Слова в скобках поставьте в правильной форме.
— банка (варенье) — банка варенья
— пачка (печенье) — лист (бумага) — день (неделя) — ветка (сирень) — ручка (дверь) — ящик (яблоки) — прядь (волосы) — чашка (чай) — бокал (вино) | — кружка (пиво) — гнездо (ласточка) — листья (черёмуха) — трели (соловей) — кусок (сыр) — ломтик (ветчина) — сборник (упражнения) — директор (гимназия) — щепотка (соли) |
* * * *
— горсть (орехи, ягоды)
— охапка (сено, дрова)
— начало (день, осень)
— берег (река, озеро, море)
— лист (календарь, тетрадь)
— половина (дом, участок)
— половина (три, десять, восемь)
— килограмм (слива, морковь, черешня)
— литр (молоко, сок, вода)
— метр (ткань, шерсть, шёлк)
* * * *
— пучок (петрушка, укроп, сельдерей)
— свет (луна, солнце, лампа)
— корзина (ягоды, грибы, фрукты)
— кисть (виноград, рябина)
— стакан (молоко, кефир, сметана)
— ствол (дерево, ольха, ель)
— время (обед, ужин)
— сбор (фрукты, ягоды, виноград)
— работник (банк, магазин)
— дирижёр (оркестр)
— руководитель (хор)
— заведующий (отделение, склад)
— капитан (судно, корабль)
— водитель (троллейбус, трамвай)
28. Вставьте определения по смыслу.
1. Стол был покрыт ... ... скатертью с ... бахромой.
2. ... ...волны с грохотом и шумом ударялись о ... скалы и медленно уползали обратно в ... море.
3. На девочке было... ...платье, отделанное... ... кружевами и перетянутое... ...лентой.
4. Лес встретил нас... ...щебетом птиц, пением ... соловья, криками... ...людей.
5. Стены комнаты были увешаны... ...картинами, на комоде стояли... ...статуэтки и ... фигурки, а с потолка свисала... ...люстра.
6. Я вышел в поле... ....ветер освежал лицо, грудь наполнялась... ...силою.
7. ... ...капли росы словно ... ... бриллианты были рассыпаны по всему ... полю.
8. Деревья персиков и абрикосов были покрыты ... ... цветами будто кто-то накинул... ...покрывало.
9. Характер у нашего отца был... ..., он с детства приучал нас к... ...труду.
10. ... ...вечерами наша семья собиралась в... ... гостиной, и тут начинались ... рассказы, ... шутки, ... истории.
11. Мы любим слушать нашего преподавателя, у него... ...произношение и... ...лекции.
Подберите глагол по смыслу, напишите его в правильной форме.
1. Ему не следует сейчас (уехать — уезжать) за границу, ему лучше ... через год.
2. Не стоит (брать — взять) с собой все деньги, их могут украсть.
3. Нельзя (пристать — приставать) с глупыми вопросами.
4. Не надо (прийти — приходить) ко мне завтра, меня может не (быть — будет) дома.
5. Опасно ночью (ходить — выходить) на улицу.
6. Не следует (нагрубить — грубить) преподавателям.
7. С ней невозможно спокойно (поговорить — говорить), она никого не (послушать — слушает).
8. Я до сих пор не могу (понять — понимать), как эта вещь оказалась здесь.
9. Брат (кататься — катает) сестру на санках.
10. Нужно смело (брать — браться) за это дело.
11. Она не пьёт таблетки и всегда (лечить — лечиться) травами.
Глаголы в скобках поставьте в правильной форме.
— (Купить) сегодня к ужину хлеб и молоко.
— Не (звонить) мне больше, мне (надоесть) твои звонки.
— Сначала (думать), потом (отвечать).
— (Успокоиться), не волнуйтесь, давайте сядем и всё (обсудить).
— Если вы мне (оставить) свой телефон, я (позвонить) вам сегодня вечером.
— (Передать) директору, что меня не (быть) сегодня на работе.
— Мне надоел этот шум, (бросить) всё и (уехать) в деревню.
— Что вы здесь (искать)?
— Почему вы меня постоянно (перебивать), (дать) мне договорить.
— Я очень (волноваться), так как первый раз (выходить) на сцену.
— (Сказать), пожалуйста, как пройти на улицу «Берёзовая»?
От слов в скобках образуйте прилагательные.
— дорога (даль) — дальняя дорога
— ночь (осень) — человек (честь) — детство (счастье) — горы (высота) — работа(труд) — погода (весна) — роща (берёза) — день (мороз) — лист (клён) — деталь (металл) — билет (проезд) — снаряжение (турист) — ружьё (охота) — лестница (дерево) — история (печаль) — компания (веселье) | — лицо (юность) — суп (грибы) — блюдо (серебро) — судьба (счастье) — подарок (дорого) — массив (лес) — нора (лиса) — шуба (заяц) — хозяин (трудолюбие) — звонок (три) — этаж (семь) — платье (наряд) — причёска (мода) — куртка (кожа) — цветок (поле) |
Замените словосочетания из существительных словосочетаниями из прилагательных.
— ветки сосны — сосновые ветки
— запах ели — гроздья рябины — капли дождя — житель деревни — шкура медведя — свет луны — кора дуба — почки берёзы — поле пшеницы — звон хрусталя — цветок поля — зверь леса — двор школы — костюм из шерсти | — край приморья — поляна леса — почки берёзы — ветер с востока — берег моря — гнездо орла — песни соловья — житель города — шляпа из соломы — бокал из хрусталя — герой сказки — певец оперы — пальто из драпа — герой комедии |
К глаголам допишите приставки по смыслу.
1. Мы _близились к озеру, на берегу которого _ходились две лодки с вёслами.
2. Птенцы _летели из гнезда и стали сами _бывать себе корм.
3. Пожалуйста, _пишите этот документ и не забудьте _ставить печать.
4. Лодка _плыла к берегу, из неё _шли охотники и _правились к лесу.
5. _летев со скалы, орёл _летел над широкими полями.
6. Барсук _глянул из норки, быстро _бежал через тропинку и исчез в густой траве.
7. Девочка _ливала молоко в стакан и несколько капель _лила на скатерть.
8. Вы _ходите к нам вечером, мы _смотрим новые слайды.
Глагол в скобках напишите в правильной форме.
— Я часто (ходить) в театр.
— Они редко (ездить) на юг.
— Что ты (нести) в своей сумке?
— Вы (помогать) своим родителям?
— Мы (хотеть) бы участвовать в этой передаче.
— Почему вы постоянно (опаздывать) на занятия?
— Меня (удивлять) ваша беспечность.
— Ты (обещать) мне больше этого не делать.
— (Разрешить) мне уйти сегодня пораньше.
— Мы вас (предупреждать) об этом заранее.
— Вы давно здесь (сидеть), вы кого-то (ждать)?
— Я (быть) на месте через полчаса.
Допишите окончания, раскройте скобки.
1. Вся поляна была (покрыть) жёлтым_ одуванчик_ и бел_ ромашк_ .
Образец:Вся поляна была покрыта жёлтыми одуванчиками и белыми ромашками.
2. В сад_ (пахнуть) распустившейся сирень_, цветущ_ вишн_ и черёмух_ .
3. Мы (сидеть) на берег_ моря и (любоваться) закат_ солнц_.
4. Самолёт (приземлиться) на аэродром_ ровно в 12 час_.
5. Солнце (спрятаться) за туч_, в лес_ (стать) темно и прохладно.
6. Вдоль деревн_ (мчаться) всадник на ворон_ кон_.
7. Ветки яблонь (склоняться) к земл_ под тяжестью крупн_ и спел_ плод_.
8. Мы (сидеть) в беседк_ и (наслаждаться) пением голосист_ соловь_.
Спишите предложения, допишите окончания, глаголы в скобках поставьте в правильной форме.
1. Из машин_ (выйти) мужчина в светл_ костюм_ и с больш_ букет_ алых роз.
2. На бел_ снег_ отчётливо были видны следы зайц_ и рыж_ лис_
3. В пол_ (пахнуть) скошен_ сен_ и цветущ_ трав_.
4. В телеграмм_ (сообщать) о приезд_ моего брат_ и племянниц.
5. На книжн_ ярмарк_ была (представить) литература русских и зарубежн_ писател_.
6. Узкая тропинка, по котор_ мы (идти), (привести) нас к лесн_ озер_ с чист_ прозрачн_ вод_.
7. Мы (сидеть) в беседк_ и (наслаждаться) пением голосист_ соловь_.
Сочетания слов замените глаголами синонимами.
— проявлять интерес — интересоваться
— испытывать надежду
— участвовать в состязании
— проводить тренировку
— допускать ошибки
— выразить согласие
— испытывать радость
— принять решение
— проходить курс лечения
— совершить прогулку
— испытывать волнение
— выразить восторг
— проявлять возмущение
— испытывать стеснение
— подвергаться разрушению
— совершать подъём
— испытывать наслаждение
— проявить старание
Спишите предложения, допишите окончания, слова в скобках поставьте в правильной форме.
1. (Сидеть) в беседке мы (любоваться) белым_ роз_, растущими на клумб_.
2. Я очень (любить) эту рощ_, так как в ней много белоствольн_ берёз и молод_ сосен.
3. В чист_ вод_ горного озер_, как в зеркале, (отражаться) высок_ ели и сребрист_ клён_.
4. Ласточки то (опускаться) к вод_, то (подниматься) высоко в небо.
5. Я (бояться) ходить по эт_ улиц_, так как здесь нет освещении.
6. Он (работать) очень много и поэтому (возвращаться) домой очень поздно.
7. Она (быть) одета в длин_ розов_ платье с ажурн_ кружев_.
39. Слова в скобках поставьте в правильной форме, подчеркнитеокончания.
— Треск (падающие деревья) и (скатывающиеся камни) смешивался с рёвом урагана.
Образец:Треск падающих деревьев и скатывающихся камней смешивался с рёвом урагана.
— Управление судном, (плавающее во льдах), требует большого опыта.
— Мы скоро познакомились с (встречавшие нас люди) и согласились войти в дом.
— Командный пункт находился на опушке леса, (примыкавшая к городку).
— Мы очутились на небольшом дворике, наполовину (заросший дикими яблонями) и крапивой.
— Ветви сосен, (замыкавшие поляну), качались от порывистого ветра.
— В саду розовели лепестки (отцветавшая в палисаднике) вишни.
— Перейдя через речушку, (разбушевавшаяся после дождя), отряд вышел на широкую поляну.
— На (открывшаяся книжная ярмарка) представлена литература различных жанров.
— В (черневшие во льду) полыньях плавали одинокие птицы.
— Мы плыли вдоль берега и любовались (сверкающие серебряные горы).
— В глубине (открывавшийся пролив) поднимался ледяной сверкающий город.