Структура шоу-мероприятия (ход мероприятия)

Настройка зала.

Настройка участников действия начинается еще до входа в зал. При входе их встречает заранее подготовленное оформление (пла­каты-приветствия, люди в костюмах, специально подготовлен­ных к шоу на входе, которые могут вручать участникам какой-нибудь элемент одежды, способствующий единению всех). Далее рассказывается вкратце, что будет сегодня происходить и по ка­кому поводу все собрались. В это время в зале уже звучит музыка (веселая или грустная, в зависимости от мероприятия), сцена оформлена декорациями.

Чтобы перед действием воцарилась тишина, а зрители настрои­лись на активное участие и сконцентрировали внимание на веду­щем, необходимо использовать активные техникинастроя зала:

- игры с отбиванием ритма;

- игры с повторяющимися движениями и текстом;

- игры с использованием музыкального сопровождения;

- игры с сознательным провоцированием аплодисментов.

2. Творческая завязка:создание интриги и мотивации на актив­ное участие зрителей.

Типы интриг:смена пространства, световая, музыкальная, теат­ральная паузы, легенда.

Определяем красную линию - основную тему мероприятия, связывающую все, что происходит на сцене. Очень важно, чтобы эта красная линия про­шла через все этапы мероприятия, т.е. все конкурсы были объеди­нены в единый сюжет.

В творческой завязке ставится задача, которая должна привес­ти к какому-нибудь необычному результату.

3. Действие с включением всех участников.Конкурсная программа, сценическая постановка, страничное выступление отрядов и т.д.

Работа со зрителями.

Необходимо включать конкурсы со зрителями, игры с залом во время заполнения пауз между основными заданиями для остальных участников.

Особенности логического завершения мероприятия.

Логика завершения мероприятия в том, чтобы достичь цели, которая была объявлена со сцены. Сюжет завершается сло­вами ведущих о том, что все получилось, и мы достигли необхо­димого результата, например, нашли «ключи от Города солнца» или «нашли дверь в Страну спорта».

Жирная» эмоциональная точка.

И, естественно, необходимо продумать эмоциональную точку всего мероприятия. Какая она может быть? Яркая (веселая), в соответствии с ло­гикой шоу, лирическая, загадочная...

Отдельно хочется остановиться на двух очень важных составляющих шоу:

Правила поведения на сцене:

- высокая эмоциональность (она должна быть выше, чем у зала);

- четкость и громкость речи;

- эмоциональная окрашенность речи;

- открытая поза;

- большая амплитуда движений;

- не загораживать друг друга;

- говорить поверх голов зрителей;

- контакт глаз с залом;

- адекватная и раскрепощенная мимика и пластика.

Внешний вид, костюмы героев:

- чистота костюма, опрятность;

- соответствие костюма образу;

-костюм должен сидеть прочно;

- костюмы могут быть «полные», а могут быть только элементы костюма, но легко узнаваемые и утрированные.

Особенности работы с детским коллективом

Мы все такие разные, но мы вместе

(возрастные особенности детей)

Младший возраст (6-9 лет)

Физический рост и развитие:

· руки и ноги растут быстрее тела;

· общее управление телом хорошее;

· координация глаз и рук улучшается к 7 годам;

· сердечно-сосудистая система отстает в своем развитии от других органов и систем, что приводит к быстрой утомляемости, особенно от однообразных движений;

· невелик запас прочности опорного аппарата;

· слаба мускулатура, осо­бенно спины и брюшного пресса, что повышает возможность различных травм во время игр (растяжение связок и т.д.), нарушение осанки;

Характерные особенности:

· высокий уровень активности;

· желание научиться различать, что такое хорошо и что такое плохо;

· лучшая награда – похвала;

· стремление получить время на самостоятельные занятия;

· формирование целеустрем­ленности, или самоувереннос­ти, или агрессии;

· кризис 7 лет - «кризис непосредственности»;

· считают друзьями тех, кого видят чаще других;

· любознательны;

· отличаются конкретностью мышления;

· подвижны;

· не умеют долго концентрировать свое внимание на чем-либо одном;

· высокий авторитет старшего товарища

Дети этого возраста нередко впервые надолго (более 20 дней) отрываются от привычных до­машних условий, расстаются с близкими людьми, ока­зываются в обществе незнакомых детей и взрослых. Боль­шинство детей этого возраста отличаются подвижностью, любознательностью, активностью и непоседливостью. Они не могут долго концентрировать внимание на каком-либо предмете или объекте, поэтому время их занятий должно быть коротким, а различные виды деятельности чередо­ваться между собой и иметь обязательно игровой харак­тер.

В эти годы дети особенно эмоционально от­носятся к требованиям лагеря и правилам внутреннего распорядка отряда. Появляется умение сопоставлять и срав­нивать наблюдаемое, критическое отношение к действи­ям и поступкам товарищей. Вместе с тем новый режим, новые нагрузки, прежде всего на психику ребенка, тре­буют разрядки, которую можно найти в играх.

Также нужно помнить, что овладение навыками и умениями в этом возрасте более эффективно проходит на уровне непроизвольного - запоминания (в частности, в игре).

Таким образом, основной вид деятельности в этом возрасте - игра. Именно игра приходит на помощь вожатому.

При организации игр нужно учитывать анатомо-физиологические особенности детей этого возраста. Они очень подат­ливы различным влияниям окружающей среды, быстро утомляются (особенно их утомляют длительные по времени однообразные движения). Это связано с их физическим развитием.

Поэтому в занятиях с детьми младшего возраста дол­жны быть максимально задействованы подвижные игры без особых нагрузок, с ограничением прыжков и бега, направленные на развитие умения лазать и пользоваться качелями.

Ребят необходимо обеспечить конкретными поручениями, но дать им творческую свободу при их выполнении. Вожатый обя­зан помнить, что перед тем, как дать любое поручение, нужно провести разъяснительную работу. Если идет убор­ка помещения, то, прежде всего, вожатый лично должен показать, как заправляется кровать, как расположить вещи в тумбочке, где находится шкаф.

Ребята этого возраста остро нуждаются в оценке своих действий, их необходимо хвалить. Малышам за их удачи обязательно нужно вручать награды. Пусть это будут самодельные медали со словами «Самому ловкому», «Са­мому веселому», «Самому находчивому» и т.д., но они дают ребенку реальное ощущение успеха, создают необ­ходимый эмоциональный подъем.

Малыши обладают небольшим опытом коллективных взаимоотношений. Поэтому отрядные вожатые должны по­заботиться о создании доброжелательной обстановки в младшем отряде, научить ребят жить в коллективе, забо­титься друг о друге, участвовать в общественно-полезных делах, бережно относиться к собственности лагеря, вы­полнять разнообразные поручения в отряде, соблюдать режим дня и дисциплину.

Средний возраст (10-11 лет)

Физический рост и развитие:

· рост девочек опережает рост мальчиков;

· начинается процесс полового со­зревания (сначала у девочек, потом у мальчиков);

· учащается сердцебиение;

· чаще появляет­ся головная боль;

· ускоряется раз­витие скелета, рук, ног;

· активно развивается нервная система ребенка, отличаясь повышенной возбудимостью.

Характерные особенности:

· стремление повелевать у мальчиков, подчиненность у девочек;

· энергичны, быстры в действии, настой­чивы, инициативны;

· часты беспокойные состояния, нуждаются в постоянной деятельности;

· стремятся к большой мускульной ак­тивности, любят коллективные игры;

· шумны, спорят, влюбчивы;

· боятся поражения, чувствительны к критике;

· интересы постоянно меняются;

· мнение группы более важно и значи­мо, чем мнение взрослых;

· укрепляется волевая сфера;

· бурно проявляют эмоции;

· повышенное стремление к спорам, неуступчивость

· в контакт вступают легко, но склонны к конфликтам со сверстниками, взрослы­ми, родителями;

· стремятся «испытать» себя в активной практической деятельности;

· увлекаются коллективной деятельностью;

· выполняют легко и охотно поручения, но не безразличны к той роли, которая им выпадает;

· не увлекают далекие цели и перспекти­вы, неконкретные поручения, отвлеченные беседы;

· неудача вызывает резкую потерю инте­реса к делу.

Дети этого возраста обычно ак­тивны, жизнерадостны, заинтересованно относятся к той роли, которая им выпадает в отряде, охотно поддержи­вают товарищеские отношения, помогают друг другу в выполнении поручений, ценят в товарищах силу, лов­кость, верность дружбе. Психологи отмечают у них инте­рес к окружающему миру, любознательность, увлечение спортом.

Ребята любят разучивать песни, особенно у костра, танцы. С большой охотой участву­ют в подготовке театрализованных праздников и поста­новках, с удовольствием выступают перед малышами.

Воспитательная работа должна в основе своей иметь большое количество разнообразных и конкретных дел. Обязательно необходимо предусмотреть ролевое распределение обязанностей: каждая роль должна быть четко продуманна и постоянно оцениваться. Не стоит злоупотреблять беседами и обсуждениями: в этом возрасте детям ближе комплексные игры, КТД.

Основной деятельностью могут стать временные или постоянные поручения, с одним только условием: как и роль, каждое поручение должно быть четко обозначено содержательно, и оцениваться должен не только результат выполнения поручения, но и сам процесс выполнения. Дайте своим подопеч­ным проявить их возможности и способности - самостоя­тельно организовать какие-то простые дела, например, получить спортинвентарь у физрука, у завхоза - бумагу и краски с карандашами.

Продумайте любое дело на предмет эмоциональной насыщенности. Ищите приемы «разогрева» эмоций в завязке дела, руководства ими в момент кульминации и «успокоения» в заключительной части. Не стоит заканчивать дело на «высоком накале эмоций», так как неизбежно последует разрядка.

Вожатому необходимо учитывать свойство быстрой сменяемости интересов ребят этого возраста. Они быстро отвлекаются, если не привлечь чем-либо новым и ярким их внимание; быстро бросают начатое в случаях, когда цель предстоящей деятельности слишком отделена во времени, малопонятна, непривлекательна. Ребятам лучше всегда удаются дела короткие по объему, близкие и конкретные по результатам, если от замысла до завершения всем дело ясно и понятно.

Приучайте детей определять цель и планировать собственные действия. Средство – планирование и определение целей группой или коллективной деятельностью. В процессе целеполагания и планирования роль вожатого велика, но не уникальна. Научитесь следовать за предложениями детей, выводит коллективное обсуждение формулировок и этапов к ориентирам, которые вы считаете педагогически целесообразными, но дети при этом должны знать и верить, что полученные результаты (цель, план) – их достижение.

Отрядным во­жатым, в чьем ведении дети среднего возраста, следует обращать внимание на развитие у них инициативности и самостоятельности, на воспитание организаторских способностей и ответственности за порученные дела, нрав­ственности, пробуждать интерес к познанию.

Участие и внимание вожатого очень значимы, важны, необходимо интересоваться впечатлениями, настроением, результатами выполнения (в первую очередь тех заданий, которые сами давали).

Подростки (12-14 лет)

Физический рост и развитие:

· девочки обычно выше мальчиков;

· половое созре­вание;

· быстрый рост мускулатуры;

· завершение роста скелета;

· мальчики отстают в развитии от девочек в среднем на 2 года;

· различия среди детей усиливают­ся, так как неко­торые дети уже повзрослели, а некоторые только начинают взрослеть.

Характерные особенности:

· дети испытывают внутреннее беспокойство;

· антагонизм между мальчиками и девоч­ками, дразнят друг друга;

· мнение группы сверстников более важно, чем мнение взрослых;

· дисциплина может страдать из-за «груп­пового» авторитета;

· стремятся к соревновательности;

· подчиняют свои интересы мнению ко­манды;

· сопротивляются критике;

· появляется интерес к заработку;

· возникает потребность правильно оценить и использовать свои возможности;

· отчуждение от взрослых;

· стремление утвердить свою самостоя­тельность;

· остро ощущаемая потребность в актив­ности;

· горячий энтузиазм, который быстро гаснет, если не может претвориться в какое-либо действие;

· формируется собственная точка зрения на взаимоотношения между людьми, моральные требования и оценки;

· развивается самооценка, самосозна­ние, стремление определить свое место среди сверстников и взрослых.

Для ребят этого возраста отрядный вожатый – старший друг.

Подросток в значительной мере утрачива­ет прежние способы самоутверждения (как «ре­бенок вообще») и обретает новые, связанные с половой принадлежностью, утверждаясь как мальчик или как девочка. Происходит пере­оценка себя и окружающих, в прежние поня­тия вкладывается новый смысл, изменяется ви­дение привычных предметов и явлений. Вожа­тый должен помнить как о неизбежности по­вышения критичности по отношению к нему, его высказываниям и распоряжениям, советам, так и возможности стать объектом первой влюбленности. Будьте внимательны и коррек­тны, предлагайте вашим детям игры, тренин­ги, тесты с целью больше узнать о себе и своих товарищах, определиться в нормах оценки, восприятия, поведения. Необходимо помнить, что подросток стремится завоевать авторитет, признание, развивается потребность быть на уровне требований окружающих его ребят, то есть он стремится занять достойное место в сре­де сверстников, играть в ней роль, ими одобряемую. Вожатый может помочь найти свое место в коллективе (ставить в позицию ответственного, менять роли, оценивать результативность с позиции закрепления настоящей или будущей успешности и т. п.).

Старшие подростки больше считаются с мнением коллектива, поэтому отрядные вожатые и специалисты, работающие с детьми этого возраста, должны воздейство­вать на них не прямо, жестко указывая на их недостатки, а через отряд, через лидерскую группу. Замечания в фор­ме пожеланий воспринимаются с большим пониманием и доверием.

Обратите внимание на «общественное мнение» вашего отряда, в дальнейшем оно будет определять достаточно много как в жиз­ни коллектива, так и в процессе индивидуального развития каждого ребенка. Подростки стре­мятся занять определенное положение в кол­лективе. Они ставят перед собой такие цели и задачи, которые считают «себе по плечу» и, стремятся их достигнуть (хотя это не всегда со­ответствует их возможностям). Постепенно это порождает новую потребность - быть не толь­ко на уровне требований коллектива, но и на уровне своих собственных требований и своей самооценки. Вместе с тем подростки еще не могут достаточно полно анализировать свои поступки и, поэтому, нередко склонны переоценивать свои возможности, а иногда переживать чувство неуверенности в себе.

Не избегайте разговоров с каждым ребенком о его планах, взглядах на жизнь, отношении к различным явлениям и объектам. Пытайтесь понять, какие ориентиры закладываются в основу самооценки, восприятия и отношений. При необходимости воспользуйтесь специ­альными диагностическими методиками и коррекционными играми.

Подростковый возраст - это время пересмотра существующей в обществе системы норм и ценностей. В коллективе подростков нередко возникают собственные моральные требования, не совпадающие с моральными требованиями взрослых, (основа формирующейся субкультуры)

Старайтесь не противопоставлять формиру­ющейся субкультуре привнесенные из мира взрослых нормы и традиции, прежде всего, вник­ните в суть данной субкультуры, в ее проявления и требования. Сделать это возможно лишь посредством длительного, тесного контакта с детьми.

Одним из важных отрядных ежедневных мероприятий является под­ведение итогов, которое в лагере получило название «Ве­черняя свечка» или «Вечернего огонька». Подготовленные вожатые используют в процессе проведения этого мероприятия элементы тре­нинга, что способствует развитию у ребят самосознания, стремления анализировать свои поступки и желания, по­знать себя. Популярностью пользуются тематические ве­чера как в корпусе, так и за территорией - встреча рас­света, солнца, вечер у костра, песни под гитару у костра. Такого рода мероприятия сближают детей, сплачивают временный коллектив. Работа отрядного вожатого направ­лена на то, чтобы детский коллектив стал своего рода семьей, в которой каждый бы чувствовал себя защищено, был уверен в том, что вожатый всегда придет к нему на помощь.

Не избегайте дискуссий и диспутов, круглых столов. Предлагайте детям поразмышлять и обсудить самые животрепещу­щие темы. Учите их культуре спора, аргументи­рованию и доказательству собственной точки зрения, дискуссии.

Для мальчиков - это период переживаний, особенно, когда девочки начинают проявлять интерес к старшим мальчикам. Вот и появился еще один объект для разногласий и конфликтов. Старайтесь «реабилитировать» мальчиков в гла­зах девочек: придумывайте для них работу, ко­торую только они и никто другой сделать не смо­гут (именно так и объясните девочкам, попроси­те поддержать мальчишек), включайте в план работы игры и КТД, в которых они смогут про­явить себя.

Включите в план работы деловые игры, позволяющие от­работать тот или иной навык. Закрепляйте и развивайте уже приобретенные навыки (напри­мер, планирование собственной деятельности, определение цели и задач предстоящей деятель­ности). Учитывая наличие в этом возрасте в той или иной степени выраженной рефлексии, сосре­доточьте внимание на анализе и самооценке сде­ланного, сопоставлении цели и результата, оцен­ке адекватности и действенности избранных средств. Выстройте систему работы лидеров (научите детей управлять собой и другими).

Наши рекомендации