Обоснован ли протест прокурора? В каких случаях и в какой форме субъекты РФ вправе регулировать семейные отношения?

Темы докладов (рефератов)

По дисциплине «Семейное право»

1. История развития семейного права России до октября 1917 года

2. Советский период в развитии семейного права.

3. Семейное право переходного периода.

4. Взаимодействие семейного права с другими отраслями права.

5. Юридические факты в семейном праве.

6. Порядок осуществления семейных прав и исполнения обязанностей.

7. Меры защиты и правовой ответственности в семейном праве.

8. Понятие и юридические признаки брака.

9. Условия и порядок заключения брака.

10. Понятие и основания прекращения брака.

11. Расторжение брака в органах ЗАГСа и в судебном порядке.

12. Проблемы, встречающиеся в практике при заключении брака без медицинского обследования лиц, вступающих в брак.

13. Соотношение семейного законодательства и норм международного права.

14. Расторжение брака в судебном порядке.

15. Недействительность брака.

16. Равенство супругов в семье.

17. Значение брачного договора в РФ.

18. Установление отцовства в судебном порядке.

19. Имущественные права ребенка.

20. Особенность прав ребенка в новом СП.

21. Осуществление родительских прав.

22. Лишение родительских прав – суровая санкция в СП.

23. Особенности отобрания детей у родителей.

24. Значение и общая характеристика ограничения родителей их прав.

25. Участие органов опеки и попечительства при рассмотрении споров, связанных семейное право воспитанием детей.

26. Обязанности совершеннолетних детей по содержанию своих родителей.

27. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов.

28. Алиментные обязательства других членов семьи.

29. Соглашение об уплате алиментов.

30. Право совершеннолетних нетрудоспособных детей на материальную помощь родителей.

31. Проблемы, связанные с взысканием алиментов на несовершеннолетних детей.

32. Приемная семья – как новый институт в СП.

33. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей.

34. Порядок и условие усыновления.

35. Правовое регулирование отношений между детьми и членами семьи с участием иностранцев и лиц без гражданства.

36. Правовое регулирование усыновления при наличии иностранного элемента.

Наименование раздела /темы дисциплины Список учебно-методических материалов
  Модуль 1. Понятия семейного права, семейных и супружеских правоотношений
1.1. Тема 1.Сущность и основные понятия семейного права. Основная литература: 1) Левушкин, А.Н. Семейное право : учеб. для студ. вузов юрид. спец. / А. Н. Левушкин, А. А. Серебрякова. - М. : ЮНИТИ : Закон и право, 2014. - 407с. - 2) Семейное право : учеб. для бакалавров / отв. ред. С.О.Лозовская. - М.: Проспект, 2014. - 362с. -  
1.2. Тема 2. Семейные правоотношения Основная литература: 1) Левушкин, А.Н. Семейное право : учеб. для студ. вузов юрид. спец. / А. Н. Левушкин, А. А. Серебрякова. - М. : ЮНИТИ : Закон и право, 2014. - 407с. - 2) Семейное право : учеб. для бакалавров / отв. ред. С.О.Лозовская. - М.: Проспект, 2014. - 362с. -  
1.3 Тема 3. Брак   Основная литература: 1) Левушкин, А.Н. Семейное право : учеб. для студ. вузов юрид. спец. / А. Н. Левушкин, А. А. Серебрякова. - М. : ЮНИТИ : Закон и право, 2014. - 407с. - 2) Семейное право : учеб. для бакалавров / отв. ред. С.О.Лозовская. - М.: Проспект, 2014. - 362с. -  
1.4 Тема 4. Права и обязанности супругов. Основная литература: 1) Левушкин, А.Н. Семейное право : учеб. для студ. вузов юрид. спец. / А. Н. Левушкин, А. А. Серебрякова. - М. : ЮНИТИ : Закон и право, 2014. - 407с. - 2) Семейное право : учеб. для бакалавров / отв. ред. С.О.Лозовская. - М.: Проспект, 2014. - 362с. -  
  Модуль 2. Родительские правоотношения и иные семейные правоотношения
2.1. Тема 5.Права и обязанности родителей и детей.   Основная литература: 1) Левушкин, А.Н. Семейное право : учеб. для студ. вузов юрид. спец. / А. Н. Левушкин, А. А. Серебрякова. - М. : ЮНИТИ : Закон и право, 2014. - 407с. - 2) Семейное право : учеб. для бакалавров / отв. ред. С.О.Лозовская. - М.: Проспект, 2014. - 362с. -  
2.2. Тема 6. Алиментные обязательства   Основная литература: 1) Левушкин, А.Н. Семейное право : учеб. для студ. вузов юрид. спец. / А. Н. Левушкин, А. А. Серебрякова. - М. : ЮНИТИ : Закон и право, 2014. - 407с. - 2) Семейное право : учеб. для бакалавров / отв. ред. С.О.Лозовская. - М.: Проспект, 2014. - 362с. -  
2.3 Тема 7. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей   Основная литература: 1) Левушкин, А.Н. Семейное право : учеб. для студ. вузов юрид. спец. / А. Н. Левушкин, А. А. Серебрякова. - М. : ЮНИТИ : Закон и право, 2014. - 407с. - 2) Семейное право : учеб. для бакалавров / отв. ред. С.О.Лозовская. - М.: Проспект, 2014. - 362с. -  
2.4 Тема 8. Правовое регулирование семейных отношений с участием иностранного элемента   Основная литература: 1) Левушкин, А.Н. Семейное право : учеб. для студ. вузов юрид. спец. / А. Н. Левушкин, А. А. Серебрякова. - М. : ЮНИТИ : Закон и право, 2014. - 407с. - 2) Семейное право : учеб. для бакалавров / отв. ред. С.О.Лозовская. - М.: Проспект, 2014. - 362с. -  

Модуль 1. Понятия семейного права, семейных и супружеских правоотношений

Тема 1. Понятие, предмет и метод семейного права

Сущность и основные понятия семейного права. Понятие, предмет, принципы и метод правового регулирования. Соотношение семейного и гражданского права. Источники семейного права.

Вопросы для практической работы

1. Понятия и предмет семейного права.

2. Принципы семейного права.

3. Метод регулирования семейно-правовых отношений.

4. Соотношение семейного и гражданского права.

5. Структура и источники семейного права.

Контрольные вопросы для самостоятельного изучения

1. Дайте определение семейного права. Какие отно­шения регулируются семейным правом? В чем их особен­ности?

2. Назовите основные задачи семейного права.

3. В чем состоит специфика метода регулирования семейно-правовых отношений?

4. Дайте понятие семьи в социологическом и юриди­ческом смысле. Какие функции выполняет семья в обще­стве?

5. Что вы понимаете под принципами семейного пра­ва? Назовите их и раскройте содержание.

6. В каких отраслях законодательства РФ, кроме се­мейного, закреплен принцип защиты семьи, материнства, отцовства и детства?

7. Назовите формы государственной поддержки семьи. Охарактеризуйте в целом существующую в России систе­му выплаты государственных пособий родителям, имею­щим несовершеннолетних детей.

8. Каковы цель, основные направления и принципы государственной семейной политики в России?

9. Какие принципы осуществления семейных прав и исполнения семейных обязанностей сформулированы в СК?

10. Какова структура семейного права?

11.Составить сравнительную таблицу СП и ГП

Задачи

Задача 1

Глава администрации Нижегородской области своим распоряжением снизил до 14 лет возраст лиц, вступающих в брак, а также утвердил Положение об устройстве детей в приемные семьи на территории области, предусматривающее положение о том, что создание приемной семьи оформляется решением главы администрации области и число детей в приемной семье не ограничено.

Прокурор области внес протест на эти решения, посчитав их противоречащими требованиям закона.

Обоснован ли протест прокурора? В каких случаях и в какой форме субъекты РФ вправе регулировать семейные отношения?

Задача 2

В марте 1996 года в юридическую консультацию обратился гражданин Лосев. Он рассказал, что вступил в брак с А. Абрамовой в 1992 г. В начале совместной жизни супруг был доволен своей супругой: она была хорошей хозяйкой, внимательной и заботливой матерью. Но затем жена, по мнению Лосева, очень изменилась, а именно стала меньше уделять внимания семье, не проявляла интереса к детям, мало времени проводила дома.

Лосев попросил разъяснить, может ли он правовыми средствами заставить жену исправиться, чтобы она стала такой же, как в первый год брака. В остальном у него претензий к ней нет и поэтому расторгать брак Лосев не желает.

Какой ответ в данной ситуации можно было бы дать Лосеву? Какие отношения регулируются семейным законодательством? Изменилось бы решение задачи, если бы Лосев обратился в юридическую консультацию не в марте, а в апреле 1996 года?

Задача 3

В течение длительного времени Т. Кораблева посещала собрания религиозной секты. Муж Т. Кораблевой стал замечать, что жена приобщает их дочь, Марию, к деятельности секты. Выражалось это в том, что Т.Кораблева заставляла дочь ходить на собрания секты, участвовать в религиозных обрядах, по несколько часов молиться. Кроме того, Т.Кораблева считала, что учеба в школе ничего не дает Марии и запретила ей посещать занятия. Обеспокоенный такой ситуацией, муж Т.Кораблевой обратился за консультацией со следующими вопросами:

Какие права дочери Марии нарушаются ее матерью и возможно ли привлечь ее к ответственности? Какими государственными органами осуществляется защита семейных прав? В компетенцию какого органа входит защита права ребенка на образование?

Тема 2.

Наши рекомендации