Тема 10. Международные перевозки
Под международными перевозками грузов и пассажиров понимаются перевозки между двумя и более государствами, выполняемые на условиях, вытекающих из двусторонних, многосторонних или универсальных соглашений и конвенций, единообразно определяющих эти условия.
Система транспортных конвенций включает международные соглашения следующих видов:
- соглашения об общих принципах и организации международных сообщений;
- соглашения об установлении единых условий перевозок грузов и пассажиров;
- соглашения, направленные на облегчение транспортных связей между странами.
Особенность договора международной перевозки заключается в том, что в ходе его исполнения к нему могут применяться различные коллизионные нормы. Например, при отправлении груза следует руководствоваться законом страны отправителя, при выдаче груза в конечном пункте – законом страны назначения. В других вопросах – законом перевозчика или суда. Применимое к международной перевозке право может быть указано в транспортном документе, выданном перевозчиком.
Выделяют следующие основные виды международных перевозок:
- перевозки отдельными видами транспорта (автомобильные, железнодорожные, воздушные, морские) и перевозки смешанным транспортом;
- перевозки грузов, пассажиров, а на железнодорожном транспорте – грузобагажа (товаробагажа);
- перевозки регулярные (линейные) и нерегулярные;
- перевозки бесперегрузочные (беспересадочные) и перевозки перегрузочные (пересадочные);
- перевозки соседские, транзитные и сквозные (круговые, кольцевые);
- перевозки прямого сообщения, непрямого (ломаного) сообщения, перевозки последовательными перевозчиками и перевозки с переотправкой;
- пограничные перевозки (железнодорожный транспорт), маятниковые перевозки (автомобильный транспорт).
Договор международной перевозки регулируется сочетанием национального законодательства и международных договоров.
Договор международные перевозки грузов – это двустороннее соглашение, согласно которому одна сторона (транспортная организация) берет на себя обязательство перевезти на определенных условиях вверенный ей отправителем груз от места погрузки (отправления) до места выгрузки (назначения) и передать его законному грузополучателю, а вторая сторона (грузоотправитель) обязуется возместить перевозчику транспортные расходы (оплатить обусловленную в соглашении провозную плату).
Договор международной перевозки пассажира – это соглашение сторон, по которому перевозчик обязуется перевезти пассажира, имеющего проездной документ, в пункт назначения, в случае сдачи им своего багажа – так же доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за провоз багажа.
Документы, которые подтверждают факт заключения договора перевозки груза либо пассажиров: билет, квитанция, коносамент, товарно-транспортная накладная.
В 1980 году в Берне было принято Соглашение о ж/д перевозках (сокращенно – Соглашение КОТИФ), участником которого является большинство стран Европы и Азии. Соглашение КОТИФ имеет два приложения:
1. Приложение А – определяет условия перевозок пассажиров (Единые правила МПК);
2. Приложение В – определяет условия перевозок грузов (Единые правила МГК).
Срок исковой давности по Соглашению КОТИФ - 1 год. В течение 7 дней допускается требование о составление акта в отношении скрытых недостатков груза.
Республика Беларусь руководствуются принятыми в 1950 году Соглашением о международном грузовом сообщении (СМГС) и Соглашением о международном пассажирском сообщении (СМПС). Соглашениями не установлен предел имущественной ответственности перевозчика. По правилам СМГС для предъявления претензий и исков предусмотрен 9-месячный срок исковой давности.
Республика Беларусь заключила двухсторонние соглашения с Литвой, Польшей, Болгарией, Молдовой, Украиной и т.д. Данные соглашения устанавливают ряд общих требований для международных автоперевозок:
1. перевозки могут выполняться перевозчиками, которые согласно национальному законодательству допущены к осуществлению такого рода перевозок;
2. перевозки должны осуществляться на основании специальных разрешений, выдаваемых гос. органами;
3. перевозки должны производиться по шоссейным дорогам, открытым для международного автомобильного сообщения;
4. используемые транспортные средства подлежат обязательному страхованию на случай причинения ущерба третьим лицам.
Согласно Конвенции о договоре международной перевозки автомобильным транспортом (Конвенция КДПГ) груз считается утраченным, если он не был доставлен в течение 30 дней по прошествии установленного срока доставки. В случае, если срок доставки не был установлен, груз считается утраченным, если он не был доставлен в течение 60 дней со дня принятия груза.
Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа 1973 г. (Конвенция МДП) предусматривает составление особого таможенного документа – книжки МДП. Согласно данной конвенции перевозка грузов должна выполняться в запломбированных транспортных средствах или контейнерах.
В законодательстве многих государств не содержится коллизионных норм, предусматривающих право какой страны подлежит применению к отношениям по морской перевозке грузов. Данные вопросы решаются судебной практикой. В судах Великобритании и Франции применяется закон флага, а в судах ФРГ – закон места назначения груза. В Польше применяется закон, избранный сторонами. При отсутствии выбора к договору перевозки применяется закон места нахождения перевозчика.
Морские перевозки разделяют на:
1. трамповое (нерегулярное) судоходство, при котором судно выполняет одиночные рейсы на переменных направлениях;
2. линейное (регулярное) судоходство. – Это организация работы флота по заранее опубликованному расписанию.
Договором перевозки в линейном судоходстве в большинстве случаев является букинг-нота (booking note). В качестве доказательства наличия договора морской перевозки может использоваться коносамент.
Договором перевозки в трамповом судоходстве является чартер.
Букинг–нота представляет собой соглашение грузовладельца с перевозчиком на перевозку какого-либо однородного груза в одном или нескольких судовых помещениях, обычно на линейном судне.
Коносамент – это основной документ, которым определяются отношения между грузовладельцем (чаще всего грузополучателем) и судовладельцем. В ст.1 Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 г. (так называемые Гамбургские правила) коносамент рассматривается как документ, который подтверждает договор морской перевозки и прием или погрузку груза перевозчиком и в соответствии с которым перевозчик обязуется сдать груз против этого документа. Коносамент выписывается и при заключении чартера или букинг–ноты.
Чартер (договор фрахтования) – это вид договора перевозки, в соответствии с которым фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю целое судно или одно или несколько судовых помещений для перевозки груза.
Срок исковой давности по Правилам Гаага-Висби - 1 год; по Гамбургским правилам - 2 года. Срок исковой давности для требований, вытекающих из морской перевозки грузов, по Кодексу торгового мореплавания Республики Беларусь -1 год.
Общие правила осуществления международных воздушных сообщений установлены Чикагской конвенцией о международной гражданской авиации 1944 года (действует в Республике Беларусь с 04.06.1993 г.). Чикагской конвенцией регулируются следующие вопросы:
1. порядок выполнения полетов и процедура регистрации воздушных судов;
2. задачи и основные принципы деятельности ИКАО (международная организация гражданской авиации);
3. функционирование аэропортов, наземных аэронавигационных средств и служб;
4. порядок регулирования споров.
Установлено, что воздушные суда имеют национальность того государства, в котором они зарегистрированы. Не может считаться действительной регистрация воздушного судна более чем в одном государстве. Однако его регистрация может переходить от одного государства к другому.
Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных перевозок 1929 года (действует в Республике Беларусь) – это основная конвенция, регулирующая условия воздушных перевозок пассажиров и грузов. Согласно Варшавской конвенции 1929 года, имущественная ответственность авиаперевозчика в отношении каждого пассажира (за причинения вреда здоровью) ограничивается суммой 120 тысяч франков.
Международные смешанные перевозки – это перевозки грузов между пунктами отправления и назначения, разделенными не только расстоянием, но и географическим характером пути, двумя или несколькими видами транспорта на основе одного договора – документа, выданного одним лицом или предприятием, организующим такую перевозку и принимающие на себя ответственность за проведение всей перевозки. Используется также термин “комбинированные” перевозки.