Тема 17. Международный гражданский и арбитражный процесс
Международный гражданский процесс – это комплексное понятие, включающее в себя совокупность вопросов, связанных с судебной защитой прав иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц.
К международному гражданскому процессу принято относить следующие вопросы: правовое положение иностранцев в гражданском процессе; международная подсудность гражданских дел; исполнение судебных поручений иностранных судов; признание и исполнение решений иностранных судов и др.
К принципам международного гражданского процесса относят: принцип приоритета международных договоров; принцип процессуального равноправия иностранцев с гражданами и юридическими лицами Республики Беларусь; принцип соблюдения юрисдикции иностранных судов и иных правоприменительных органов; принцип взаимности.
Связь гражданского правоотношения с иностранным государством выражается в том, лица, участвующие в деле, имеют гражданство иностранного государства; лица, участвующие в деле, проживают на территории иностранного государства, а предмет спора находится на территории Республики Беларусь; стороны заключили договор на территории иностранного государства; предмет спора находится на территории иностранного государства.
Судопроизводство по гражданским делам с участием иностранцев в Республике Беларусь ведется по правилам белорусского процессуального законодательства, если иное не предусмотрено специальными законодательными актами или международным договором Республики Беларусь.
Конвенция стран СНГ 1993 г. о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам регулирует:
-правовую защиту физических и юридических лиц;
-порядок сношений соответствующих учреждений при оказании правовой помощи;
-порядок исполнения поручений учреждений юстиции;
-представление информации о праве.
Гражданское процессуальное законодательство Республики Беларусь устанавливает для иностранцев национальный режим в области защиты их прав и охраняемых законом интересов, т. е. предоставляет им такие же права, как и белорусским гражданам и юридическим лицам. Им гарантируется право на обращение в суд. Процессуальная дееспособность иностранного гражданина определяется законодательством того государства, гражданином которого он является, лица без гражданства – законодательством государства, в котором он имеет постоянное место жительства, а при отсутствии такого – законодательством государства места его пребывания (ч. I ст. 550 ГПК).
Иностранные юридические лица имеют право обращаться в суды Республики Беларусь и пользуются гражданскими процессуальными правами наравне с юридическими лицами Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательными актами, международными договорами Республики Беларусь и соглашениями сторон. Процессуальная правоспособность юридического лица определяется по закону государства, на территории которого оно учреждено.
С помощью термина «международная подсудность гражданских дел» разграничивается компетенция между судами разных государств по рассмотрению споров, в которых участвуют иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица.
В международном гражданском процессе принято выделять следующие основные критерии определения подсудности гражданских дел с участием иностранного элемента:
- гражданство сторон спора (спор компетентен рассматривать суд того государства, гражданином которого является одна из сторон);
- место жительства (пребывания) ответчика и истца;
- место нахождения недвижимости.
Применяются и иные критерии определения международной подсудности гражданских дел: место жительства истца, место причинения вреда, место исполнения договора и др. Каждое государство определяет пределы компетенции своих судов по гражданским делам с участием иностранного элемента.
В теории международного гражданского процесса и гражданском процессуальном законодательстве выделяют: судебный иммунитет государства; абсолютный иммунитет государства; функциональный (ограниченный) иммунитет государства.
Представительские полномочия консульских должностных лиц по защите интересов в суде своих граждан оформляются на основании закона без поручений и доверенностей.
Основные системами исполнения решения иностранных судов известными международному гражданскому процессу являются: проверка правильности решения с формальной точки зрения; с соблюдением ряда условий его регистрации в специальном реестре; система экзекватуры.
Последствиями неправильного применения белорусским судом иностранного материального права послужит отмене или изменению судебного решения.
Постановление иностранного суда (после его признания в Республике Беларусь) приобретает такие правовые свойства как: неопровержимость; исключительность; обязательность; преюдициальность.
Решения иностранных судов признаются и исполняются, если это предусмотрено национальным законодательством и международными договорами. Белорусские суды не исполняют поручения иностранных судов, если исполнение поручений противоречит законам и публичному порядку.
Решение иностранного суда может быть предъявлено к принудительному исполнению в Республике Беларусь в течение трех лет с момента его вступления в законную силу, если иное не установлено международным договором Республики Беларусь.
Поручения иностранных судов исполняются белорусскими судами при получении их, как правило, через Министерство иностранных дел Республики Беларусь. Белорусский суд может поручить органу юстиции иностранного государства: вручить судебную повестку ответчику, проживающему за границей; провести опрос сторон и третьих лиц; провести осмотр объекта на месте; провести судебную экспертизу объекта, находящегося за границей. Правовая помощь иностранным судам оказывается бесплатно.
В Республике Беларусь арбитражный суд законом отнесен к числу юрисдикционных органов, разрешающих споры о праве. Арбитражный суд – суд, избранный или учрежденный по соглашению сторон для рассмотрения уже возникшего или могущего возникнуть спора гражданско-правового характера с обязательством подчиниться его решению.
Принципами международного коммерческого арбитража являются:
-принцип добровольности обращения к арбитражному разбирательству (результат согласования воли сторон);
-принцип равенства прав сторон;
-принцип свободы выбора сторонами состава суда, применимого права, процедуры и языка судопроизводства;
-принцип независимости международного арбитражного суда и арбитров и др.
При заключении внешнеэкономических сделок стороны, как правило, оговаривают, что споры, которые могут возникнуть между ними в будущем, подлежат разрешению в арбитражном порядке. Соглашение об арбитражном разбирательстве споров, которые могут возникнуть в будущем, включенное в контракт, принято называть арбитражной оговоркой.
Третейская запись или компромисс – это соглашение сторон об арбитражном разбирательстве уже возникшего спора, выраженное в отдельном от контракта документе.
Арбитражное соглашение – это результат согласования воли сторон. Сфера действия арбитражного соглашения зависит от выраженного в нем намерения сторон передать тот или иной спор на рассмотрение в арбитраж. Это значит, что без соответствующего соглашения сторон арбитраж не компетентен разрешать спор. Арбитраж, компетенция которого определяется сторонами в соглашении, не вправе выйти за пределы возложенных на него полномочий. Путем заключения соглашения стороны вправе ограничить общую компетенцию арбитража, предусмотренную в уставе и положении о нем. Соглашение об арбитражном разбирательстве споров означает, что оно обязательно для сторон.
Преимуществами арбитража (по сравнению с судебным порядком в общем суде) являются:
-непродолжительность срока рассмотрения дела;
-компетентность третейских судов, поскольку арбитры избираются из числа специалистов;
-решение может быть исполнено в другой стране;
-конфиденциальность рассмотрения споров в суде и др.
В международной практике различают два вида арбитража:
1. институционный, т.е. постоянно действующий. Это арбитражные суды, учрежденные при торгово-промышленных палатах или арбитражных ассоциациях различных государств. Они рассматривают споры на основе своих регламентов (правил производства дел), имеют списки арбитров, из которых стороны выбирают судей;
2. изолированный (ad hoc), который создается специально для рассмотрения спора по конкретному делу. После того как спор рассмотрен, и решение вынесено, изолированный арбитраж, прекращает существование. Изолированный арбитраж не имеет административного аппарата и каких-либо правил, регулирующий арбитражный процесс. Стороны сами определяют правила рассмотрения дел в арбитраже.
Широкую сферу компетенции имеют арбитражные суды при международной торговой палате в Париже (с 1919 года), Американская арбитражная ассоциация (примерно 1926 года), институт арбитров в Лондоне, Арбитражный институт при Стокгольмской торговой палате и т.д.
Международный арбитражный суд при БелТПП является негосударственной, некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность на возмездной основе. Закон Республики Беларусь “О Международном арбитражном (третейском) суде” определяет, что постоянно действующий международный арбитражный суд является юридическим лицом.
Международный арбитражный суд при БелТПП самостоятельно решает вопрос относительно своей компетенции. В соответствии с Законом Республики Беларусь "О международном арбитражном (третейском) суде" арбитражное соглашение заключается в письменной форме; обладает юридической самостоятельностью.
Соглашением сторон определяется количественный состав Международного арбитражного суда при БелТПП, который может быть: в составе одного арбитра; в составе трех арбитров.
Рассмотреть дело и вынести решение Международный арбитражный суд при БелТПП обязан не позднее шести месяцев с момента его формирования. Решение суда является окончательным и вступает в законную силу с момента его вынесения.
Международный арбитражный суд при БелТПП основывает свои решения на нормах права, руководствуясь при выборе закона коллизионными нормами.
Одним из преимуществ международного арбитража является наличие довольно разработанной системы признания и принудительного исполнения арбитражных решений, вынесенных на территории иностранного государства, называемых обычно иностранными арбитражными решениями.
Данный вопрос регламентируется Нью-Йоркской конвенцией о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 года. В соответствии с данной конвенцией каждое государство признает арбитражные решения как обязательные. Она приводит их в соответствие с процессуальными нормами той территории, где испрашивается признание и приведение в исполнение.
В силу положений Нью-Йоркской конвенции 1958 г. о признании и приведении в исполнении иностранных арбитражных решений, на территории Республики Беларусь иностранное арбитражное решение приводится в исполнение по нормам ХПК Республики Беларусь; по нормам ГПК Республики Беларусь.
В Нью-Йоркской конвенции 1958 г. о признании и приведении в исполнении иностранных арбитражных решений установила правило, согласно которому сторона, ходатайствующая об исполнении иностранного арбитражного решения, должна представить:
-подлинное арбитражное решение;
-должным образом заверенную копию арбитражного решения;
-подлинное арбитражное соглашение;
-должным образом заверенную копию арбитражного соглашения.
В соответствии со ст. 397 ГПК Республики Беларусь порядок исполнения в Республики Беларусь решений иностранных судов и арбитража определяются соответствующими международными договорами. Решение может быть предъявлено к принудительному исполнению в течение 3-х лет с момента вступления решения в законную силу.