Структура шоу-мероприятия (ход мероприятия)
Настройка зала.
Настройка участников действия начинается еще до входа в зал. При входе их встречает заранее подготовленное оформление (плакаты-приветствия, люди в костюмах, специально подготовленных к шоу на входе, которые могут вручать участникам какой-нибудь элемент одежды, способствующий единению всех). Далее рассказывается вкратце, что будет сегодня происходить и по какому поводу все собрались. В это время в зале уже звучит музыка (веселая или грустная, в зависимости от мероприятия), сцена оформлена декорациями.
Чтобы перед действием воцарилась тишина, а зрители настроились на активное участие и сконцентрировали внимание на ведущем, необходимо использовать активные техникинастроя зала:
- игры с отбиванием ритма;
- игры с повторяющимися движениями и текстом;
- игры с использованием музыкального сопровождения;
- игры с сознательным провоцированием аплодисментов.
2. Творческая завязка:создание интриги и мотивации на активное участие зрителей.
Типы интриг:смена пространства, световая, музыкальная, театральная паузы, легенда.
Определяем красную линию - основную тему мероприятия, связывающую все, что происходит на сцене. Очень важно, чтобы эта красная линия прошла через все этапы мероприятия, т.е. все конкурсы были объединены в единый сюжет.
В творческой завязке ставится задача, которая должна привести к какому-нибудь необычному результату.
3. Действие с включением всех участников.Конкурсная программа, сценическая постановка, страничное выступление отрядов и т.д.
Работа со зрителями.
Необходимо включать конкурсы со зрителями, игры с залом во время заполнения пауз между основными заданиями для остальных участников.
Особенности логического завершения мероприятия.
Логика завершения мероприятия в том, чтобы достичь цели, которая была объявлена со сцены. Сюжет завершается словами ведущих о том, что все получилось, и мы достигли необходимого результата, например, нашли «ключи от Города солнца» или «нашли дверь в Страну спорта».
Жирная» эмоциональная точка.
И, естественно, необходимо продумать эмоциональную точку всего мероприятия. Какая она может быть? Яркая (веселая), в соответствии с логикой шоу, лирическая, загадочная...
Отдельно хочется остановиться на двух очень важных составляющих шоу:
Правила поведения на сцене:
- высокая эмоциональность (она должна быть выше, чем у зала);
- четкость и громкость речи;
- эмоциональная окрашенность речи;
- открытая поза;
- большая амплитуда движений;
- не загораживать друг друга;
- говорить поверх голов зрителей;
- контакт глаз с залом;
- адекватная и раскрепощенная мимика и пластика.
Внешний вид, костюмы героев:
- чистота костюма, опрятность;
- соответствие костюма образу;
-костюм должен сидеть прочно;
- костюмы могут быть «полные», а могут быть только элементы костюма, но легко узнаваемые и утрированные.
Особенности работы с детским коллективом
Мы все такие разные, но мы вместе
(возрастные особенности детей)
Младший возраст (6-9 лет)
Физический рост и развитие:
· руки и ноги растут быстрее тела;
· общее управление телом хорошее;
· координация глаз и рук улучшается к 7 годам;
· сердечно-сосудистая система отстает в своем развитии от других органов и систем, что приводит к быстрой утомляемости, особенно от однообразных движений;
· невелик запас прочности опорного аппарата;
· слаба мускулатура, особенно спины и брюшного пресса, что повышает возможность различных травм во время игр (растяжение связок и т.д.), нарушение осанки;
Характерные особенности:
· высокий уровень активности;
· желание научиться различать, что такое хорошо и что такое плохо;
· лучшая награда – похвала;
· стремление получить время на самостоятельные занятия;
· формирование целеустремленности, или самоуверенности, или агрессии;
· кризис 7 лет - «кризис непосредственности»;
· считают друзьями тех, кого видят чаще других;
· любознательны;
· отличаются конкретностью мышления;
· подвижны;
· не умеют долго концентрировать свое внимание на чем-либо одном;
· высокий авторитет старшего товарища
Дети этого возраста нередко впервые надолго (более 20 дней) отрываются от привычных домашних условий, расстаются с близкими людьми, оказываются в обществе незнакомых детей и взрослых. Большинство детей этого возраста отличаются подвижностью, любознательностью, активностью и непоседливостью. Они не могут долго концентрировать внимание на каком-либо предмете или объекте, поэтому время их занятий должно быть коротким, а различные виды деятельности чередоваться между собой и иметь обязательно игровой характер.
В эти годы дети особенно эмоционально относятся к требованиям лагеря и правилам внутреннего распорядка отряда. Появляется умение сопоставлять и сравнивать наблюдаемое, критическое отношение к действиям и поступкам товарищей. Вместе с тем новый режим, новые нагрузки, прежде всего на психику ребенка, требуют разрядки, которую можно найти в играх.
Также нужно помнить, что овладение навыками и умениями в этом возрасте более эффективно проходит на уровне непроизвольного - запоминания (в частности, в игре).
Таким образом, основной вид деятельности в этом возрасте - игра. Именно игра приходит на помощь вожатому.
При организации игр нужно учитывать анатомо-физиологические особенности детей этого возраста. Они очень податливы различным влияниям окружающей среды, быстро утомляются (особенно их утомляют длительные по времени однообразные движения). Это связано с их физическим развитием.
Поэтому в занятиях с детьми младшего возраста должны быть максимально задействованы подвижные игры без особых нагрузок, с ограничением прыжков и бега, направленные на развитие умения лазать и пользоваться качелями.
Ребят необходимо обеспечить конкретными поручениями, но дать им творческую свободу при их выполнении. Вожатый обязан помнить, что перед тем, как дать любое поручение, нужно провести разъяснительную работу. Если идет уборка помещения, то, прежде всего, вожатый лично должен показать, как заправляется кровать, как расположить вещи в тумбочке, где находится шкаф.
Ребята этого возраста остро нуждаются в оценке своих действий, их необходимо хвалить. Малышам за их удачи обязательно нужно вручать награды. Пусть это будут самодельные медали со словами «Самому ловкому», «Самому веселому», «Самому находчивому» и т.д., но они дают ребенку реальное ощущение успеха, создают необходимый эмоциональный подъем.
Малыши обладают небольшим опытом коллективных взаимоотношений. Поэтому отрядные вожатые должны позаботиться о создании доброжелательной обстановки в младшем отряде, научить ребят жить в коллективе, заботиться друг о друге, участвовать в общественно-полезных делах, бережно относиться к собственности лагеря, выполнять разнообразные поручения в отряде, соблюдать режим дня и дисциплину.
Средний возраст (10-11 лет)
Физический рост и развитие:
· рост девочек опережает рост мальчиков;
· начинается процесс полового созревания (сначала у девочек, потом у мальчиков);
· учащается сердцебиение;
· чаще появляется головная боль;
· ускоряется развитие скелета, рук, ног;
· активно развивается нервная система ребенка, отличаясь повышенной возбудимостью.
Характерные особенности:
· стремление повелевать у мальчиков, подчиненность у девочек;
· энергичны, быстры в действии, настойчивы, инициативны;
· часты беспокойные состояния, нуждаются в постоянной деятельности;
· стремятся к большой мускульной активности, любят коллективные игры;
· шумны, спорят, влюбчивы;
· боятся поражения, чувствительны к критике;
· интересы постоянно меняются;
· мнение группы более важно и значимо, чем мнение взрослых;
· укрепляется волевая сфера;
· бурно проявляют эмоции;
· повышенное стремление к спорам, неуступчивость
· в контакт вступают легко, но склонны к конфликтам со сверстниками, взрослыми, родителями;
· стремятся «испытать» себя в активной практической деятельности;
· увлекаются коллективной деятельностью;
· выполняют легко и охотно поручения, но не безразличны к той роли, которая им выпадает;
· не увлекают далекие цели и перспективы, неконкретные поручения, отвлеченные беседы;
· неудача вызывает резкую потерю интереса к делу.
Дети этого возраста обычно активны, жизнерадостны, заинтересованно относятся к той роли, которая им выпадает в отряде, охотно поддерживают товарищеские отношения, помогают друг другу в выполнении поручений, ценят в товарищах силу, ловкость, верность дружбе. Психологи отмечают у них интерес к окружающему миру, любознательность, увлечение спортом.
Ребята любят разучивать песни, особенно у костра, танцы. С большой охотой участвуют в подготовке театрализованных праздников и постановках, с удовольствием выступают перед малышами.
Воспитательная работа должна в основе своей иметь большое количество разнообразных и конкретных дел. Обязательно необходимо предусмотреть ролевое распределение обязанностей: каждая роль должна быть четко продуманна и постоянно оцениваться. Не стоит злоупотреблять беседами и обсуждениями: в этом возрасте детям ближе комплексные игры, КТД.
Основной деятельностью могут стать временные или постоянные поручения, с одним только условием: как и роль, каждое поручение должно быть четко обозначено содержательно, и оцениваться должен не только результат выполнения поручения, но и сам процесс выполнения. Дайте своим подопечным проявить их возможности и способности - самостоятельно организовать какие-то простые дела, например, получить спортинвентарь у физрука, у завхоза - бумагу и краски с карандашами.
Продумайте любое дело на предмет эмоциональной насыщенности. Ищите приемы «разогрева» эмоций в завязке дела, руководства ими в момент кульминации и «успокоения» в заключительной части. Не стоит заканчивать дело на «высоком накале эмоций», так как неизбежно последует разрядка.
Вожатому необходимо учитывать свойство быстрой сменяемости интересов ребят этого возраста. Они быстро отвлекаются, если не привлечь чем-либо новым и ярким их внимание; быстро бросают начатое в случаях, когда цель предстоящей деятельности слишком отделена во времени, малопонятна, непривлекательна. Ребятам лучше всегда удаются дела короткие по объему, близкие и конкретные по результатам, если от замысла до завершения всем дело ясно и понятно.
Приучайте детей определять цель и планировать собственные действия. Средство – планирование и определение целей группой или коллективной деятельностью. В процессе целеполагания и планирования роль вожатого велика, но не уникальна. Научитесь следовать за предложениями детей, выводит коллективное обсуждение формулировок и этапов к ориентирам, которые вы считаете педагогически целесообразными, но дети при этом должны знать и верить, что полученные результаты (цель, план) – их достижение.
Отрядным вожатым, в чьем ведении дети среднего возраста, следует обращать внимание на развитие у них инициативности и самостоятельности, на воспитание организаторских способностей и ответственности за порученные дела, нравственности, пробуждать интерес к познанию.
Участие и внимание вожатого очень значимы, важны, необходимо интересоваться впечатлениями, настроением, результатами выполнения (в первую очередь тех заданий, которые сами давали).
Подростки (12-14 лет)
Физический рост и развитие:
· девочки обычно выше мальчиков;
· половое созревание;
· быстрый рост мускулатуры;
· завершение роста скелета;
· мальчики отстают в развитии от девочек в среднем на 2 года;
· различия среди детей усиливаются, так как некоторые дети уже повзрослели, а некоторые только начинают взрослеть.
Характерные особенности:
· дети испытывают внутреннее беспокойство;
· антагонизм между мальчиками и девочками, дразнят друг друга;
· мнение группы сверстников более важно, чем мнение взрослых;
· дисциплина может страдать из-за «группового» авторитета;
· стремятся к соревновательности;
· подчиняют свои интересы мнению команды;
· сопротивляются критике;
· появляется интерес к заработку;
· возникает потребность правильно оценить и использовать свои возможности;
· отчуждение от взрослых;
· стремление утвердить свою самостоятельность;
· остро ощущаемая потребность в активности;
· горячий энтузиазм, который быстро гаснет, если не может претвориться в какое-либо действие;
· формируется собственная точка зрения на взаимоотношения между людьми, моральные требования и оценки;
· развивается самооценка, самосознание, стремление определить свое место среди сверстников и взрослых.
Для ребят этого возраста отрядный вожатый – старший друг.
Подросток в значительной мере утрачивает прежние способы самоутверждения (как «ребенок вообще») и обретает новые, связанные с половой принадлежностью, утверждаясь как мальчик или как девочка. Происходит переоценка себя и окружающих, в прежние понятия вкладывается новый смысл, изменяется видение привычных предметов и явлений. Вожатый должен помнить как о неизбежности повышения критичности по отношению к нему, его высказываниям и распоряжениям, советам, так и возможности стать объектом первой влюбленности. Будьте внимательны и корректны, предлагайте вашим детям игры, тренинги, тесты с целью больше узнать о себе и своих товарищах, определиться в нормах оценки, восприятия, поведения. Необходимо помнить, что подросток стремится завоевать авторитет, признание, развивается потребность быть на уровне требований окружающих его ребят, то есть он стремится занять достойное место в среде сверстников, играть в ней роль, ими одобряемую. Вожатый может помочь найти свое место в коллективе (ставить в позицию ответственного, менять роли, оценивать результативность с позиции закрепления настоящей или будущей успешности и т. п.).
Старшие подростки больше считаются с мнением коллектива, поэтому отрядные вожатые и специалисты, работающие с детьми этого возраста, должны воздействовать на них не прямо, жестко указывая на их недостатки, а через отряд, через лидерскую группу. Замечания в форме пожеланий воспринимаются с большим пониманием и доверием.
Обратите внимание на «общественное мнение» вашего отряда, в дальнейшем оно будет определять достаточно много как в жизни коллектива, так и в процессе индивидуального развития каждого ребенка. Подростки стремятся занять определенное положение в коллективе. Они ставят перед собой такие цели и задачи, которые считают «себе по плечу» и, стремятся их достигнуть (хотя это не всегда соответствует их возможностям). Постепенно это порождает новую потребность - быть не только на уровне требований коллектива, но и на уровне своих собственных требований и своей самооценки. Вместе с тем подростки еще не могут достаточно полно анализировать свои поступки и, поэтому, нередко склонны переоценивать свои возможности, а иногда переживать чувство неуверенности в себе.
Не избегайте разговоров с каждым ребенком о его планах, взглядах на жизнь, отношении к различным явлениям и объектам. Пытайтесь понять, какие ориентиры закладываются в основу самооценки, восприятия и отношений. При необходимости воспользуйтесь специальными диагностическими методиками и коррекционными играми.
Подростковый возраст - это время пересмотра существующей в обществе системы норм и ценностей. В коллективе подростков нередко возникают собственные моральные требования, не совпадающие с моральными требованиями взрослых, (основа формирующейся субкультуры)
Старайтесь не противопоставлять формирующейся субкультуре привнесенные из мира взрослых нормы и традиции, прежде всего, вникните в суть данной субкультуры, в ее проявления и требования. Сделать это возможно лишь посредством длительного, тесного контакта с детьми.
Одним из важных отрядных ежедневных мероприятий является подведение итогов, которое в лагере получило название «Вечерняя свечка» или «Вечернего огонька». Подготовленные вожатые используют в процессе проведения этого мероприятия элементы тренинга, что способствует развитию у ребят самосознания, стремления анализировать свои поступки и желания, познать себя. Популярностью пользуются тематические вечера как в корпусе, так и за территорией - встреча рассвета, солнца, вечер у костра, песни под гитару у костра. Такого рода мероприятия сближают детей, сплачивают временный коллектив. Работа отрядного вожатого направлена на то, чтобы детский коллектив стал своего рода семьей, в которой каждый бы чувствовал себя защищено, был уверен в том, что вожатый всегда придет к нему на помощь.
Не избегайте дискуссий и диспутов, круглых столов. Предлагайте детям поразмышлять и обсудить самые животрепещущие темы. Учите их культуре спора, аргументированию и доказательству собственной точки зрения, дискуссии.
Для мальчиков - это период переживаний, особенно, когда девочки начинают проявлять интерес к старшим мальчикам. Вот и появился еще один объект для разногласий и конфликтов. Старайтесь «реабилитировать» мальчиков в глазах девочек: придумывайте для них работу, которую только они и никто другой сделать не смогут (именно так и объясните девочкам, попросите поддержать мальчишек), включайте в план работы игры и КТД, в которых они смогут проявить себя.
Включите в план работы деловые игры, позволяющие отработать тот или иной навык. Закрепляйте и развивайте уже приобретенные навыки (например, планирование собственной деятельности, определение цели и задач предстоящей деятельности). Учитывая наличие в этом возрасте в той или иной степени выраженной рефлексии, сосредоточьте внимание на анализе и самооценке сделанного, сопоставлении цели и результата, оценке адекватности и действенности избранных средств. Выстройте систему работы лидеров (научите детей управлять собой и другими).