Развитие у детей способности строить монологическое высказывание

В противоположность диалогической форме общения устная мо­нологическая речь является относительно развёрнутым видом ре­чи. В монологе как организованном виде речи заранее программи­руются отдельные мысли и высказывания в целом. С психолингвистической точки зрения, составление монолога пред­полагает определение общего содержания высказывания, способа выражения мыслей и отбор языковых средств.

В обучении монологу также используются «путь снизу» и «путь сверху». В основе первого (и он приоритетен в курсе раннего обучения) лежит предложение, отражающее элементарное высказывание. В рамках этого пути предлагаются следующие виды упражнений.

1. Упражнения, стимулирующие краткие высказывания де­тей (одно предложение) в связи с предложенной игровой си­туацией.

Например:

Teacher: Эта картинка достанется тому, кто расскажет, что на ней изображено. Сначала расскажет Алиса.

Alice: I see a dog.

P1: I see a parrot.

P2: I see a dog.

P3: I see a frog. Etc.

Или

Teacher: Чтобы повар смог накормить нас, нужно расска­зать ему, что мы любим есть. Сначала расскажу я (дается образец высказывания). I like soup and potatoes.

P1: I like ice cream and butter.

P2: I like tomatoes and apples. Etc.

2. Упражнения на уточнение или обоснование сказанного.

Они предполагают расширение высказываний детей (до двух пред­ложений). Детям трудно сразу соединить два предложения. Поэто­му сначала рекомендуется использовать такие задания, как, напри­мер: Мы попадем в страну красок. Нужно правильно раскрасить всё, что увидим. Группа «синих» расскажет, что видит, а группа «зелёных» должна всё это раскрасить.

I see a monkey. – The monkey is brown.

I see a chicken. – The chicken is yellow. Etc.

А вот пример речевой задачи, предполагающей самостоятельное составление детьми высказывания из двух предложений:

Например:

Teacher: В цирк возьмут только тех животных, чьи хозяева рас­скажут о них, что они умеют делать и что любят есть. Сначала про своего зверя расскажу я (дается образец высказывания). My monkey can climb trees. My mon­key likes bananas.

P1: My frog can jump. My frog likes grass.

P2: My dog can run. My dog likes meat. Etc.

3. Упражнения на самостоятельное построение развёрну­того высказывания.

При создании связного текста хорошим мо­тивирующим приёмом могут быть ситуации типа «доказательство» и «опровержение».

а) Ситуация типа «доказательство». В зоопарк пропускают толь­ко тех животных, которые не просто смогут назвать себя, но и сумеют дать два (или три) доказательства. Например, ребёнок го­ворит: “I am a frog.” «Докажи», – говорит педагог. Остальные дети считают доказательства, которые приводит ребёнок: “I am green. I can jump. (I can’t climb trees.)”

б) Ситуация типа «опровержение». Педагог показывает детям картинку, на которой нарисована мышка, и говорит: “This is a fish.” Ребёнок должен дать опровержения: “No, it’s not a fish. A fish doesn’t have legs. Etc.” Дети считают опровержения и выдвигают свои. Им нужно внимательно слушать, чтобы не повторяться.

Детям трудно составить длинное монологическое высказывание, поэтому рекомендуем вам использовать упражнения на коллектив­ное составление текста. Дети рассказывают о чём-либо или о ком-либо все вместе, дополняя, но не повто­ряя друг друга. Это развивает их внимание и творческое взаимо­действие. Например, дети могут рассказывать вместе с Алисой:

Alice: Children (передавая друг другу игрушку):

I have a dog. I have a fish.

My dog is big. My fish is small.

My dog can run. My fish can swim.

My dog can't climb My fish can’t walk. Etc.

trees.

МыВ курсе раннего обучения рекомендуем широко использовать ситуации типа «волшебные сказки», которые создают возможнос­ти для творческого составления собственных высказываний детьми и поддерживают постоянный интерес к деятельности общения.

Например:

Teacher: Мы на планете Венера!Марсе. Необыкновенных марсианских з зверей на этой планетеу увидит тот, кто расскажет, какого они цвета, что любят есть и что умеют делать. Сначала в подзорную трубу посмотрю я (дается образец решения задачи). I see yellow frogs. Frogs like tomatoes. Frogs can climb trees.

По сути дела, этот вид упражнений и представляет собой «путь сверху», когда исходной единицей обучения монологу является об­разец педагога. Схема монолога-образца служит для ребёнка опорой для создания собственного высказывания. При этом, как видно из приведённых выше примеров, высказывания детей не являются просто репродукцией. Педагог должен стараться сформу­лировать задачу так, чтобы дети выражали своё коммуникативное намерение и их монологи включали бы в себя элементы юмора, фантазии, выдумки.

Повторение пройденного материала осуществляется обычно на каждом занятииуроке. Кроме того, есть резервные занятияуроки, которые могут быть использованы для повторения. Проводить их можно тогда, когда в этом есть потребность.

Средством дополнительного повторения материала служат также утренники и конкурсывне­классные мероприятия, подготовка к которым проводится на занятияхв классе.

Наши рекомендации