Тема 16. Трудовые отношения в международном частном праве
В области трудовых отношений сложились определенные коллизионные привязки: место заключения трудового контакта, общее гражданство, место нахождения сторон, закон места работы, закон флага судна, закон страны учреждения, командировавшего работника.
В Австрии, Албании, Венгрии, Испании, Швейцарии используется коллизионный принцип применения закона страны места работы (Lex Loci Laboris). Этот же принцип закреплен в Европейской конвенции 1980 года относительно права, применяемого к договорным обязательствам.
Под законом места работы (Lex Loci Laboris) понимается: закон страны места нахождения предприятия, где работает трудящийся, закон страны места нахождения правления предприятия, закон страны учреждения, командировавшего работника, закон флага судна.
Особенности регулирования труда трудящихся-мигрантов устанавливаются законодательством и международными договорами Республики Беларусь.
В правовом регулировании международных трудовых отношений важную роль играют конвенции Международной организации труда (МОТ), в которых установлены минимальные стандарты трудовых отношений.
Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права в сфере трудовых отношений. Определение объема трудовых прав иностранцев входит в компетенцию каждого государства.
В Республике Беларусь нормы, относящиеся к регулированию трудовых прав белорусских граждан и иностранцев, содержатся в Законе Республики Беларусь “О внешней трудовой миграции”, который регулирует отношения в области внешней трудовой миграции (устанавливает порядок выезда граждан Республики Беларусь для трудоустройства за границу, привлечения иностранной рабочей силы в Республику Беларусь).
Разработку и реализацию государственной политики в сфере внешней трудовой миграции обеспечивает Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, а также иные территориальные органы по миграции. Квоты (пределы) на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Беларусь устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.
Под внешней трудовой миграцией следует понимать выезд из Республики Беларусь для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности по трудовому договору в государстве трудоустройства, а также въезд в Республику Беларусь для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности по трудовому договору и осуществление такой деятельности в Республике Беларусь.
Трудящийся-иммигрант - иностранец, не имеющий разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, въехавший в Республику Беларусь для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности по трудовому договору у нанимателя Республики Беларусь либо осуществляющий такую деятельность в Республике Беларусь.
Трудящийся-эмигрант - гражданин или иностранец, постоянно проживающие в Республике Беларусь и выезжающие (выехавшие) за пределы Республики Беларусь для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности у иностранного нанимателя по трудовому договору.
Трудящиеся-иммигранты, прибывшие в Республику Беларусь, подлежат в установленном порядке регистрации в органах внутренних дел по месту их временного проживания. По истечении срока действия трудового договора трудящиеся-иммигранты и члены их семей обязаны покинуть государство трудоустройства.
Трудящиеся-мигранты могут осуществлять трудовую деятельность в Республике Беларусь при условии получения специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью; заключения трудового договора.
При заключении трудовых договоров на трудоустройство граждан Республики Беларусь за границей и привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы должен соблюдаться принцип равенства прав трудящихся-эмигрантов и трудящихся-иммигрантов с гражданами государства трудоустройства в соответствии с законодательством государства трудоустройства.
Иностранцы могут на равных основаниях с гражданами Республики Беларусь заниматься трудовой деятельностью, распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, т.е. законодательство исходит из применения в области трудовых отношений принципа национального режима.
Выдача разрешения на привлечение иностранной рабочей силы осуществляется Департаментом по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь в течение 15 дней со дня подачи заявления и всех документов. Срок действия разрешения на привлечение иностранной рабочей силы составляет один год.
В соответствии с законодательством о миграции, наниматель Республики Беларусь обязан зарегистрировать в подразделение по гражданству и миграции трудовой договор с трудящимся иммигрантом, заключенный на территории Республики Беларусь в месячный срок со дня его заключения.
Граждане Республики Беларусь в области трудовых отношений имеют право: на самостоятельный поиск работы за пределами Республики Беларусь; на выбор места работы; на трудоустройство за пределами Республики Беларусь; на выбор профессии, рода занятий и работы.
Применение труда белорусских граждан на территории иностранных государств может иметь место вследствие возникновения трудовых правоотношений на основании положений белорусского трудового права либо на основе трудового контракта, заключаемого с иностранным нанимателем.
В первом случае труд наших граждан используется за границей вследствие трудовых отношений, возникающих не за рубежом, а в Республике Беларусь. Так, в соответствии со ст. 322 Трудового кодекса Республики Беларусь, на работников Республики Беларусь, направленных на работу в учреждения Республики Беларусь за границей (в дипломатические, торговые и постоянные представительства, консульские учреждения и т.п.) распространяется действие законодательства о труде Республики Беларусь. Трудовой контракт заключается с белорусским нанимателем.
Министерство иностранных дел Республики Беларусь принимает обязательное участие в разрешении трудовых споров между работниками – гражданами Республики Беларусь, работающими в дипломатических представительствах и консульских учреждениях, и этими представительствами и учреждениями.
Трудовые отношения лиц, принимаемых на работу в загранучреждения Республики Беларусь из числа местных граждан, регулируется в соответствии с законодательством страны проживания работников или условиями трудового договора. Лишь некоторые аспекты трудовых отношений этих лиц могут регулироваться иностранным правом.
Во втором случае трудовые правоотношения возникают в силу заключения трудовых контактов с зарубежным нанимателем. Условия труда такого гражданина будут определяться законодательством о труде страны пребывания,но не должны быть хуже условий, предусмотренных трудовыми контактами с иностранцами-гражданами других государств. Сам факт белорусского гражданства не влечет за собой применение норм нашего трудового права.
Договор о трудоустройстве граждан Республики Беларусь за пределами Республики Беларусь заключается с иностранными организациями и гражданами, являющимися непосредственными нанимателями; при трудоустройстве за границей по студенческим программам в период летних каникул в организациях системы образования Республики Беларусь – с фирмой-посредником.
К белорусским гражданам на общих условиях применяются установленные в том или ином государстве нормы, запрещающие иностранцам занимать отдельные должности либо заниматься определенной трудовой деятельностью.
В международных соглашениях, заключенных Республикой Беларусь с другими странами, предусматривается, что граждане одной договаривающейся страны, постоянно проживающие на территории другой страны, в сфере трудовых отношений полностью приравниваются к гражданам другой договаривающейся стороны.