они будут плоскими), нужно упростить цветовое решение.
Главная задача — создать красивый по цвету смелый рисунок. На этом занятии, пренебрегая копированием, даже свободным, важно постараться раскрепостить детей как художников.
Занятие 9. Сосновый бор.
Мачтовый лес в Вятской губернии
Шишкин Иван Иванович (1832–1898). «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», 1872. Холст, масло, 117×165 см.
В русской живописи пейзаж как самостоятельный жанр начал развиваться с конца XVIII века, поначалу под влиянием итальянской живописи. Русские художники ездили в Италию, учились там и писали красивые итальянские пейзажи. Италия — южная страна, там много моря и солнца. Вернувшись домой, художники писали русские пейзажи похожими на итальянские. Так продолжалось почти полвека, пока Иван Иванович Шишкин не открыл своими картинами красоту русского пейзажа: от поросшей снытью лесной опушки до глухого мощного леса («Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», 1872). И. И. Шишкин прекрасно знал природу и передавал ее на своих полотнах абсолютно точно. Он очень любил именно русский пейзаж, эта любовь проявлялась в картинах, придавая пейзажам особую красоту. Художник обычно писал «чистый» (пейзаж без построек, человеческих фигур и пр.) пейзаж в летний солнечный день, но есть у него и зимние пейзажи.
Предложите сравнить эту картину с картинами Н. К. Рериха и И. К. Айвазовского. Все три полотна выражают мощь природы. Спросите, чем же они отличаются. Внимание ребят 4–5 лет направьте на географические различия, детей 6–7 лет — на символическое выражение темы «природа и человек». В горном пейзаже — полная отстраненность природы от человека, горы как обиталище таинственных духов, недоступных познанию человека. В морском пейзаже — неодолимая мощь стихии, власть которой над собой человек должен признать. И только в лесном пейзаже И. И. Шишкина природа предстает как прекрасная, не чуждая и грозная, а близкая и родственная человеку среда обитания, которая щедро обеспечивает его почти всем необходимым: пищей (охота, бортничество и пр.), теплом (дрова, уголь), строительным материалом для жилья и даже для кораблей. Природу необходимо беречь (побеседуйте об охране природы).
При выполнении свободной копии нужно выделить три части пейзажа: лес, земля и небо (ручей, пни и камни рисовать не нужно). В лесу следует прорисовать несколько стволов и веток и отличить по цвету кроны сосен в тени и на солнце.
Занятие 10. Заключительное
Заключительное занятие целеообразно проводить в присутствии родителей.
Вспомните вместе с детьми все жанры живописи, особенности пейзажа.
Просмотрите последовательно все репродукции, с которыми познакомились на занятиях, каждый раз предлагая детям назвать художника и рассказать что-нибудь о картине. Попросите каждого ребенка назвать те пейзажи, которые ему больше понравились, и объяснить почему.
Вторая часть занятия начинается с того, что каждый ребенок раскладывает на полу все свои восемь рисунков в том порядке, в каком они были выполнены (репродукции следует убрать).
Поставьте детей перед рисунками так, чтобы они всем были хорошо видны, и обсудите их вместе, пытаясь выделить наиболее удачные работы и отметить наиболее красивые отдельные фрагменты (критиковать не нужно).
Обязательно похвалите каждого ребенка, а его лучшие рисунки отметьте на обороте (для родителей).
Обсудите последовательно рисунки каждого ребенка.
Портрет в русской живописи
В пособии приведены репродукции восьми портретов из собрания Государственной Третьяковской галереи, написанных крупнейшими русскими художниками в XIX–XX веках, они могут дать детям начальное представление об историческом развитии портрета в отечественной живописи. При подборе репродукций мы попытались охватить разнообразие жанра, включая выбор модели, художественные особенности, такие как композиция и колорит картины, конкретные задачи, стоявшие перед автором портрета, отношение художника к своей модели.
В пособии рассматриваются следующие произведения:
1. Боровиковский В. Л. Портрет М. И. Лопухиной, 1797. Холст, масло. 72×54,5 см. Государственная Третьяковская галерея.
2. Тропинин В. А. «Кружевница», 1823. Холст, масло, 74×59 см. Государственная Третьяковская галерея.
3. Брюллов К. П. «Всадница», 1832. Холст, масло, 291,5×206 см. Государственная Третьяковская галерея.
4. Брюллов К. П. Портрет В. А. Перовского, 1837. Холст, масло, 247× 152 см. Государственная Третьяковская галерея.
5. Крамской И. Н. «Пасечник», 1882. Холст, масло, 57× 45 см. Государственная Третьяковская галерея.
6. Серов В. А. Мика Морозов, 1901. Холст, масло, 62×70 см. Государственная Третьяковская галерея.
7. Серебрякова З. Е. «За туалетом». Автопортрет, 1909. Холст на картоне, масло, 75×65 см. Государственная Третьяковская галерея.
8. Лентулов А. В. Автопортрет, 1915. Холст, масло, наклейки из цветной бумаги, 142× 104,5 см. Государственная Третьяковская галерея.
Методические рекомендации
Обсуждение портретов следует проводить в той последовательности, в которой они приведены в пособии, это закрепит в сознании детей характер исторического развития жанра. Каждое занятие посвящается одному портрету, но в начале занятия стоит просмотреть последовательно те портреты, с которыми дети познакомились на предыдущих занятиях.
При обсуждении портрета с детьми 4–5 лет особое внимание нужно уделить целостному эмоциональному восприятию портрета, красоте картины в общем и в деталях, личному отношению ребенка к портретируемому (нравится ли портрет и портретируемый; хотелось бы поговорить с этим человеком, о чем его можно спросить; если не нравится — то почему и т. д.). С детьми 6–7 лет, кроме вышеперечисленного, нужно обсудить отношение автора к своей модели, психологическую и социальную характеристику модели, сравнить этот портрет с рассмотренными ранее картинами (сходство и различия), рассмотреть и сравнить художественные средства, использованные автором.
Рекомендуем обсуждение портрета на каждом занятии дополнять активными действиями детей, связанными с данным портретом. Например, попросить детей принять позу и попытаться повторить выражение лица портретируемого, нарисовать портрет по памяти (фломастером, гуашью), обсудить рисунки (не касаясь темы портретного сходства).
Для облегчения восприятия живописи занятия включают (особенно в работе с детьми 6–7 лет) и собственную практику детей в этом виде искусства — первые шаги в обучении рисунку, композиции и живописи путем свободного копирования обсуждаемых портретов. Это усилит интерес детей к живописи, а у некоторых ребят вызовет желание рисовать или учиться живописи.
Занятие 1. Вводное
В процессе занятия нужно постепенно перевести внимание детей от самых общих вопросов искусства к тем конкретным практическим опытам, которые им предстоят. Цель вводного занятия — показать ребятам, как интересно, даже увлекательно все, что связано с искусством.
Занятие можно начать с вопросов о том, что общего есть у людей и животных и чем люди отличаются от животных.
Предложите детям пофантазировать на эти темы, подчеркните, что во многих физических отношениях человек проигрывает в сравнении с животным (попросите привести примеры).
Расскажите, что принципиальные различия лежат не в физической, а в духовной сфере: это мышление и наука, речь и письмо, совесть как инструменты различения добра и зла, мораль как основной закон поведения по отношению к другим людям, религия как вера в наличие высшей доброй силы, которая помогает людям, наконец, искусство. Остановитесь подробнее на искусстве. Расскажите детям, что искусство в разных формах есть у всех народов, каждому человеку присуще чувство прекрасного, или ощущение красоты.
Перечислите разные виды искусства, связанные с разными способами восприятия окружающего нас мира: красота движений — танец, красота звуков — музыка и пение, красота речи и слов (текста) — литература, красота зрительных образов — живопись и скульптура и т. д. Попросите детей продолжить этот список. Обсудите, например, как в опере соединяются музыка, пение, литература и живопись.
Расскажите о разных жанрах живописи: портрет, пейзаж, натюрморт, жанр (сцены из жизни), композиции на исторические и литературные темы. Говоря о разных пейзажах, показывайте репродукции. Немного расскажите о материалах и инструментах живописи: холст, натянутый на подрамник, бумага, картон, масляные, гуашевые и другие краски, кисти и т. д. Каждый раз просите ребят продолжить перечень обсуждаемых объектов.
Во второй части занятия предложите детям познакомиться с работой гуашью, помогите удобно разложить на столе все материалы, необходимые для работы, открыть баночки с краской; посоветуйте, увлажнив кисть, сделать несколько мазков на бумаге, не забывая мыть и отжимать кисть, перепробовать все краски набора. Затем покажите детям, как смешивают две краски в крышке от баночки, например, белую и синюю, и, отдельно, желтую и синюю. Предложите научиться проводить кистью тонкие линии (это достаточно сложно для дошкольников); следите за тем, чтобы дети проводили вертикали сверху вниз, а горизонтали — слева направо.
Предложите детям на том же листе нарисовать одним цветом простое небольшое изображение, например цветок.
В конце занятия предложите ребятам самостоятельно тщательно закрыть банки с красками, вылить воду, вымыть кисть и руки, протереть влажной тряпкой стол (можно перед практической частью занятия расстелить на столе газету или клеенку).
Занятие 1. Вводное
На первом занятии проводится беседа с детьми о портрете как жанре живописи.
Живопись — это вид искусства, в котором художник выражает свои чувства и мысли с помощью красок и линий на картине. В зависимости от того, что представлено на картине, различают жанры живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, жанровые и исторические композиции. Портрет — картина, на которой представлен конкретный человек, — один из древнейших жанров живописи, он существует по крайней мере две тысячи лет.
В русском искусстве портретный жанр появился в XVII веке и с тех пор постоянно изменяется и развивается вместе с искусством живописи. Вначале портрет носил условно-символический характер, но в XIX веке в портрете, так же как и в других жанрах живописи, постепенно стал преобладать реализм. Художники начали отражать на картинах не только внешность или социально значимые характеристики пор-третируемого, но и его личность — то неповторимое единство психики, сознания и поведения, которое позволяет нам отличать одного человека от другого. Изменялись со временем и художественные средства портрета: композиция, колорит, изображение среды, окружающей портретируемого и т. д. Особенно много нового появилось в портретной живописи в начале ХХ века: традиционный для XVIII и XIX веков погрудный портрет отошел в прошлое, композиция портретов стала разнообразной, обычно с включением элементов окружающей среды, характерной для портретируемого; изменился колорит: ушел нейтральный темный фон, резко высветлилась и стала более цветной палитра художника; большинство портретов стали представлять человека как бы выхваченным из обычной жизни, а не специально позирующим художнику.
Портретная живопись так же разнообразна, как и другие жанры живописи. Она включает, например, и торжественный парадный портрет размером в несколько метров, предназначенный для экспозиции в зале для больших собраний, и небольшого размера камерный детский портрет, который родители ребенка хотят иметь в своем доме. В этом пособии приведены очень разные портреты. На вводном занятии нужно обратить внимание детей на разнообразие портретов, а также на то общее, что объединяет их в единый портретный жанр живописи.
Портрет — это не просто изображение человека, человек присутствует на многих картинах — в пейзажах, композициях. Главная задача портрета — представить конкретного человека именно таким, каким его воспринимает художник, то есть выразить на картине и донести до зрителя отношение художника к портретируемому.
Обязательно следует подчеркнуть в беседе с детьми, что необходимым признаком портрета, как и любой другой картины, является живописная красота и индивидуальность творческой манеры автора. В процессе занятия нужно несколько раз продемонстрировать детям все репродукции, не останавливаясь подробно на каком-либо одном портрете — каждому из них будет посвящено отдельное занятие.
Занятие 2. Молодая женщина
Боровиковский Владимир Лукич (1757–1825). Портрет М. И. Лопухиной, 1797. Холст, масло, 72×53,5 см.
Владимир Лукич Боровиковский — один из крупнейших русских портретистов конца XVIII — начала XIX века. Портрет Марии Ивановны Лопухиной он написал в 1797 году, когда ей было всего 18 лет. Она уже была замужем, ее муж имел довольно высокое придворное звание егермейстера — начальника царской охоты. На портрете мы видим обаятельную, красивую, молодую, уверенную в себе женщину.
Поясной портрет (изображение по пояс) имеет традиционную для того времени композицию: модель (человека, которого пишет художник, принято называть «модель» вместо длинного слова «портретируемый») облокотилась рукой на стол, на заднем плане — пейзаж, ствол огромного дерева затеняет правую часть картины. Двести лет назад, когда был написан портрет, художники писали портреты не на воздухе, на фоне настоящего пейзажа, а в мастерской или в доме портретируемого. А пейзаж придумывали из головы, причем довольно однообразно: кусочек голубого неба, часть поля, несколько деревьев с густой кроной. С большой долей условности написаны силуэт плеча, рука, розы на столе, однако выражение лица и особенно глаз дают острую индивидуальную характеристику личности модели, а красота и живое выражение лица позволяют считать это произведение одним из красивейших женских портретов в русской живописи.
Почти через сто лет, в 1885 году, поэт Я. П. Полонский посвятил этой картине стихотворение «К портрету М. И. Лопухиной»:
…Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать…
Спросите у детей, нравится ли им портрет, чем он привлекает, похож ли наряд модели на современную одежду, как связаны модель и пейзаж на заднем плане картины: солнечный день, буйная растительность, спелые колосья говорят о спокойствии, красоте и изобилии природы — эти качества зрители невольно распространяют и на личность портретируемого.
Попросите девочек принять позу и выражение модели, а мальчиков — оценить сходство.
Занятие 3. Кружевница
Тропинин Василий Андреевич (1780–1857). «Кружевница», 1823. Холст, масло, 74,7× 59,3 см.
Покажите детям репродукцию картины В. А. Тропинина «Кружевница». Спросите, кто изображен на портрете, что делает девушка. Расскажите детям, что она плетет кружево — узорную сетку из ниток. В XIX веке и прежде кружево было украшением нарядной одежды. Кружева плели вручную специальные мастерицы — кружевницы.
На картине мы видим миловидную девушку-кружевницу, она на минутку оторвалась от своей работы и смотрит прямо на нас. Перед ней на столе на наклонной подставке лежит подушка, к которой булавками крепится кружево. В руках она держит коклюшки — палочки, к которым привязаны нитки. Перебирая коклюшки, кружевница протягивает нитки между булавками, образуя узор кружева.
Спросите у детей, сколько лет девушке, красивая ли она, как она одета (подчеркните, что она одета скромно и удобно для работы), какое у нее настроение, нравится ли ей плести кружево (уточните, что для нее это не развлечение, а работа).
Расскажите, что автор этой картины, Василий Андреевич Тропинин, жил в Москве почти двести лет назад. Он писал портреты (про работу художника говорят не «рисовал», а «писал») разных людей, своих современников; в том числе создал портрет великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Спросите, какие стихи или сказки Пушкина знают ребята.
Тропинин писал не только известных, но и простых людей, таких, как эта кружевница. Спросите, как относился художник Тропинин к своей модели. Она очень нравится художнику своей скромностью, трудолюбием, аккуратностью, милым выражением лица. Может быть, Тропинин даже немного приукрасил ее на портрете — в его время это было принято в портретной живописи. Новым в то время было изображение простого человека во время работы, а рядом с ним — орудий труда (в данном случае это подставка, ткань, коклюшки). Однако комнату художник показывать не стал — тогда было принято писать портреты на «нейтральном», ничего не изображающем фоне.
Спросите, какие краски использовал художник: холодные (синий, зеленый, фиолетовый) или теплые (красный, желтый, коричневый), каков колорит (общий цвет) картины.
Колорит теплый, мягкий, спокойный, без резких переходов от светлого к темному (это называется «без контрастов»). Эти художественные средства и позволяют художнику выразить свое теплое отношение к модели.
Предложите детям что-нибудь сплести из ниток — нет, конечно, не кружево — этому нужно долго учиться, а что-нибудь попроще. Например, девочки могут сплести браслет-косичку (фенечку), а мальчики — закладку для книжки из цветных ниток мулине. Нитки нужно взять трех цветов и такой длины, чтобы ниткой можно было три раза обернуть руку. Концы ниток завязать в узел и прикрепить кусочком скотча к краю стола, разделить нитки на три части, по цветам, и сплести косичку, а на конце косички связать нитки в общий узел.
В конце занятия снова предложите детям посмотреть на репродукцию «Кружевницы». Уточните фамилию автора.
Занятие 4. Всадница
Брюллов Карл Павлович (1799–1852). «Всадница», 1832. Холст, масло, 291,5× 206 см.
Автор этого портрета — художник Карл Павлович Брюллов — жил в первой половине XIX века. Картина «Всадница» написана тридцатитрехлетним художником в Италии. Брюллов был в расцвете своего таланта, через год ему принесла европейскую известность картина «Последний день Помпеи», над которой он уже работал. (Помпеи — небольшой античный город в Италии, располагавшийся у склона вулкана Везувия. Почти две тысячи лет тому назад, 24 августа 79 года, во время извержения вулкана город Помпеи вместе со всеми жителями был засыпан восьмиметровым слоем камней и горячего пепла — выше, чем крыши двухэтажных домов.) Брюллов известен не только этой картиной, он написал много прекрасных портретов своих современников и был очень популярным художником.
Судьба улыбалась молодому художнику. Праздник жизни, молодости и счастья отражает двойной портрет «Всадница». На нем изображены две итальянки: Джованнина (всадница) и Амацилия (младшая девочка) — воспитанницы графини Ю. П. Самойловой. Нарядная молодая девушка на благородной лошади, рядом прелестная девочка и две породистые собаки — все свидетельствует о полноте жизни под безоблачным небом — такой видел Италию художник, приехавший из северного Петербурга.
Спросите у детей, сколько персонажей представлено на картине (включая животных), кто из них самый красивый, о чем думает девочка, как относятся девушка и девочка к домашним животным. Снова покажите репродукцию картины В. А. Тропинина «Кружевница». Предложите детям перечислить признаки, которые отличают скромную девушку-кружевницу от всадницы — воспитанницы богатой графини.
Занятие 5. Портрет генерала
Брюллов Карл Павлович (1799–1852). Портрет В. А. Перовского, 1837. Холст, масло, 24×152 см.
Продемонстрируйте детям «Кружевницу» В. А. Тропинина и сообщите, что сегодня они познакомятся с совсем другим портретом того же автора — портретом генерала Василия Алексеевича Перовского, участника Отечественной войны 1812 года. Спросите, знают ли дети, с кем была эта война, такая большая, что ее назвали Отечественной, то есть войной за спасение Отечества.
Расскажите, что это была война с Наполеоном. Из далекой Франции он привел огромную армию и хотел завоевать Россию. Самое большое сражение произошло недалеко от Москвы, около села Бородино:
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
М. Ю. Лермонтов «Бородино»
Французы вступили в покинутую жителями Москву, но затем русская армия, которой командовал М. И. Кутузов, разгромила французскую армию, и Наполеон бежал назад во Францию.
Во время Отечественной войны Перовский был восемнадцатилетним храбрым офицером, генералом он стал гораздо позже.
Предложите детям внимательно рассмотреть портрет и рассказать, что в нем самое главное, чем он отличается от «Кружевницы». Эти портреты совсем разные: на первом представлена милая девушка, а на втором — боевой офицер.
Спросите, почему офицер изображен на фоне мрачной грозовой тучи. (Это напоминание о грозной войне 1812 года.) На заднем плане изображен разгоряченный белый конь — Перовский был кавалерийским офицером. Обратите внимание детей на то, какие нарядные мундиры были у военных в то время.
Перовский представлен на портрете в спокойной позе, у него серьезный, вдумчивый взгляд — Брюллов писал этот портрет, когда Перовскому было уже 43 года и война давно закончилась. К этому времени он был произведен в генералы, управлял большой Оренбургской губернией и был членом Государственного совета — высшего органа управления России.
В этой картине художник выразил свое уважение и восхищение личностью портретируемого: красавец офицер, герой войны, в мирное время — заслуженный генерал, проявивший незаурядные организаторские способности и государственный ум. Портрет большого размера — 2,5× 1,5 метра — предназначался для установки в главном зале города Оренбурга. Перовский изображен в полный рост, в парадном мундире и наградах. Колорит, построенный на световом и цветовом контрасте (темные холодные тона и горячие красные), придает портрету торжественность и монументальность.
Предложите мальчикам встать в позу генерала, обратите внимание на поворот головы, выражение лица (гордое, но не надменное), на положение ног, рук, попросите взять что-нибудь в левую руку. А девочки пусть оценят, насколько поза и выражение лица похожи на позу генерала Перовского на портрете.