Прямые зарубежные инвестиции и многонациональные фирмы

Двумя важнейшими типами иностранных инвестиций являются портфельные и прямые. Если портфельные инвестиции представляют собой чисто финансовые активы, выраженные в национальной валюте, то прямые зарубежные инвестиции являются реальными инвестициями, осуществляемыми в предприятия, землю и другие капитальные товары.

Далее, в отличие от портфельных инвестиций, прямые инвестиции, как правило, обеспечивают управленческий контроль над объектом, в который инвестирован капитал. С этим и связано главным образом наличие разных подходов к их оценке.

Прямые зарубежные инвестиции в послевоенные годы росли очень быстро, и их рост напрямую связан с деятельностью многонациональных фирм (привычный нам термин – транснациональные корпорации, ТНК). Крупнейшей инвестирующей страной были США, а направлялись эти инвестиции преимущественно в развивающиеся страны. Однако с начала 1970-х гг. рост прямых зарубежных инвестиций замедлился, изменилась их направленность. Во все большей степени инвестиции стали направляться в страны Западной Европы. С начала 1980-х гг. прямые инвестиции из Англии, Нидерландов, Германии, Канады стали направляться в США, которые превратились в крупнейшую принимающую державу. В середине 1990-х гг. удельный вес прямых зарубежных инвестиций составлял менее 30%.

Изменения в характере инвестиций, направленности их движения есть прямой результат набирающей силу деятельности многонациональных фирм. В средине 90-х годов в мире функционировало 40 тысяч многонациональных фирм против 7 тысяч в 1970 году. Они контролировали до 250 тысяч дочерних предприятий, расположенных во всех частях света. Деятельность многонациональных фирм сосредоточена преимущественно в таких отраслях как электроника, нефтедобыча и нефтепереработка, химия, автомобилестроение, а их основная часть расположена в США, странах ЕС и Японии [9, с.187].

До возникновения многонациональных фирм все частные инвестиции были скорее портфельными, чем прямыми.

В иностранной литературе термин "многонациональные фирмы" используется по крайней мере в трех значениях.

Фирма считается многонациональной, если, во-первых, она реализует выпускаемую продукцию более, чем в одной стране; во-вторых, ее предприятия или филиалы расположены в двух и более странах; и в-третьих, ее собственники являются резидентами различных стран. Следовательно, признаки многонациональности относятся к сфере обращения, производства и собственности.

Реально действующим фирмам достаточно отвечать любому из перечисленных признаков, чтобы попасть в категорию многонациональных. Многие крупные компании являются многонациональными фирмами во всех трех значениях этого термина одновременно.

Появление многонациональных фирм нельзя считать характерным признаком новейшего времени или особенностью современного империализма. Многие из них возникли достаточно давно. Так, MuscovyCompany (1555 г.), EastJndiaCompany (1600 г.), Hudson'sBayCompanyи другие крупные фирмы существуют не одно столетие.

Новизна этого явления заключается в другом: за годы прошедшие после IIмировой войны многонациональные фирмы превратились в важный элемент мировой экономики, выполняя интегрирующую роль в мировом хозяйстве. По имеющимся оценкам от 1/5 до 1/3 всей мировой торговли продукцией обрабатывающей промышленности осуществляют именно многонациональные фирмы [9, с.189].

Многонациональная фирма – это, как правило, типичная олигополия. Все они в большей или меньшей степени обладают монопольной властью, хотя полностью и не свободны в своих хозяйственных решениях. Ценовая политика олигополии, их решения об объемах производимой продукции принимаются на основе тщательного анализа возможных ответных действий конкурентов.

Любая фирма, приступая к делу, должна решить где, в какой стране или странах производить продукцию, сколько производить на каждом предприятии или филиале, сколько продавать и по каким ценам. Все перечисленные решения взаимосвязаны друг с другом, и они объективно встают перед каждой фирмой.

Стратегию многонациональных фирм можно понять, если помнить, что такая фирма должна удовлетворить интересы:

- держателей акций, которые заинтересованы в увеличении дивидендов;

- наемного персонала, требующего роста зарплаты;

- потребителей, мечтающих о снижении цен на готовую продукцию;

- общества в целом, рассчитывающего на повышение налогов с корпораций.

В долгосрочной перспективе многонациональная фирма просто обязана добиться каждой из перечисленных выше целей. В противном случае группы, олицетворяющие каждую цель и обладающие достаточным влиянием, способны спровоцировать острый конфликт. Однако, поскольку интересы названных групп часто противоречат друг другу, в тактическом плане руководство компаний поочередно отдает предпочтение то одним целям, то другим. При этом поиск компромиссов усложняется международным характером деятельности подобных фирм, когда решение, принятое в одной стране, сказывается на других странах.

Наиболее распространенным заблуждением о последствиях деятельности многонациональных корпораций является мнение, сводящееся к тому, что в результате международных операций МНК одна страна обязательно выигрывает, а другая - несет потери. Реальная практика, конечно, не исключает подобной ситуации, но она предполагает и другие возможные результаты: обе стороны могут выиграть или обе проиграть, выигрыш или проигрыш может не совпасть с ожидаемым.

В обширной иностранной литературе содержится множество объяснений причин возникновения многонациональных фирм, их выбора в пользу зарубежного размещения производства. Не воспроизводя здесь весь этот длинный перечень причин, отметим лишь, что все они в той или иной степени связаны с несовершенством рынка. Речь идет, в частности, о следующем [12, с.162]:

- тарифы и другие барьеры на пути развития международной торговли создают неодинаковый доступ к рынкам отдельных стран. Фирмы же заинтересованы в максимальной свободе действий;

- рыночное несовершенство на рынках факторов производства, сильная монопольная власть производителей, ценовая дискриминация;

- характер отдачи от масштаба;

- снижение риска с помощью международной диверсификации капитала: несовпадение фаз делового цикла в отдельных странах, разница в налоговом законодательстве и т.д.;

- валютный контроль и транспортные издержки.

Что касается типов многонациональных фирм, то принято выделять следующие:

1. Горизонтально интегрированные фирмы с предприятиями, выпускающими большую часть продукции. Примером может служить производство автомобилей в США или цепочка предприятий "быстрой еды".

2. Вертикально интегрированные фирмы, объединяющие при одном собственнике и под единым контролем важнейшие переделы в производстве конечного продукта. В нефтяной промышленности, например, добыча сырой нефти часто осуществляется в одной стране, рафинирование - в другой, а продажа конечных нефтепродуктов - в третьих.

3. Диверсифицированные многонациональные фирмы, которые включают в себя национальные предприятия с вертикальной или горизонтальной интеграцией. Типичным примером фирмы такого типа является шведская корпорация Nestle, имеющая 95 % своего производства за рубежом и занятая ресторанным бизнесом, производством продуктов питания, реализацией косметики, вин и т.д. При этом в последние годы число таких компаний быстро растет [6, с.144].

Многие многонациональные компании достаточно велики и обладают монопольной властью. Некоторые из многонациональных компаний по объему оборота превосходят целые страны, а руководители таких фирм зачастую ведут свои дела непосредственно с главами государств. Понятно, что их деятельность часто оказывается в центре общественного внимания и вызывает немало споров.

В современных условиях принимающие страны независимо от того, идет ли речь о развитых или развивающихся странах, как правило, одобряют деятельность многонациональных компаний на своей территории. Более того, в мире существует конкуренция между странами по привлечению прямых зарубежных инвестиций, в процессе которой многонациональным фирмам предоставляются налоговые скидки и другие льготы.

Главная выгода для принимающей страны от прямых зарубежных инвестиций состоит в получении в свое распоряжение дополнительных ресурсов, включая капитал, технологии, управленческий опыт и квалифицированный труд. Прямые зарубежные инвестиции стимулируют развитие национальной экономики, увеличивают объем производимого продукта и дохода, ускоряют экономический рост и развитие.

Осваивая за рубежом новые виды продукции, внедряя новые технологии многонациональные фирмы нередко предназначают часть объема производства на экспорт. Следовательно, многонациональные фирмы в таким случае способствуют улучшению эксплуатационных возможностей принимающей страны.

Вместе с тем оппоненты особенно в развивающихся странах утверждают, что трансферт технологий, осуществляемый многонациональными фирмами, далеко не всегда приемлем для экономик принимающих стран. Нередко раздаются жалобы на то, что представителей принимающей страны не допускают к участию в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Многонациональные фирмы обвиняют в манипуляциях с ценами при осуществлении внутри фирменных сделок в целях преуменьшения прибылей и ухода от налогов.

Со стороны принимающих стран, далее, можно услышать жалобы на усиленную эксплуатацию и установление внешнего контроля со стороны многонациональных компаний. Поэтому им иногда запрещают любые новые венчурные проекты и увеличивают налоги на уже действующие предприятия.

В прямых зарубежных инвестициях важную роль играют особые преимущества фирмы, ее контроль над рынком как следствие несовершенной конкуренции. Отсюда вытекает вывод о необходимости государственного регулирования иностранных инвестиций в принимающих странах. Именно так и поступают большинство суверенных государств. Конкретные формы такого ограничения могут быть весьма разнообразны: запрет на инвестирование в определенных отраслях, оговаривание ряда условий инвестирования, таких как использование местных узлов и полуфабрикатов, расширение экспорта производимой продукции, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в принимающей стране, обучение местных кадров. Что же касается стран, вывозящих капитал в форме прямых зарубежных инвестиций, то они как и принимающие страны заинтересованы в этом. Еще недавно правительство США прямо поощряло политику прямых зарубежных инвестиций, пока профсоюзы и общественные организации не усилили критику прямых зарубежных инвестиций.

Основная выгода от прямых зарубежных инвестиций для этих стран состоит в том, что они обеспечивают гораздо более высокую отдачу по сравнению с аналогичными внутренними инвестициями [12, с.169].

Что же касается налогов, получаемых с зарубежного дохода многонациональных фирм, то их в первую очередь получает принимающая страна, хотя определенная часть достается стране, вывозящей капитал. Распределение налогов зависит от разницы в ставках налогообложения.

Вместе с тем вывоз капитала связан с известными издержками, которые могут колебаться в довольно широких пределах. Так, страны, вывозящие капитал нередко жалуются на потери в торговом балансе, которые возникают в результате давления принимающих стран на многонациональные фирмы, что оказывает негативное воздействие на характер международных торговых потоков.

Крайним случаем потерь может быть конфискация прямых зарубежных инвестиций.

Дискуссии в экономической литературе по поводу деятельности многонациональных корпораций ведутся относительно трех главных тем [9, с. 201].

Первая тема: Экономическая эффективность деятельности многонациональных компаний

Осуществляя прямые зарубежные инвестиции, многонациональные компании перемещают через национальные границы крупные производственные ресурсы. Перемещая производственные ресурсы из стран, где они имеются в избытке, в другие страны, испытывающие их нехватку, многонациональные компании способствуют более эффективному размещению мировых факторов производства, а, следовательно, и росту производства в мире.

Как уже было ранее доказано, мировое сообщество может получить заметную выгоду от более эффективного размещения ресурсов, перемещая из страны в страну квалифицированную рабочую силу, капитал, а также технологии.

В этом сходятся взгляды практически всех экономистов, занимающихся исследованием международной экономики. Стимулы для прямых зарубежных инвестиций часто создают национальные тарифные барьеры. Так, в 1960-е гг., крупный поток инвестиций из США в Европу был порожден тарифами, установленными Европейский экономическим сообществом. Вместо экспорта готовой продукции в Европу, многонациональные фирмы создали производство в странах ЕЭС и тем самым обошли их тарифы.

Вторая тема:Справедливость в распределении выигрыша от прямых зарубежных инвестиций

После того как в результате прямых зарубежных инвестиций фактически достигнуто увеличение мирового объема производства, возникает проблема справедливого распределения выигрыша. Эта проблема имеет два аспекта [9, с. 202].

Суть первого состоит в том, что прямые инвестиции воздействуют на благосостояние как страны базирования многонациональных корпораций, так и принимающей страны. Действительно, в соответствии в теорией Хекшера-Олина в стране базирования возрастает отдача капитала относительно труда, так как объем капитала уменьшается при неизменном количестве рабочей силы. В принимающей стране, наоборот, отдача капитала относительно труда снижается [9, с. 204].

Однако специфические интересы отдельных категорий экономических агентов в каждой из стран могут противостоять деятельности многонациональных компаний. Так, в стране базирования профсоюзы и общественные организации часто требуют запретить или, по крайней мере ограничить прямые зарубежные инвестиции, поскольку последние сокращают число рабочих мест и увеличивают безработицу. В принимающей стране против прямых иностранных инвестиций выступают предприниматели, так как у них снижается отдача на капитал (воздействует фактор редкости), равно как и их доля в общем доходе.

Второй аспект распределения выигрыша от прямых зарубежных инвестиций сводится к дележу прибыли между принимающей страной и страной базирования многонациональной фирмы. Принимающие страны склонны считать, что прибыли, получаемые многонациональными фирмами чрезмерно велики. Они подозревают громадные иностранные корпорации в том, что те манипулируют ценами в своих интересах, присваивая большую часть прибылей.

В этих спорах важная роль принадлежит налогообложению многонациональных фирм. По законам США, например, прибыли зарубежных филиалов фирм не являются объектом налогообложения до тех пор, пока они не переправлены на родину. Делается это для того, чтобы избежать двойного налогообложения. По этой причине США получают весьма скромные суммы в виде налогов от зарубежных сделок своих многонациональных корпораций.

Принимающие страны, хотя и получают налоги от многонациональных фирм в первую очередь, так же недовольны их объемом. Они убеждены, что могли бы получать гораздо больше, если бы многонациональные фирмы не объявляли свои прибыли в странах с низким уровнем налогообложения. Многие сделки между филиалами одной и той же фирмы осуществляются по ценам, которые устанавливаются самой фирмой. Поэтому трансфертные цены на продукцию многонациональных компаний являются весьма злободневной проблемой.

Таким образом, все страны в которых действуют многонациональные корпорации, конкурируют друг с другом за получаемые прибыли, каждая стремится к получению большей части.

Третья тема:Суверенитет

Часто многонациональные корпорации, действуя в десятках стран, способны серьезно влиять на все сферы общественной жизни. А самые крупные и могущественные корпорации даже в состоянии уклоняться от экономического и политического контроля со стороны государств, на территории которых они функционируют.

Такие случаи имели место в прошлом, и сейчас есть опасения возврата к прежним временам, когда иностранные инвесторы добивались поддержки своих действий от местного политического руководства независимо от их последствий для местного населения и благосостояния страны.

Учитывая важность данной проблемы, под эгидой ООН был разработан Кодекс поведения многонациональных фирм, нормы которого носят рекомендательный характер. В соответствии с этим кодексом многонациональные компании обязаны [10, с.165]:

- уважать суверенитет страны пребывания;

- исходить из экономических целей и задач политики, проводимой государством в стране пребывания;

- уважать социально-культурные цели, ценности и традиции страны пребывания;

- не вмешиваться во внутренние дела страны пребывания; не заниматься деятельностью политического характера; воздерживаться от практики коррупции;

- соблюдать законы и постановления, касающихся ограничительной деловой практики; соблюдать положения, касающихся передачи технологии и охраны окружающей среды.

Если правительство какой-то страны пытается оказать давление на многонациональную корпорацию, то она часто просто покидает данную страну и перемещается в другую, где к ней относятся более лояльно. Поэтому фундаментальной проблемой теории и практики многонациональных корпораций является соотношение монопольной власти таких корпораций и суверенитета государства.

Многие экономисты-международники склонны оценивать эту борьбу как неравную, предсказывают долговременную тенденцию к сокращению влияния государства на деятельность многонациональных корпораций. Такое развитие событий вполне возможно, хотя не следует забывать о тех преимуществах в этой борьбе, которыми располагает государственная машина.

В целом же многонациональные фирмы показали свою способность взламывать изоляцию национальных экономик, вовлекая их в процесс интеграции с мировым экономическим сообществом. Они служат важнейшим средством передачи новых технологий, распространения информации о новых продуктах, в результате чего меняются общественные вкусы и предпочтения. Многонациональные фирмы подрывают власть и позиции местных монополий и несмотря на свои крупные размеры нередко повышают степень конкурентности национальных рынков.

Заключение

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Международное движение капитала в экономической теории рассматривается как субститут внешней торговли товарами и услугами. Капиталу свойственна высокая степень международной мобильности, его движение происходит в процессе перемещения финансовых потоков между кредиторами и заемщиками различных стран, между собственниками и их фирмами, которыми они владеют за рубежом.

2. Международные потоки капитала подразделяются на ряд форм в зависимости от признака, положенного в основу классификации: ссудный и предпринимательский капитал, прямые и портфельные инвестиции, частный и государственный капитал, краткосрочный и долгосрочный капитал.

3. Кредит является традиционной и старейшей формой международных экономических отношений, он обеспечивает доход в виде процента по займам, торговым кредитам, депозитам и т.д. Движение ссуд в международной экономике рассматривается как специфический случай межвременной торговли, в процессе которой текущее потребление обменивается на потребление в будущем.

4. Нормальное функционирование системы международного кредитования и заимствований временами прерывается кризисами мировой задолженности, когда отдельные нарушения равновесия принимают массовый характер.

Сильная мотивация к отказу страны от платежей по внешнему долгу возникает при отрицательном значении сальдо заемных операций или базового трансферта.

Страны с высоким уровнем внешней задолженности во избежание банкротства могут обратиться к стабилизационной программе МВФ.

5. Рост прямых зарубежных инвестиций связан с деятельностью многонациональных фирм, которые в послевоенный период превратились в важный элемент мировой экономики.

Наши рекомендации