Задание 2. Морфемная структура слова
Подберите по одному русскому и, где это возможно, по одному английскому (немецкому, французскому) слову к каждой из предлагаемых далее формул морфемной структуры слова (словоформы).
Морфемная структура | Пример слова или словоформы |
корень | |
корень + флексия | |
префикс + корень + флексия | |
префикс + корень + суффикс + флексия | |
корень + суффикс + флексия + постфикс | Напр.: слуш-а-ет-ся |
корень + интерфикс + корень + флексия | |
префикс + корень + суффикс |
.
Аудиторная самостоятельная работа
Определить морфемный состав 2-х предложенных слов, выделить в каждом слове формообразующую и словообразующую основы и указать способ словообразования
Образец:
прислушаться ← слушатьпрефиксально-постфиксальный способ
Тема II. Грамматическое значение,
Грамматическая форма
ОЛ: Кодухов: 208-211 (212-234)
Реформатский: 243-252 (243-253)
УМК: 365-369, 380-384
ДЛ: Алефиренко 313-316
Головин: 99-101,108-109
Маслов: 111, 158-159
Реформатский: 255-261 (256-263)
Основные термины: грамматическое значение (ГЗ), грамматическая форма(ГФ), словоформа (= 3). |
Задание 1. Соотношение лексического и грамматического значений в слове
Определите (с помощью словаря) лексическое значение выделенных слов и укажите все сопровождающие его грамматические признаки.
«Еще раз посоветую: обратите внимание на язык, добивайтесь от него точности, что даст ему силу и красоту» (А .М. Горький).
«Без знания языков чувствуешь себя как без паспорта» (А. П. Чехов).
«Каждый живой язык, если он и вправду живой, вечно движется, вечно растет» (К. И. Чуковский).
Задание 2. Признаки грамматического значения
Определите грамматические значения, объединяющие ряды слов:
фонема, морфема, морфология, рекурсия, лексема, грамматика, лексикология;
артикль, редукция, параграф, предложение, аффриката, сложение, учебник, доброта, конфикс, дифтонг, ударение;
докажите, объясните, продумывайте, определите, укажите, считайте, приведите, транскрибируйте, аргументируйте.
• Какие свойства грамматического значения можно увидеть на этих примерах?
Задание 3. Определение понятия «грамматическое значение»
Заполните на основе сопоставления с лексическим значением (ЛЗ) пункты, характеризующие грамматическое значение (ГЗ).
ЛЗ | ГЗ |
1. Основная часть семантики слова. | 1. |
2. Абстрагируется от конкретного предмета. | 2. |
3. Индивидуально для каждого слова. | 3. |
4. Имеет самостоятельность вне связной речи (высказывания). | 4. |
● Сформулируйте на основании полученных характеристик определение грамматического значения.
Задание 4. Грамматическая форма
Сравните следующие пары слов: комната – комнату, город – городок, слабый – слабее, слабый – слабо, лежать – лежащий. В каких случаях и почему мы должны говорить о двух разных словах, а в каких – о грамматических формах одного и того же слова.
Тема III. Способы и средства выражения
Грамматических значений
Грамматический способ
ОЛ: Кодухов: 222-223 (252-254)
Реформатский: 214-217 (313-316)
УМК: 369-379
ДЛ: Маслов: 199-200
Основные термины: аналитический способ, аналитическая грамматическая форма, синтетический способ, синтетическая грамматическая форма, аналитико-синтетическая грамматическая форма (= 5). |
Задание 1. Грамматический способ
Распределите по графам таблицы следующие словоформы:
дружба – о дружбе; голосá – англ. voices – франц. des voix (ср. р., ед. ч. – voix); важнее – более (менее) важный – важнейший – самый важный; нем. größer, англ. larger, франц. plusgrand; приготовлю – буду готовить; (он) взял – нем. (er) hat genommen – англ. (he) has taken – франц. (il) a pris; свети – пусть светит; лампа – нем. die Lampe; делал бы – нем. hätte gemacht; рус. книги (род. п.), болг. на книга, нем. des Buches, англ. of the book, франц. de la livre.
Язык | Словоформа | ||
синтетическая | аналитическая | аналитико-синтетическая | |
Русский | |||
Английский | |||
Немецкий | |||
Француз-ский |
Грамматические средства
ОЛ: Кодухов: 214-219 (240-249)
Реформатский: 263-270; 276-313 (263-270; 276-312)
УМК: 369-379
ДЛ: Головин: 101-105
Основные термины: аффиксация, внутренняя флексия, интонация, повтор (редупликация), порядок слов, служебные слова, супплетивизм, ударение, фузия, агглютинация (при составлении карточек используйте ОС, блок V-Грам) (= 10). |
Задание 2. Аффиксация
В следующих словоформах выделите грамматические аффиксы и распределите их по графам таблицы, указав выражаемое аффиксом грамматическое значение (или значения):