Опытно – экспериментальное обучение коммуникативной письменной компетенции школьников
Данный параграф посвящен подробному описанию методики работы с представленным в п. 2.1. комплексом письменных учебных заданий для старшеклассников.
Наша опытно-экспериментальная работа над развитием коммуникативной письменной компетенции школьников на основе креативных заданий осуществлялась в 3 этапа, что позволило добиться более эффективного формирования письменного навыка.
ü 1 этап – подготовительный;
Данный этап подразумевает лексическую и грамматическую подготовку учащихся к написанию текста. Поэтому в качестве предваряющего задания учащимся предлагается список слов по определенной теме, клише (письменное приветствие, письменное прощание, способы выражения благодарности и т.д.), список сокращений, используемых в коммуникативном общении (смс, e-Mail, в чатах, форумах) и т.д.
Невозможность использования в письменной коммуникации невербальных средств (мимика, эмоции, жесты, интонация) делает популярными символы, называемые «смайликами» или «эмотиконами», отражающих эмоциональное состояние отправителя.
Общение в виртуальном пространстве характеризуется также использованием сокращений, ускоряющие процесс написания при коммуникации.
Всему этому необходимо уделить большое внимание на подготовительном этапе, т.к. овладение данным материалом облегчит дальнейшую письменную коммуникацию.
Затем учащимся предлагаются тренировочные упражнения для первичного закрепления материала. Речь идет о подстановочных, условно-речевых и речевых упражнениях.
Не следует забывать о грамматических навыках. На данном этапе необходимо подобрать такие грамматические упражнения, которые содержали бы в себе грамматические явления, необходимые для дальнейшего написания креативного письма.
ü 2 этап - написание генеративного креативного текста;
Второй этап - это процесс создания креативного письменного текста, где автором выступает один ученик. На данном этапе ученик выполняет креативное задание генеративного типа и тем самым показывает уровень сформированности лингвистической компетенции и проявляет свои творческие способности и фантазию.
Процесс создания генеративного письменного текста осуществляется также в 4 фазы, выделенные M. Кёртисом:
- Inspirationsphase – на данной фазе преподаватель формулирует задания к написанию, т.е. задается письменная ситуация (представьте, что…, напишите, что… и т.д.). Письменные задания должны включать в себя какую-либо проблему, предполагающую креативное решение, либо креативное содержание. Следует четко и кратко формулировать задания. Побуждающей опорой послужит музыкальное сопровождение и наглядность (фотография, картинка, предмет, вещь).
- Inkubationsphase - созревание (работа над проблемой, инкубация направляющей идеи);
Учащиеся обдумывают сформулированное учителем задание, появляются первичные идеи, которые либо отражают прошлый опыт учащихся, либо являются вымышленными.
- Illuminationsphase – озарение, вдохновение (непосредственное облачение мыслей в слова);
Учащиеся выбирают из появившихся на второй фазе идей решения проблемы наиболее подходящую и интересную и представляют ее в письменной форме.
- Verifikationsphase – проверка.
Данная фаза подразумевает прочтение написанного текста, исправление грамматических и лексических ошибок [Curtis 1976, 23].
На наш взгляд, генеративные креативные задания является хорошим упражнением для тренировки и закрепления лексических и грамматических явлений, для снятия напряжения во время письма и для тренировки письменной речи.
ü 3 этап – написание интерактивных креативных заданий.
Выполнение интерактивных заданий происходит от простого к сложному, от создания письменных текстов в паре, группе и до общения в виртуальном пространстве с многочисленной аудиторией (общение на форуме, в Интернет – группе). Именно на этом этапе благодаря креативным, коммуникативно нацеленным упражнениям, происходит развитие коммуникативной письменной компетенции.
Возможен 4 этап – выполнение интерактивных креативных заданий в виртуальном пространстве в виде домашнего задания. В этом случае домашнее задание способствует дальнейшему развития коммуникативной компетенции.
Представим разработанную методику обучения коммуникативной компетенции на примере 4 тем: „Die Liebe“, „Die Freizeit“, „Umweltprobleme“.
Выбор данных тем объяснятся их актуальностью и масштабностью обсуждений в виртуальном пространстве.
Thema: „Die Liebe“
1) учащиеся получают список лексики по теме «Die Liebe», отобранной из УМК «DeutschKontakte 10-11» Г.И. Ворониной, Т.А. Гавриловой, Н.А. Артемовой (Приложение 3); осуществляется семантизация лексики по теме «Die Liebe»;
2) дается список сокращений, употребляемых при общении в социальных сетях (Приложение 4);
3) выполнение тренировочных упражнений:
Aufgabe 1: Ordnet das Wort und seine Übersetzung zu!
die Liebeserklärung | любить |
j-n lieben | влюбиться |
küssen | признание в любви |
verliebt sein | нежный |
umarmen | страстный |
zärtlich | любовные переживания |
leidenschaftlich | целоваться |
der Liebeskummer | обниматься, обнимать к-л. |
die Beziehung | отношения |
Aufgabe 2: Beendet die Sätze:
a) Bei dem Treffen habe ich sie … .
b) Mein neuer Freund ist sehr … .
c) In 2 Wochen mache ich ihr … .
d) Mein Freund ist nach Berlin gefahren, ich … .
4) выполнение генеративных креативных заданий:
ü „Genau, verliebt“
Schreibanregung: Schreibt die Charakteristik eines verliebten Menschen.
ü „Ich hab dich lieb“
Lest eine Liebeserklärung: Wenn in der Früh mein Handy piept, weiß ich, dass es dich wirklich gibt. Ich freu mich auf den nächsten Piep, denn ich hab dich mega lieb!
Schreibanregung: Schreibt eine ungewöhnliche Liebeserklärung in Form einer SMS - Geschichte. Benutzt die SMS – Sprache.
5) выполнение интерактивных креативных заданий:
v Aufgabe: Donovan bittet im Forum http://www.lovehelp.de/soll-ich-ihr-meine-nummer-geben-t24672.html um Rat, ob es nötig ist, seine Telefonnummer dem Mädchen zu geben. Lest seine Geschichte und gebt ihm Ratschläge:
Soll ich ihr meine Nummer geben?
Gestern war ein Architekt da um unseren 1.Stock anzuschauen und er hatte eine Assistentin dabei. Ich fand sie sehr süß und hatte 1,2 Sätze gesprochen. Meine Eltern meinten, dass sie sich sehr für mich interessiere und mir Blicke zugeworfen habe (habe das erst nicht so bemerkt).
Jetzt besuchen wir sie morgen im Büro, und hab mir überlegt ob ich ihr meine Nummer auf ´nen Zettel geben soll. Wir werden wahrscheinlich nur mit dem Chef reden und werde wohl nicht mit ihr alleine reden können und außerdem arbeitet sie da ja, vielleicht verhält sie sich da anders. Weiß jetzt nicht wie ich das genau machen soll, kann sein, dass wir sie zum letzten Mal sehen und möchte das nicht bereuen. Habt ihr einen Rat für mich?
6) домашнее задание:
v Schreibanregung: Nehmt an der Diskussion „Liebe im Internet“ im Forum http://www.gofeminin.de/forum/show1_f97_1/liebe/liebe-im-internet.html teil. Äußert eure Meinung zu dieser Frage.
Thema: „Die Freizeit“
1) учащиеся получает список лексики по теме «Die Freizeit», отобранной из УМК «Deutsch. Kontakte 10-11» Г.И. Ворониной, Т.А. Гавриловой, Н.А. Артемовой (Приложение 5);
2) выполнение тренировочного упражнения:
Aufgabe: Ordnet das Wort und seine Übersetzung zu!
Sporttreiben | любимое занятие |
nach Freunden suchen | общаться в чате |
die Freizeit gestalten | лениться |
sich beschäftigen | искать друзей |
faulenzen | заниматься спортом |
die Lieblingsbeschäftigung | организовывать свободное время |
das Freizeitangebot | лазить в Интернете |
surfen | заниматься ч-л. |
chatten | выбор, как провести свободное время |
3) выполнение речевого упражнения:
Aufgabe: Ihr bekommt ein Hobby. Beschreibt dieses Hobby mit euren Worten. Eure Kameraden raten das Hobby.
4) выполнение генеративных креативных заданий:
ü „Mein Lieblingsgegenstand“
Die Schüler bringen einen Lieblingsgegenstand, der mit ihrem Hobby irgendwie verbunden ist. Man beschreibt ein Ereignis aus dem „Leben“ dieses Gegenstandes.
ü „Freizeitmusik“
Schreibanregung: Hört die Musik und überlegt, welches Hobby ihr euch anhand dieser Musik vorstellt.
5) выполнение интерактивных креативных заданий:
v „Pingpong“
Schreibanregung: Bildet Paargruppen. Ihr fangt an zur gleichen Zeit zu spielen – und schreibt einen Satz zum Thema „Freizeitaktivität“ auf einem Blatt Papier. Dann tauscht ihr die Blätter aus, lest das Ausgetauschte und schreibt die Geschichte weiter.
v Schreibanregung: Gestaltet die Freizeit am Wochenende für eure Freunde, beachtet ihre Wünsche und Interessen. Schickt euren Plan an eure Nachbarn. Dann wählt die besten Ideen für die Zeitaktivität zusammen.
6) домашнее задание:
v Schreibanregung: Lexi83 aus Oldenburg (Niedersachsen) bittet um Rat, ein neues Hobby zu wählen. Gebt ihr Ratschläge im deutschen Forum http://www.spin.de/forum/644/-/17fa.
Thema: „Umweltprobleme“
1) учащиеся получают список лексики по теме «Umweltprobleme», отобранной из УМК«Deutsch 11» И.Л. Бим, Л.И. Рыжовой, Л.В. Садомовой (Приложение 6), отрабатывается произношение слов;
2) выполнение тренировочного упражнения:
Aufgabe: Setzt die passenden Begriffe ein:das Naturschutzgebiet, die Einwegflasche, das Recycling, die Ressourcen, die Schwermetalle, der Sondermüll, die Umweltprobleme
1.An vielen Stellen ist der Boden der Bundesrepublik durch … stark verseucht.
2. Etwa 2 Prozent des Territoriums der Bundesrepublik sind … .
3. Medikamente, alte Kühlschränke und viele Chemikalien dürfen nicht einfach weggeworfen werden, weil sie … sind.
4. Als … bezeichnet man eine Glasflasche, die, im Gegensatz zur Pfandflasche, nach Gebrauch weggeworfen wird.
5. ….. , d.h. die Wiederverwertung von vielen Materialien aus dem Müll, ist heute in Deutschland ein wichtiger Industriezweig.
6. Die natürlichen … der Welt sind begrenzt. Deshalb müssen wir sorgsam mit ihnen umgehen.
7. Die Welt kann ihre … nur gemeinsam lösen.
3) выполнение речевого упражнения:
Aufgabe: Erzählt über ein Umweltproblem anhand des Kärtchens, das ihr bekommt. Schlägt vor, wie dieses Problem gelöst werden kann.
Kärtchen: die Wasserverschmutzung, die Luftverschmutzung, der Verlust der Artenvielfalt, die Wasserknappheit, die Mülldeponien.
4) выполнение генеративных креативных заданий:
ü „Brief für Nachfolger“
Schreibanregung: Schreibt einen Brief an die Leute, die in 50 Jahren leben werden, und widerspiegelt den heutigen Umweltzustand. Gebt Tipps, wie man die Natur schützen kann.
ü „Katastrophelotterie“
Die Schüler erhalten 4 Kärtchen: Ort (der Berg, die Wiese, das Meer, zu Hause, Hamburg, die Türkei), Zeit (Morgen, Abend, Mitternacht, Mittag, 13. August, Winter), Person (Ich, die Mutter, der Vater, der Freund, der Lehrer, das Kind), Handlung(die Wasserknappheit, die Luftverschmutzung, das Erdbeben, die Überschwemmung, der Abgang einer Lawine). Man schreibt die Geschichte anhand dieser Angaben.
ü „Anfang und Ende“
Auf dem Blatt sind der erste und der letzte Sätze geschrieben - „Ich ging einmal durch den Badestrand und sah einen Delphin am Ufer. . . . . . . Der Delphin schwimmt durch die Wellen“.
Schreibanregung: Schreibt den Mittetext.
5) выполнение интерактивных креативных заданий:
v Reihum – Geschichten
Schreibanregung: Schreibt drei bis vier Sätze als Anfang einer Geschichte, faltet das Blatt bis auf den letzten Satz nach hinten, sodass der nächste Schüler nur diesen lesen kann. Gebt das Blatt nach rechts weiter und schreibt den Satz, den ihr vorfindet, weiter.
v Schreibanregung: Lest den Artikel „Die Stadt der Zukunft braucht Müllroboter“ in der Internetseite http://www.ufh.at/index.php?i_ca_id=587 und schreibt in der Internetgruppe eure Gedanken zum Thema „Wenn es in unserer Stadt Müllroboter „WALL – E“ gäbe“.
6) домашнее задание:
v Schreibanregung: Lest den Artikel „McDonald`s: auf der grünen Welle“ in der Internetseite http://www.ufh.at/index.php?i_ca_id=402. Kommentiert den Artikel und McDonald`s Pläne in der Internetgruppe.