Обоснован ли протест прокурора? В каких случаях и в какой форме субъекты РФ вправе регулировать семейные отношения?
Темы докладов (рефератов)
По дисциплине «Семейное право»
1. История развития семейного права России до октября 1917 года
2. Советский период в развитии семейного права.
3. Семейное право переходного периода.
4. Взаимодействие семейного права с другими отраслями права.
5. Юридические факты в семейном праве.
6. Порядок осуществления семейных прав и исполнения обязанностей.
7. Меры защиты и правовой ответственности в семейном праве.
8. Понятие и юридические признаки брака.
9. Условия и порядок заключения брака.
10. Понятие и основания прекращения брака.
11. Расторжение брака в органах ЗАГСа и в судебном порядке.
12. Проблемы, встречающиеся в практике при заключении брака без медицинского обследования лиц, вступающих в брак.
13. Соотношение семейного законодательства и норм международного права.
14. Расторжение брака в судебном порядке.
15. Недействительность брака.
16. Равенство супругов в семье.
17. Значение брачного договора в РФ.
18. Установление отцовства в судебном порядке.
19. Имущественные права ребенка.
20. Особенность прав ребенка в новом СП.
21. Осуществление родительских прав.
22. Лишение родительских прав – суровая санкция в СП.
23. Особенности отобрания детей у родителей.
24. Значение и общая характеристика ограничения родителей их прав.
25. Участие органов опеки и попечительства при рассмотрении споров, связанных семейное право воспитанием детей.
26. Обязанности совершеннолетних детей по содержанию своих родителей.
27. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов.
28. Алиментные обязательства других членов семьи.
29. Соглашение об уплате алиментов.
30. Право совершеннолетних нетрудоспособных детей на материальную помощь родителей.
31. Проблемы, связанные с взысканием алиментов на несовершеннолетних детей.
32. Приемная семья – как новый институт в СП.
33. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей.
34. Порядок и условие усыновления.
35. Правовое регулирование отношений между детьми и членами семьи с участием иностранцев и лиц без гражданства.
36. Правовое регулирование усыновления при наличии иностранного элемента.
№ | Наименование раздела /темы дисциплины | Список учебно-методических материалов |
Модуль 1. Понятия семейного права, семейных и супружеских правоотношений | ||
1.1. | Тема 1.Сущность и основные понятия семейного права. | Основная литература: 1) Левушкин, А.Н. Семейное право : учеб. для студ. вузов юрид. спец. / А. Н. Левушкин, А. А. Серебрякова. - М. : ЮНИТИ : Закон и право, 2014. - 407с. - 2) Семейное право : учеб. для бакалавров / отв. ред. С.О.Лозовская. - М.: Проспект, 2014. - 362с. - |
1.2. | Тема 2. Семейные правоотношения | Основная литература: 1) Левушкин, А.Н. Семейное право : учеб. для студ. вузов юрид. спец. / А. Н. Левушкин, А. А. Серебрякова. - М. : ЮНИТИ : Закон и право, 2014. - 407с. - 2) Семейное право : учеб. для бакалавров / отв. ред. С.О.Лозовская. - М.: Проспект, 2014. - 362с. - |
1.3 | Тема 3. Брак | Основная литература: 1) Левушкин, А.Н. Семейное право : учеб. для студ. вузов юрид. спец. / А. Н. Левушкин, А. А. Серебрякова. - М. : ЮНИТИ : Закон и право, 2014. - 407с. - 2) Семейное право : учеб. для бакалавров / отв. ред. С.О.Лозовская. - М.: Проспект, 2014. - 362с. - |
1.4 | Тема 4. Права и обязанности супругов. | Основная литература: 1) Левушкин, А.Н. Семейное право : учеб. для студ. вузов юрид. спец. / А. Н. Левушкин, А. А. Серебрякова. - М. : ЮНИТИ : Закон и право, 2014. - 407с. - 2) Семейное право : учеб. для бакалавров / отв. ред. С.О.Лозовская. - М.: Проспект, 2014. - 362с. - |
Модуль 2. Родительские правоотношения и иные семейные правоотношения | ||
2.1. | Тема 5.Права и обязанности родителей и детей. | Основная литература: 1) Левушкин, А.Н. Семейное право : учеб. для студ. вузов юрид. спец. / А. Н. Левушкин, А. А. Серебрякова. - М. : ЮНИТИ : Закон и право, 2014. - 407с. - 2) Семейное право : учеб. для бакалавров / отв. ред. С.О.Лозовская. - М.: Проспект, 2014. - 362с. - |
2.2. | Тема 6. Алиментные обязательства | Основная литература: 1) Левушкин, А.Н. Семейное право : учеб. для студ. вузов юрид. спец. / А. Н. Левушкин, А. А. Серебрякова. - М. : ЮНИТИ : Закон и право, 2014. - 407с. - 2) Семейное право : учеб. для бакалавров / отв. ред. С.О.Лозовская. - М.: Проспект, 2014. - 362с. - |
2.3 | Тема 7. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей | Основная литература: 1) Левушкин, А.Н. Семейное право : учеб. для студ. вузов юрид. спец. / А. Н. Левушкин, А. А. Серебрякова. - М. : ЮНИТИ : Закон и право, 2014. - 407с. - 2) Семейное право : учеб. для бакалавров / отв. ред. С.О.Лозовская. - М.: Проспект, 2014. - 362с. - |
2.4 | Тема 8. Правовое регулирование семейных отношений с участием иностранного элемента | Основная литература: 1) Левушкин, А.Н. Семейное право : учеб. для студ. вузов юрид. спец. / А. Н. Левушкин, А. А. Серебрякова. - М. : ЮНИТИ : Закон и право, 2014. - 407с. - 2) Семейное право : учеб. для бакалавров / отв. ред. С.О.Лозовская. - М.: Проспект, 2014. - 362с. - |
Модуль 1. Понятия семейного права, семейных и супружеских правоотношений
Тема 1. Понятие, предмет и метод семейного права
Сущность и основные понятия семейного права. Понятие, предмет, принципы и метод правового регулирования. Соотношение семейного и гражданского права. Источники семейного права.
Вопросы для практической работы
1. Понятия и предмет семейного права.
2. Принципы семейного права.
3. Метод регулирования семейно-правовых отношений.
4. Соотношение семейного и гражданского права.
5. Структура и источники семейного права.
Контрольные вопросы для самостоятельного изучения
1. Дайте определение семейного права. Какие отношения регулируются семейным правом? В чем их особенности?
2. Назовите основные задачи семейного права.
3. В чем состоит специфика метода регулирования семейно-правовых отношений?
4. Дайте понятие семьи в социологическом и юридическом смысле. Какие функции выполняет семья в обществе?
5. Что вы понимаете под принципами семейного права? Назовите их и раскройте содержание.
6. В каких отраслях законодательства РФ, кроме семейного, закреплен принцип защиты семьи, материнства, отцовства и детства?
7. Назовите формы государственной поддержки семьи. Охарактеризуйте в целом существующую в России систему выплаты государственных пособий родителям, имеющим несовершеннолетних детей.
8. Каковы цель, основные направления и принципы государственной семейной политики в России?
9. Какие принципы осуществления семейных прав и исполнения семейных обязанностей сформулированы в СК?
10. Какова структура семейного права?
11.Составить сравнительную таблицу СП и ГП
Задачи
Задача 1
Глава администрации Нижегородской области своим распоряжением снизил до 14 лет возраст лиц, вступающих в брак, а также утвердил Положение об устройстве детей в приемные семьи на территории области, предусматривающее положение о том, что создание приемной семьи оформляется решением главы администрации области и число детей в приемной семье не ограничено.
Прокурор области внес протест на эти решения, посчитав их противоречащими требованиям закона.
Обоснован ли протест прокурора? В каких случаях и в какой форме субъекты РФ вправе регулировать семейные отношения?
Задача 2
В марте 1996 года в юридическую консультацию обратился гражданин Лосев. Он рассказал, что вступил в брак с А. Абрамовой в 1992 г. В начале совместной жизни супруг был доволен своей супругой: она была хорошей хозяйкой, внимательной и заботливой матерью. Но затем жена, по мнению Лосева, очень изменилась, а именно стала меньше уделять внимания семье, не проявляла интереса к детям, мало времени проводила дома.
Лосев попросил разъяснить, может ли он правовыми средствами заставить жену исправиться, чтобы она стала такой же, как в первый год брака. В остальном у него претензий к ней нет и поэтому расторгать брак Лосев не желает.
Какой ответ в данной ситуации можно было бы дать Лосеву? Какие отношения регулируются семейным законодательством? Изменилось бы решение задачи, если бы Лосев обратился в юридическую консультацию не в марте, а в апреле 1996 года?
Задача 3
В течение длительного времени Т. Кораблева посещала собрания религиозной секты. Муж Т. Кораблевой стал замечать, что жена приобщает их дочь, Марию, к деятельности секты. Выражалось это в том, что Т.Кораблева заставляла дочь ходить на собрания секты, участвовать в религиозных обрядах, по несколько часов молиться. Кроме того, Т.Кораблева считала, что учеба в школе ничего не дает Марии и запретила ей посещать занятия. Обеспокоенный такой ситуацией, муж Т.Кораблевой обратился за консультацией со следующими вопросами:
Какие права дочери Марии нарушаются ее матерью и возможно ли привлечь ее к ответственности? Какими государственными органами осуществляется защита семейных прав? В компетенцию какого органа входит защита права ребенка на образование?
Тема 2.