Особенности руководства педагогическим коллективом

2.1. Как построить работу администрации с вожаты­ми в лагере

Успешная воспитательная работа с детьми является результатом совместных усилий всего педагогического коллектива во главе со старшим вожатым, заместителем директора по воспитательной работе и директором лагеря. Именно они помогают вожатым (а нередко – это студенты, которые лагерь видят первый раз) овладеть формами и методами педагогического руководства и перевести знания о работе с детьми в конкретное умение работать с ними, учат общению с детьми, помогают сформировать навык педагогического мастерства.

Принципиально важно в работе с вожатыми исполь­зовать те же методы, что и вожатый должен использо­вать в работе с детьми. Полезными для работы будут ответы вожатых на вопросы анкеты (кроме традици­онных ф.и.о., дата рождения):

Анкета

Вопросы анкеты Возможные выводы
- по желанию приехал в ла­герь или нет; - какая цель приезда (отдох­нуть, на практику, получить опыт общения с детьми, проверить собственные воз­можности); - отдыхал ли ребенком в лагере;     - один ребенок в семье или нет; - чему хочет научить воспитанников; - что знает о лагере, в который приехал;   - какова цель приезда детей в лагерь; - что планирует делать с детьми в свободное время;   - три основных характеристики возраста, с которым собирается работать; - к кому в первую очередь обратится за помощью; - ожидания от работы в лагере. - часто не реальные планы;   - представление лагеря как соб­ственного места отдыха; работа под страхом характе­ристики;   - перенос детских воспомина­ний на свою работу: это может быть как негативный, так и по­зитивный опыт. Лучшие детские воспомина­ния вожатого часто не адекват­ны той работе, которую делают вожатые; - опыт общения как старшего, младшего или единственного; - характеризует увлечения, спо­собности, наклонности вожато­го, его полезность для детей; - ответ может: а) подтвердить или опровергнуть желание будущего вожатого работать в лагере; б) укажет на преобладающий интерес (знает ли о традициях, на 1-м месте финансы); - знает ли, чем можно воспитанников и как удовлетворить их интересы; - ориентирован ли вожатый на тезис: «Свободное время воспи­танника должно быть организо­ванно» и будет ли настроен кон­тролировать ситуацию; - представляет ли проблемы, с которыми придется сталки­ваться;   - есть ли чувство ответственно­сти за то, что будет делать; - направленность на деятель­ность.  

Полученная информация подскажет программу работы с вожатским коллективом. Это могут быть следующие темы:

- особенности детского коллектива;

- техника перспективного и оперативного планирования;

- традиции, обычаи, ритуалы лагеря;

- особенности социального и природного окружения лагеря.

Вожатыми в детском лагере могут быть студенты (не только педагогических вузов), школьные учителя, школьные администраторы, спортивные работники.

Чем будут отличаться эти категории в процессе работы в качестве вожатых детского лагеря?

1. Вожатый — школьный учитель.

Эта категория сотрудников имеет как преимущества, так и определенные недостатки. С одной стороны, в младшем отряде детям (6-8 лет) нужен один вожатый (учитель), который может авторитетно требовать вы­полнения обычных режимных моментов в лагере, и другой вожатый (не учитель) - организовать досуг. А вот перенос школьных привычек, а именно — подчи­нение воли учителя, негативно сказывается на работе со всеми другими возрастными категориями детей. Штамп «Учитель всегда прав» абсолютно «не рабо­тает» в лагере.

Кроме того, нужно учитывать усталость школьного учителя от учебного года, что также не способствует эффективной работе.

2. «Вожатый - старичок» и «вожатый — новичок»иногда служат источником «дедовщины» в условиях лагеря.

«Вожатый - старичок» ревнует детей к новичку, часто не согласовывает свои действия с ним, во всех неудачах винит «новичка»

«Вожатый - новичок», не находя понимания, либо «опускает руки», либо делает наперекор: ни то ни дру­гое не способствует эффективной работе.

«Вожатые - новички»приносят новые идеи; часто не имеют опыта работы; не представляют реально, что такое лагерь. Имеют желание, но не имеют практичес­кого опыта, не оценивают своих возможностей; отсут­ствует опыт общения как с детьми, так и с админис­трацией, персоналом, коллегами. Им необходимо вре­мя для адаптации в новых условиях, обучение реальной работе.

«Вожатые – старички» в данном лагере - переносят напрямую опыт из другого лагеря; порою сложно пе­рестраиваются в новых условиях конкретного лагеря.

Важно учить «старичков» работать с «новичками» (иногда директор лагеря ошибочно думает, что и так все очевидно).

Такая работа может идти по обычному маршруту: знакомство вожатых - определение общих интересов - знакомство с традициями лагеря, отрядов - распреде­лениеобязанностей - планирование работы. Акцент ди­ректору лагеря хорошо бы сделать на распределении обязанностей между вожатыми.

Директору лагеря полезно познакомить «старичков» (в отдельной беседе) с психологическими особеннос­тями «новичков», обратив внимание на следующие факты:

- новички не знают конкретного лагеря;

- часто не имеют опыта общения ни с администрацией, ни с коллегами, ни с детьми;

- не имеют практического опыта организации коллективных творческих дел.

Обычно четкое распределение обязанностей с учетом описанных выше советов и знание склонностей каждого вожатого помогают эффективно строить pa­боту вожатых в одном отряде.

Если установить контакт между вожатыми не удается администрации, приходится производить перестановку, что, к сожалению, сложно реализовать в процессе жизни смены.

Одна из проблем работы в детском лагере — это первый опыт официальной работы вожатого,и соответственно этому необходимо учить. Как?

Директору нужно:

- познакомить вожатых с правилами внутреннего распорядка в лагере; уровнями подчиненности; персональными и должностными обязанностями; распорядком дня; режимом работы; правилами поведения вожатых в экстремальных ситуациях; документами, которые должен вести вожатый;

- научить, как и какие оформлять документы в лагере.

Раскрывая должностные обязанности, нужно отдельно остановиться на правах и обязанностях вожатого и разъяснить то, что часто очевидно для администрации:

- с работы нельзя уйти, потому что хочется или, как кажется, надо, приехали родители, надо купить что-то и т.д.;

- вожатый должен знать, что отпустить с работы на час, 20 минут может только директор лагеря или лицо, его заменяющее;

- нельзя обижать детей, даже если они порою несдержанны;

- нельзя требовать от детей невозможного;

- наказывать детей бойкотом очень опасно - слишком агрессивны сегодня дети и ситуация может выйти за границы дозволенного;

- что можно и нельзя в данном конкретном лагере;

- какие существуют традиции, и какова роль вожатого в их продолжении;

- вожатому нужно напоминать, что нельзя свои проблемы обсуждать и разрешать в присутствии детей. Это часто делит отряд на враждующие группировки: одни за одного вожатого, другие — за другого.

Вожатый должен знать: за рукоприкладство, нару­шение прав детей из лагеря сотрудников увольняют.

Администрация лагеря должна четко определить по каким вопросам не может быть обсуждения, в каких ситуациях должна быть беспрекословная подчинен­ность— это все проблемы, касающиеся жизни и безо­пасности детей, действий в интересах ребенка.

Администратору детского лагеря всегда важно по­мнить: то, что известно директору, методисту - не всегда очевидно вожатому!

Часто администрация лагеря жалуется, что вожа­тые не задают вопросов, не советуются. Существует два взгляда на эту проблему:

1) вожатый боится администрацию и предполага­ет, что о нем будут плохо думать;

2) вожатый думает, что все знает (юношеский мак­симализм или учительская уверенность).

Однако руководство лагеря, имея определенный опыт работы, учитывая возрастные особенности во­жатых, не ущемляя их самолюбия, понимая, что ла­герь создан для детей, должно с вожатыми работать!

Поэтому принципиально важно рассказывать вожатым о правилах игрыв данном конкретном лагере в первый же день встречи.

Что часто не умеют делать вожатые:

- распределять обязанности между собой;

- рассчитывать время на подготовку КТД;

- дежурить по столовой;

- заправлять кровати;

- подчиняться руководству;

- отстаивать свою позицию;

- аргументировано защищаться;

- укладывать спать;

- организовывать свое свободное время.

Чего часто не знают вожатые:

- какие документы они должны вести и как;

- как соблюдать режим дня;

- что сон вожатого - лучшая организация его свободного времени;

- правила поведения в лагере:

а) для вожатых,

б) для детей;

- как себя вести в трудной ситуации.

Для профессиональной работы администрации дет­ского лагеря необходимо:

• определить стратегию развития лагеря;

• изучить принимаемый контингент воспитанников;

• изучить педагогический состав;

• спланировать работу по следующим направле­ниям:

а) работа с административным аппаратом (старший воспитатель, старший вожатый, организатор смены, медицинские работники);

б) работа с обслуживающим и техническим персоналом;

в) работа с педагогическим коллективом (вожатые-старички, вожатые-новички, вожатые-учителя, кружководы, спортивные работники);

г) работа с детским коллективом.

Администрация устанавливает принцип управления в лагере: опыт и практика подсказывают, что для пе­дагогического коллектива - это авторитарный стиль с возможным обсуждением сложных вопросов на педа­гогическом совете и планерках. И об этом должен знать каждый член педагогического коллектива.

Должность директора лагеря, его опыт, дают право в интересах воспитанников принимать единоличные решения.

Директор не имеет более важных стимулов для улуч­шения работы, чем личное знание и отношения с пер­соналом, которые дают возможность оценки качества индивидуального труда, как положительного, так и отрицательного. Директор, кроме того, обладает рас­ширенными возможностями и гибкостью, которые возникают от общения с различными индивидуаль­ными характерами людей и от столкновения с широ­ким кругом проблем. Такое взаимодействие дает воз­можность директору делить с персоналом лагерную жизнь, ориентированную на обязательства по отно­шению к отдыхающим, лагерю и его программам.

Существуют некоторые принципы, которые могут помочь руководителю, имеющему небольшой опыт руководства другими людьми.

1. Доверие.Этот фактор является основным в уста­новлении значимых взаимоотношений с персоналом, как для выполнения им работы, так и для личного взаимодействия. Члену персонала необходимо знать, что руководителю можно доверять с тем, чтобы справ­ляться с проблемами и вести обсуждения объективно и без эмоций. Он должен также знать, что руководи­тель может решать задачи, привлекая других и рас­сматривая различные стороны личных проблем и за­бот. Член персонала также должен знать, что обсуж­дение качества его работы с руководителем не будет передаваться по всему лагерю и останется конфиден­циальным.

Чтобы сохранить такое доверие в отношениях с пер­соналом, руководителю следует показать, что он це­нит и уважает персонал независимо от качества рабо­ты. Иногда для руководителя может оказаться слож­ным сохранение подобного отношения, но такое поведение должно проистекать от внутреннего уваже­ния члена персонала, которое помогает преодолеть различия или личные конфликты.

2. Сочувствие.Важна способность руководителя бы­стро устанавливать связи и свободные отношения с персоналом, который не привык к руководству или если его утомляют контролирующие рамки. Кроме веры в способности персонала нужный климат в коллективе может создать истинное желание общения с разными людьми и навыки человеческих взаимоотношений.

3. Разделение озабоченностей.Руководитель должен культивировать привычки разделения беспокойства члена персонала (индивидуально или коллективно), оценивания выполненной работы. Регулярные похвалы за выполненные работы также помогают подготовить члена персонала к принятию критики, когда в этом возникнет необходимость. Руководителю также полезно иметь привычку время от времени уделять внимание группам или определенным видам работы для наблюдения за их жизнью или реализацией. Если персонал поймет, что это делается из лучших побужде­ний, то постепенно привыкнет к этому и станет менее обеспокоен таким прямым наблюдением. Поддер­жка со стороны руководителя и его оценка могут не ощущаться другими, если не выразить их словами или скрывать под маской благожелательности.

Если ранее не был установлен процесс контроля за персоналом, то элементы этого процесса следует об­судить совместно с группой во время процесса обуче­ния. Полезно также высказывать идеи общих ожиданий и критериев, которые будут использоваться для оценки работы. Если замечания в письменном виде с конференции руководства необходимо подшивать в личные дела, то персоналу следует сказать об этом.

Подготовка педагогических кадров

Успех работы летнего оздоровительного лагеря во многом зависит от уровня подготовки педагогических кадров, их правильной ориентации на современного ребенка, их умения общаться с детьми, сотрудничать в творческой деятельности и разумно подходить к оценке своих возможностей и состоянию здоровья.

Наряду с общими, имеются и специфические характеристики деятельности, которые должны учитывать организаторы подготовки кадров. Прежде всего, это индивидуальные возможности работника летнего лагеря совмещать различные функции, деловое и неформальное общение, творческое сотрудничество и воздействие с саморазвитием. На уровне методической реализации позиции вожатого необходимо создать условия для максимального учета и использования индивидуального своеобразия каждого, его инициативы и самодеятельности в педагогической организации совместных действий.

Важно рассматривать педагогический коллектив как субъект воспитания и развития не только детей, но и педагога, как развивающуюся систему, которая проходит в своем развитии определенные этапы. Показателями динамики становления и совершенствования педагогического коллектива выступают уровень социальной адаптации работников к условиям летних лагерей, совпадение объективных и субъективных целей работы с детьми, самоутверждение в летнем лагере каждого члена его коллектива, объединение в сообщество единомышленников, уровень развития самоуправления и самодеятельности детей в общей и индивидуальной творческой работе, развитие творческих начал в коллективе. Своеобразие подхода к подготовке кадров летних объединений связано с необходимостью учета современных представлений о средствах педагогического воздействия на детей в сфере организации их свободного времени:

• совмещения официальных (деловых) и свободных (неформальных) сфер воспитательного воздействия в процессе создания детских объединений различных видов (отрядов, кружков, клубов) и их организационного оформления;

• цикличности в развитии педагогического и детского коллектива в соответствии с временным характером деятельности;

• вариативности воспитательных программ и структур организаций, включающих взрослых и детей в совместный поиск, планирование, организационно-творческую деятельность, анализ и оценку жизни в лагере;

• гуманизации отношений и общения в коллективе, на основе личностного подхода к воспитанию, оздоровлению и развитию каждого, которая должна реализовываться в органичном соединении влияний различных воспитательных институтов микросоциума.

Педагоги и вожатые должны уметь применять следующие знания:

общепедагогические - основы педагогики, социологии и психологии; теория и методика дополнительного образования; методика организации культурно - развивающего досуга и социальной работы с детьми; основы деятельности детских и юношеских организаций и движений; социально-психологические проблемы работы в социально-культурной среде;

в области психологии - закономерности психического развития ребенка различных возрастных периодов; методы изучения личности воспитанника; основы общения; психология детского творчества;

специальные - сюда относятся знания психолого-педагогических требований, предъявляемых к работе оздоровительных учреждении, деятельности и личности педагога, проблем организации работы в сфере свободного времени, методик творческого воспитания и развития детей.

На основе имеющихся педагогических умений можно выделить комплекс базовых умений, которые обеспечивают руководителям детского объединения возможность выполнить систему действий в соответствии с целями и условиями работы:

диагностические - владение методикой изучения личности ребенка и коллектива объединения, использование результатов диагностики при составлении программ работы объединений психолого-педагогической помощи детям и стимулирование их активности;

проектировочно - аналитические - определение стратегических и тактических задач работы объединения; разработка близких, средних и дальних целей; планирование структуры действий подростков с учетом своеобразия соотношения педагогического руководства и самостоятельности, инициативы ребят: анализ поведения детей, понимание их интересов и запросов, определение наиболее целесообразных путей и методов взаимодействия и воздействия; анализ своей деятельности и личных качеств; совершенствование их; изучение и анализ опыта других коллег с целью обобщения и использования наиболее эффективных методов в практике своей работы;

организаторские - вовлечение детей в активную работу; помощь в самоопределении; нахождение посильного дела согласно личным и общим интересам; сплочение коллектива объединения для выполнения общих задач с учетом взаимоотношений, личных симпатий, традиций; обеспечение смены социальных ролей;

методические - способность увлечь детей работой и отдыхом в лагере, воодушевить коллектив интересным и увлекательным делом, создание и совершенствование программы занятий, создание эмоционально-психологического климата, который активизирует поиск, творческую инициативу и самостоятельность; повышение педагогического мастерства и своей квалификации; оказание помощи в самоопределении и самореализации; создание ситуации успеха для каждого ребенка и для всего коллектива;

коммуникативные - установление отношений взаимопонимания, сотрудничества, содружества с детьми, умение расположить их к себе; установление целесообразных взаимоотношений с сотрудниками лагеря, родителями, представителями социума; организация творческого общения между детьми на основе общих увлечений и интересов.

Все вышеизложенные положения дают основание определить модель системы подготовки и повышения квалификации педагогических работников детских оздоровительных лагерей, способствующую повышению кадрового потенциала.

Модель системы соединяет в единое целое четыре блока. Внутренняя структура и содержание каждого из них имеют свои характеристики в зависимости от специфики условий организации работы центров и других форм подготовки.

Первый блок. Целеполагающие элементы системы:

• развитие качеств личности, интересов и способностей, формирование мотивов педагогической деятельности;

• овладение педагогическими, психологическими знаниями, основами организации коллективной и индивидуальной деятельности детей;

• овладение практическими и методическими приемами и способами организационной работы.

Второй блок. Способы организации подготовки к оздоровительной и воспитательной работе с детьми в лагере:

• адаптация к работе педагога, вожатого, инструктора, руководителя творческого объединения - диагностика и познание своих возможностей и способностей;

• организованные коллективные формы профессиональной учебы (сочетание теоретических и методических занятий);

• социально ориентированная практическая деятельность в коллективных и индивидуальных формах.

Третий блок. Формы и методы подготовки педагогических кадров:

• учебно-познавательные занятия - беседы, лекции, дискуссии, проблемные обсуждения, “круглые столы”, педагогические мастерские, создание и анализ педагогических ситуаций, деловые сюжетно-ролевые игры, решение ситуационных задач;

• инструктивно-методический сбор на базе летнего учреждения, сюжетно-ролевые игры-тренинга по методике организации работы детских объединений; практикумы, клубы по интересам, массовые формы по специфическим видам деятельности в условиях, приближенных к реальным;

• сбор-семинар по закреплению полученных знаний и умений, адаптация к условиям конкретного летнего лагеря, разработка и защита программ и методических средств работы;

• аттестация работников детских оздоровительных учреждений на основании выяснения их отношения к работе с детьми, познания своих возможностей, знаний, умений и навыков воспитательной и оздоровительной работы, методики организации работы по выполнению своих функциональных обязанностей.

Четвертый блок. Повышение квалификации и развитие педагогического мастерства в процессе работы с детьми в лагере:

• развитие педагогических знаний и умений в практической работе с детьми;

• взаимодействие в педагогическом коллективе, участие в работе семинаров, педагогических советов;

• аналитическая работа, прогнозирование результатов педагогической деятельности;

• саморазвитие и самообразование в самостоятельной работе с детьми,

в межличностных отношениях в педагогическом и детском коллективах.

Взаимосвязь мотивационного, содержательно-процессуального, предметно-практического и прогностического компонентов профессиональной подготовки должна обеспечить целенаправленное развитие знаний, умений и качеств личности воспитателя. Методическая помощь необходима на первоначальном этапе вхождения в педагогическую деятельность, что обеспечивается в процессе занятий и методического сбора, когда освоение профессионально значимых знаний связано с развитием прикладных умений и творческого отношения к педагогическому труду. Методическое обеспечение организации подготовки должно включать:

• конкретизацию задач с учетом развития потенциала личности самого педагога, вожатого;

• повышение практической ориентированности всех составляющих подготовки с учетом логики развития смены лагеря и временного детского коллектива;

• объединение активных форм подготовки с реальным выполнением профессиональных обязанностей;

• методическую и практическую помощь вожатым, педагогам в освоении способов воспитательного воздействия в конкретном коллективе летнего лагеря.

Эффективной формой обучения являются инструктивно-методические сборы, организуемые на базе летних лагерей, где должны создаваться специальные условия для жизнедеятельности коллектива, приближенные к реальным. Программы сборов должны включать фрагменты циклов деятельности лагерей. Опора на знания и умения, полученные на теоретических и методических курсах, позволяет сосредоточить главное внимание на практических действиях, направленных на развитие профессиональных умений в различных ситуациях жизнедеятельности детей, отработку методических приемов и средств. В течение лагерных сборов используются активные формы обучения и подготовки:

• анализ и решение проблемных ситуаций, в которых участники выступают в различных ролях;

• деловые обучающие игры (сюжетно-ролевые, поисковые, проблемные), игры моделирование программ летних объединений, игры - анализ, проверка готовности участников сборов к выполнению своих функциональных обязанностей;

• практикумы по видам деятельности для развития умений организации игр, музыкальных, спортивных, туристских и других занятий;

• творческие лаборатории по выработке программ работы по основным направлениям творческой деятельности и овладению соответствующими методами и средствами;

• творческие дела как форма выявления уровня подготовленности к организаторской работе с детьми;

• информационно-методическое обеспечение деятельности лагерного сбора, включающее участников в заочные формы подготовки.

Таким образом, методическое обеспечение охватывает все стороны подготовки педагогических кадров. Особая роль в этом процессе отводится организаторам и преподавателям на курсах и лагерных сборах, которые должны образовать группу методической службы. Эта группа разрабатывает и корректирует программы учебно-методической подготовки, обеспечивает учебный процесс методическими и дидактическими материалами, наглядными пособиями, техническими средствами, получает и обрабатывает диагностические материалы, проекты программ, анализирует результаты проведенных занятий.

Для успешного проведения работы необходима специальная подготовка группы, включающая в себя не только фрагменты курсов учебы и повышения квалификации практических работников летних лагерей, но и технологию овладения методическими и педагогическими приемами проводимой работы. Критерии уровня подготовленности кадров воспитателей к выполнению своих профессиональных обязанностей в лагере:

• сформированность профессиональной мотивации работника летнего лагеря;

• практическое владение умениями и навыками изучения детей, включения их в деятельность отряда;

• осознание целей и задач социальной воспитательной работы с детьми и определение задач и содержания работы для их реализации;

• реальные изменения в уровне развития профессионально-педагогических умений и знаний.

Одним из основных критериев воспитания будуще­го человека является любовь к нему в период его ста­новления. Все, кто причастны, хотя бы отдаленно, к воспитанию ребенка, от уборщиц до министров, дол­жны помнить, что воспитать хорошего человека мож­но только одним способом — безмерно его любить. И любить его еще больше, когда ему трудно. В этом смысл всей воспитательной работы.

Руководитель и конфликт

Внутри любой кооперации людей неизбежно возникает соревнование и соперничество между ее членами. Конфликтность - один из важнейших показателей, характеризующих взаимоотношения людей и социально-психологический климат коллектива. Конфликт подразумевает такие отношения, при которых сталкиваются противоположные точки зрения, возникают серьезные разногласия, при неумелом разрешении которых разрушаются деловые и дружеские контакты между людьми, отражающиеся на их отношении к учебе, работе, на их настроении и самочувствии, затрудняются или делаются невозможными их совместные координированные действия.

С конфликтными ситуациями особенно часто сталкивается руководитель, работающий с молодыми людьми. Этот возраст характеризуется активным вступлением во взрослую жизнь, развитием всех органов и систем организма в сочетании с напряженной умственной работой и нагрузкой на нервную систему.

Отсюда нередко приводящая к конфликтам повышенная эмоциональность, страстность, моральная ранимость, обидчивость. Здесь конфликт со сверстниками и старшими может быть следствием недовольства собой, чувством неполноценности, потребностью в самоутверждении, мыслями о своей исключительности, неудовлетворенном желании занять достойное место в коллективе.

Конфликты возникают на деловой и личной основе. Деловой конфликт исчезает, как только решается проблема. Он носит конструктивный характер, выражается в принципиальных спорах и стимулирует развитие коллектива. Личный конфликт обычно значительно продолжительнее. Он носит деструктивный характер и является следствием психологической несовместимости его участников.

Наши рекомендации