По курсу «основы науки о языке»

  1. Предмет, задачи и проблемы науки о языке. Соотношение частного и общего языкознания.
  2. Разделы языкознания и основные методы изучения языка.
  3. Язык как важнейшее средство человеческого общения. Паралингвистические средства коммуникации. Искусственные языки. «Язык» животных.
  4. Коммуникативная функция языка и ее частные разновидности.
  5. Язык как материя и форма мысли; язык как средство выражения и передачи мысли.
  6. Основные типы мышления. Формы мысли в их соотношении с языком..
  7. Внутренняя речь и ее виды.
  8. Понятие внешней и внутренней формы языка. Языковая картина мира и способы ее воплощения.
  9. Язык как система и структура.
  10. Основные единицы языка и речи, их функции.
  11. Виды отношений между языковыми единицами одного типа.
  12. Отношения между языковыми единицами разных типов.
  13. Фонема как единица языка. Функции фонемы. Фонема и аллофон (звук).
  14. Морфема как строевая единица языка и ее виды. Словообразовательные и словоизменительные морфемы.
  15. Слово как центральная единица языка. Номинативная функция слова и его внутренняя форма.
  16. Виды парадигматических отношений в лексике.
  17. Лексическое значение слова и понятие.
  18. Лексическое и грамматическое значения.
  19. Грамматическое значение и грамматическая форма.
  20. Грамматическая категория. Словоизменительные и классифицирующие категории.
  21. Способы и средства выражения грамматических значений.
  22. Агглютинация и фузия, аналитический и синтетический строй языка.
  23. Гласные и согласные как типы звуков.
  24. Вокализм. Классификационные признаки гласных (в сопоставительном аспекте).
  25. Консонантизм. Классификационные признаки согласных (в сопоставительном аспекте).
  26. Позиционные изменения звуков.
  27. Комбинаторные изменения звуков.
  28. Письмо как система фиксации речи. Основные типы письма. (Готовится самостоятельно!)
  29. Заимствование как вид языковой интеграции.
  30. Билингвизм как вид языковой интеграции.
  31. Скрещивание языков и языковые союзы.
  32. Понятие языкового родства. Три признака родства языков.
  33. Генеалогическая классификация языков. Индоевропейская языковая семья. (Готовится самостоятельно!)
  34. Морфологический тип языка и морфологическая классификация языков.

по курсу «основы науки о языке» - student2.ru ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

(вопросы, термины, литература)

Тема первая. Письмо как система фиксации речи. Основные типы письма.

· Причины возникновения письма и его значение в развитии культуры.

· Пиктография – первый этап начертательного письма.

· Идеография, её прошлое и настоящее.

· Фонография как наиболее совершенный тип письма.

Термины

письмо, пиктография, идеография, фонография, слоговое письмо, фонематическое письмо, алфавит.

Вопросы по теме

1. Каковы недостатки пиктографического письма, вызвавшие переход к письму идеографическому? Докажите, что основания для такого перехода были заложены уже в самой пиктографии.

2. Чем отличается пиктограмма от идеограммы? Покажите это на конкретном примере.

3. Что обозначает идеограмма: слово или значение слова, понятие? Аргументируйте свой ответ.

4. Какими особенностями китайского языка и китайской культуры объясняется сохранение идеографии (иероглифики) в Китае до настоящего времени?

5. Какие недостатки идеографического письма стимулировали развитие фонографии?

6. В каких случаях и почему пиктограммами и идеограммами пользуются и сегодня народы с фонетической системой письма? Приведите конкретные примеры пиктограмм и идеограмм, которыми (активно или пассивно) пользуетесь вы сами.

7. Что такое слоговое (силлабическое) письмо? и какие народы им пользуются? Чем отличается японская письменность от китайской?

8. В чем заключаются главные особенности звукового (фонематического) письма? Как могут соотносится звук и буква?

9. Назовите основные типы (семьи) алфавитов и покажите степень их распространенности у современных народов? Какими историческими причинами объясняется широкое распространение латиницы?

10. Почему семьи языков и «семьи» алфавитов не совпадают?

11. Какой из алфавитов – современный русский или современный английский (французский, немецкий) – является более удобным и почему?

Рекомендуемая литература

Обязательная

  1. Кодухов В.И. Указ. соч.: 139-145.
  2. Реформатский А.А. Указ. соч.:347-385.
  3. УМК, Ч. 1: 230-243.

Дополнительная

  1. Гиляревский Р.С., Кивин В.С. Определитель языков мира по письменности. Изд. 3. М., 1965.
  2. Истрин В.А. Развитие письма. М., 1961 (С. 10-22 – признаки письма, с. 300-307 – о кириллице и глаголице).
  3. Моисеев А.И. Звуки и буквы, буквы и цифры… Книга для учащихся 8-10 классов. М., 1987.

Тема вторая. Генеалогическая классификация языков. Индоевропейская языковая семья.

  • Генеалогическая классификация языков (минимум обязательных сведений).
  • Индоевропейская языковая семья.
  • Лингвистическая карта мира: проекция генеалогической классификации языков на политическую карту мира.

Термины

языковое родство, генеалогическая классификация языков, семья языков, группа, подгруппа, макросемья, лингвистическая карта мира, мировой язык, язык межнационального общения, официальный (государственный) язык.

Вопросы по теме

1. Каково количество языков на земном шаре? Можно ли подсчитать число языков с точностью до единицы? (Ответ обоснуйте).

2. Каково теоретическое обоснование генеалогической классификации языков?

3. Раскройте на конкретных примерах понятия «семья», «группа» и «подгруппа» языков.

4. Найдите хотя бы одно расхождение в классификации, представленной в разных учебниках, и объясните его.

5. Покажите, как соотносятся друг с другом понятия «генеалогическая классификация языков» и «лингвистическая карта мира».

6. Обозначьте (мысленно) на карте мира зоны первичного и вторичного распространения индоевропейских языков.

7. Объясните географический термин «страны Латинской Америки».

8. Назовите языки, которые обслуживают не одну, а несколько наций.

9. Пользуясь цифровыми данными в учебниках по введению в языкознание, назовите 10 самых крупных языков мира.

10. Раскройте понятие «мировой язык» и перечислите языки, обладающие этим статусом? Почему не все языки из десятки самых крупных являются мировыми?

11. Раскройте понятие «язык межнационального общения» и приведите примеры языков, обладающих таким статусом.

12. Раскройте понятие «государственный (официальный) язык».

Рекомендуемая литература

Обязательная

  1. Кодухов В.И. Указ. соч.: 91-94.
  2. Реформатский А.А. Указ. соч. : 411-456.
  3. УМК, Ч. II.: 294-308, 436-442. Доп.: с. 318-330 (таблицы).

Дополнительная

  1. Кондратов А.М. Земля людей – земля языков. М., 1974.
  2. Кондрашов Н.А. Славянские языки. Изд. 3. М., 1986.
  3. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
  4. Шайкевич.А.Я. Введение в лингвистику. М., 1995 (карты языков)
  5. Широков О.С. Введение в языкознание. М., 1985. – С. 111-190 (справочный материал)

Наши рекомендации