Порядок исполнения иностранных судебных поручений

В современных условиях все возрастающего сотрудничества государств возникает значительное количество частноправовых споров, осложненных иностранным элементом (трансграничные споры), передаваемые на рассмотрение судам того или иного государства. Помимо разрешения споров судебного вмешательства зачастую требуют и иные вопросы частноправового характера с участием иностранных лиц (установление юридического факта, усыновление, признание лица безвестно отсутствующим).

На регламентацию разрешения трансграничных гражданских дел направлены правовые нормы, объединенные термином международный гражданский процесс.

Международный гражданский процесс – это регламентированная унифицированными нормами международных договоров и нормами национального права публично-правовая деятельность суда и других правоприменительных органов по разрешению гражданских дел, осложненных иностранным элементом.

В ходе производства по делу с иностранным элементом перед судом зачастую встает необходимость осуществления отдельных процессуальных действий на территории иностранного государства: допрос свидетелей, вручение судебной повестки стороне по делу, производство экспертизы. Суд не может непосредственно произвести эти действия на территории иностранного государства в силу того, что он обладает властной компетенцией лишь в пределах собственного государства. На иностранной территории, обладающей государственным суверенитетом, этот суд никаких процессуальных полномочий не осуществляет.

Осуществление процессуальных действий за рубежом производится посредством института МГП – международная правовая помощь. Суд, рассматривающий трансграничное гражданское дело, именуемый судом запрашивающего государства, обращается с просьбой об оказании правовой помощи в суд запрашиваемого государства, который и осуществляет на своей территории порученные ему действия и направляет полученные результаты суду запрашивающего государства.

Правовая помощь осуществляется посредством иностранных судебных поручений. Иностранное судебное поручение – это поручение суда одного государства суду другого государства о проведении каких-либо процессуальных действий на территории этого государства. Виды иностранных судебных поручений:

- вручение документов иностранным участникам процесса (исковое, извещение о дате)

- получение и представление из-за рубежа доказательств по делу (свидетельств о браке, информации о движении денежных средств по счетам в иностранных банках)

- заслушивания и фиксация показаний сторон, третьих лиц, свидетелей, экспертов об обстоятельствах, имеющих значение для дела, если указанные лица проживают за рубежом;

- судебный осмотр, если предмет спора или иные интересующие суд обстоятельства имеют место за рубежом

- проведение экспертиз в связи с тем, что субъекты или большинство необходимых для экспертизы материалов находятся в пределах юрисдикции иностранного государства

- вызов свидетеля или эксперта из-за рубежа

- получение от иностранных компетентных органов информации о действующем иностранном законодательстве, если спорное материальное правоотношение регулируется в силу коллизий нормами иностранного права.

В мире сложилось несколько способов исполнения иностранных судебных поручений:

1) непосредственное обращение суда одного государства в суд другого государства

Суд одного государства посылает непосредственно в суд другого государства судебное поручение почтовой связью без перевода, заверенное официальной печатью суда. Суд запрашиваемого государства направляет результаты исполнения непосредственно в суд запрашивающего государства. Это наиболее простой и целесообразный с точки зрения эффективности рассмотрения трансграничного дела способ.

Такой способ установлен Соглашение СНГ о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992 года, Минской конвенцией СНГ 1993 года о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. (между РФ, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина)

2) направление судебного поручения за рубеж через специально уполномоченные центральные органы

Суд запрашивающего государства направляет поручение о выполнении за рубежом каких-либо процессуальных действий в свой центральный орган юстиции (в РФ – Минюст). Он направляет поручение в центральный орган юстиции запрашиваемого государства, а оттуда оно поступает в компетентный иностранный суд для исполнения. Результаты направляются в суд запрашивающего государства в обратном порядке.

Такой способ действует и в странах СНГ (в качестве общего правила), а также с рядом государств, с котороми РФ заключила договоры: Албания, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Иран, КНР, КНДР, Куба, Латвия, Литва, Монголия, Польша, Румыния, правопреемники Чехословакии и Югославии, Эстония.

3) направление судебного поручение за рубеж через дипломатические каналы

Суд отправляет поручение о выполнении процессуальных действий за рубежом в Министерство юстиции. Оттуда оно идет в МИД России, который пересылает его в иностранные дипломатические органы. Оттуда через компетентные органы иностранного государства поступают в суд. Результаты в обратном порядке. Это наиболее сложная процедура, длительная по времени. Иногда напрямую в МИД без Минюста.

Такой порядок был предусмотрен Гаагской конвенцией по вопросам гражданского процесса 1954 года (РФ с Австрией, Боснией и Герцоговиной, Ливаном, Македонией, Марокко, Словенией, Хорватией, Бельгией, Египтом, Японией), а также предусматривается в международних двусторонних договорах (Алжир, Греция, Ирак, Италия, Кипр, Тунис, Финляндия)

4) упрощенный порядок направления судебного поручения

Он связан с Гаагская конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных поручений по гражданским делам 1965 года, Гаагская конвенция о сборе за границей доказательств по гражданским и торговым делам 1970 года.

Согласно ним можно запрашивать непосредственно, минуя юстицию и дипломатические каналы. Можно вручать через посольства и консульства лицам, находящимся на территории иностранного государства

В РФ в соответствии со ст.407 ГПК и 256 АПК исполняют поручения иностранных судов и компетентных органов иностранных государств о выполнении отдельных процессуальных действий, а также обращаются к иностранным судам с аналогичными поручениями в порядке, установленном международными договоры. При этом суды руководствуются при исполнении иностранных судебных поручений собственными процессуальными нормами, за исключением тех случаев, когда иное установлено международным договором. Например, Минской конвенцией СНГ 1993 года о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам предусмотрена возможность применения иностранного процессуального законодательства по просьбе, если это не противоречит публичному порядку.

Кроме того, МГП признает возможность исполнения поручения иностранного суда в отсутствие международного договора на принципах международной вежливости (comitas gentium).

Национальное законодательство предусматривает перечень оснований, при наличии которых иностранное судебное поручение не может быть выполнено. Например, в РФ следующие основания:

- исполнение поручения может нанести ущерб суверенитету РФ или угрожает безопасности РФ (ГПК)

- исполнение поручения нарушает основополагающие принципы российского права или иным образом противоречит публичному порядку РФ (АПК)

- не входит в компетенцию суда (ГПК, АПК)

- не установлена подлинность документа, содержащего поручение о выполнении отдельных процессуальных действий (АПК) – должен быть апостиль на самом поручении или аллонже

Наши рекомендации