Ii. российская история

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО (МЧП)

ст. преподаватель, кандидат юр. наук Новикова Наталья Александровна

Литература:

· Программа;

· Уч-к Канашевский 2010 г. «МЧП»

· Ануфриева

· Бублик

· Канашевский «Внешнеэкономические сделки»

· комментарии к ч. 3 ГК РФ;

· ч. 3 ГК + международные соглашения – на семинар!!!

Тема 1. Понятие МЧП.

1. История возникновения термина.

МЧП – одна из самых молодых отраслей права в правовых системах государств –

совокупность норм, регулирующих частные отношения, осложненные иностранным элементом - совокупность норм внутригосударственного законодательства, международных договоров и обычаев, которые регулируют гражданско-правовые, трудовые и иные частные отношения, осложненные иностранным элементом. МЧП также называют коллизионным (конфликтным). Данные термины были исторически первыми и встречались еще у голландских юристов 17в. В наст. время данные термины употребляются в странах англо-саксонской правовой системы.

Термин МЧП впервые появляется в науке и практике в 1834 г. Данный термин впервые использовал член Верховного Суда США Джозеф Стори. С 1841 г. – в трудах французских и немецких ученых. В отечественной науке – профессор Иванов, 1865 г.

В наст. время термин МЧП устоялся, несмотря на то, что его буквальное значение не полностью соответствует современному правопониманию:

1) не частное: в область МЧП входит ряд норм публичного права, соответственно оно не является исключительно частным;

2) не международное: не регулирует отношения между народами => международным его можно назвать только условно;

3) не право: основа МЧП – коллизионные нормы, которые не устанавливают прав и обязанностей субъектов материального правоотношения => МЧП не является в полном смысле правом. Тем не менее, применение коллизионных норм невозможно без применения норм материального права. Эти положения обосновывают использование термина МЧП.

2. История возникновения и развития МЧП.

I. Мировая история

1. Истоки и предпосылки МЧП можно найти еще во времена античности, в частности, известен договор между греческими городами, согласно которому иски из причинения вреда должны рассматриваться судами государств, в которых причинитель вреда имел место жительства. Схожий закон существовал в Египте, Древнем Иране и Месопотамии. В древнее время вопросы определения применимого права решались при помощи закона юрисдикции суда.

2. Начало данной правовой отрасли положила глосса Аккурсий: в данной глоссе впервые было сформулировано понятие личного закона ФЛ и отражен принцип экстерриториального действия правовых норм.

3. На основе изучения данной глоссы возникла школа статутариев, родоначальником которой является юрист Бартолас. Они исследователи различные статуты, которым подчиняется правоотношение, выделяя при этом реальные и персональные (всегда следует за лицом, независимо от местонахождения) статуты.

4. Учение статутариев оказало большое влияние на формулирование положений Кодекса Наполеона 1804 г. (действует по наст. время во Франции). Французские юристы на основе учения школы разработали т.н. теорию «международной вежливости»: приобретенные в одном государстве, будут действовать в другом государстве только в той мере, в которой они не наносят вреда власти или правам другого государства и его субъектов. В наст. время теория международной вежливости – основа коллизионного права англо-саксонской правовой системы.

5. Родоначальник классического МЧП Фридрих Карл Совиньи: всякая коллизионная проблема должна сводиться к локализации правоотношения в пространстве, при этом для определения применимого права необходимо исследовать природы правоотношения и выяснить, с каким правопорядком данное правоотношения связано основополагающим образом. Т.е. Совиньи впервые сформулировал понятие закона наиболее тесной связи.

II. Российская история

1. Первые предпосылки коллизионного права содержится в положениях договорах Олега с Византией (911 г.): русские на территории Византии должны судиться по русскому закону – личный закон физического лица. Подобные положения можно встретить в нормативных актах на протяжении всего развития русского права.

2. Научная разработка МЧП начинается в сер. 19 в. При этом, русские ученые придерживались традиций школы Совиньи. Первый русский ученый, который изложил вопросы коллизионного права в систематизированном виде – Дмитрий Иванович Мийер.

3. В дальнейшем его ученик Иванов развил теорию учителя ввел в научный оборот термин МЧП. Кроме того, Иванов предложил новую концепцию МЧП, основой которого должен являться принцип всеобщей справедливости.

4. В советский периодразвитие МЧП было приостановлено в связи с тем, что советское право являлось обязательным для применения советскими судами.

5. С распадом СССР МЧП продолжило свое развитие, опираясь на труды дореволюционных ученых и последних разработок иностранной правовой доктрины.

3. Предмет МЧП.

- 1) частноправовые отношения, 2) осложненные иностранным элементом.

Плюрализм мнений относительно предмета правового регулирования:

a) Богуславский, Марышева, Звеков, Канашевский: гражданские правоотношения в широком смысле с участием иностранного элемента.

b) Суханов и Попандопуа (цивилистическая концепция): это только гражданские отношения (имущественные и личные неимущественные).

c) Ануфриева и все ее ученики: это 2 группы отношений:

1) традиционная триада (гражданские, семейные, трудовые);

2) отношения процессуального характера, складывающиеся в международном гражданском процессе и международном коммерческом арбитраже.

Обобщая все вышесказанное, можно определить предмет МЧП – 1) возникающие в ходе международного общения гражданские, семейные, трудовые и иные личные неимущественные и имущественные отношения 2) между гражданами, ЮЛ, государствами и международными организациями.

В целях обособления отношений, входящих в предмет МЧП, традиционно используется понятие «иностранный элемент» - может проявляться в виде:

a. субъекта - если он имеет иностранное местонахождение;

b. объекта - вещь, в связи с которой возникают имущественные отношения, находящаяся за рубежом;

c. юридического факта – события, которые имели место за границей, в результате которых возникли/ изменились/ прекратились правоотношения.

4. Место МЧП в правовой системе.

В юр. литературе существует широкий диапазон мнений:

1. МЧП включают в состав МП в широком смысле слова => источник МЧП – не внутригосударственные источники. Крылов, Строгович, Голенская.

2. МЧП имеет сугубо внутригосударственную природу и является самостоятельной отраслью права. Большинство современных ученых: Богуславский, Лунц, Звеков, Садиков.

3. Макаров, Мюллерсон: МЧП образует нормы международно-правовые и внутригосударственные. При этом, МЧП является искусственным образованием, которое нельзя рассматривать ни как часть международного, ни как часть внутригосударственного права. Оно не образует собственной правовой системы, т.к. состоит из норм различных правовых систем. Данная т.з. является наиболее обоснованной. Т.о., МЧП можно назвать полисистемным комплексом, состоящим из международного и внутригосударственного права, т.к. оно включает в себя 2 вида правовых норм: международное и внутригосударственное. При этом, данные нормы постоянно взаимодействуют между собой. Ануфриева, Дмитриева, Канашевский.

5. Методы правового регулирования.

МЧП свойственна двойственность методов правового регулирования. МЧП на равных началах использует 2 метода:

· коллизионный – это исторически первый метод - действует посредством применения коллизионной нормы, которое определяет, право какого государства будет регулировать соответствующее правоотношение. Действует посредством обращения к коллизионной норме, которая в совокупности с материальной нормой, составляет коллизионный механизм регулирования. Это метод косвенного регулирования отношения посредством выбора правовой системы в том случае, когда на регулирование отношения претендуют правопорядки 2-х и более государств.

Недостатки:

- усложняет деятельность правоприменителя, который обязан применять иностранное право и устанавливать его содержание;

- применение не способствует обеспечению единообразия при разрешении конфликтных ситуаций;

- при использовании применяются нормы общего характера, не рассчитанные на отношения с иностранным элементом.

· материально-правовой – существует в 2-х формах:

А)международно-правовая – имеет место при наличии материальной нормы, унифицированной международным договором, которое регулирует данное правоотношение непосредственно.

Б)национально-материальная – ориентированные на регулирование отношений, входящих в предмет МЧП. Пример: Закон «Об иностранных инвестициях».

В силу положений п.3 ст. 1086 ГК: материально-правовой метод имеет приоритет перед коллизионным: если МД РФ содержит материально-правовые нормы, полность. регулирующие данные отношения, то определение применимого права на основе коллизионных норм исключается. Преимущества:

· его использование создает определенность у участников правоотношений;

· его применение создает единообразную практику решения конфликтных ситуаций.

Недостаток – ограниченность. Единые материальные нормы существуют только в отдельных областях международной торговли, остальные области отношений не затронуты унификацией. Имеющиеся международные конвенции регламентируют далеко не все вопросы, поэтому даже при наличии международного соглашения требуется обращение к какому-либо национальному праву

Тема 2. Источники МЧП.

1. Понятие и виды источников.

v внутригосударственное законодательство

v МД

v международные и внутригосударственные обычаи

v судебные прецеденты

v правовая доктрина

v право, творимое участниками общественных отношений

Источники МЧП РФ:

· нац. законодательство

· межд. договоры

· правовые обычаи,

· негосударственные регуляторы правовых отношений.

Спорный вопрос – отнесение к источникам МЧП судебного прецедента.

А) Международные источники

В процессе применения МЧП отдается приоритет, т.к. они содержат нормативные предписания унифицированного характера (ч. 4 ст. 15 КРФ).

· международные договоры – соглашение между субъектами МП, разрабатываемые на основе согласования их волеизъявлений в целях единообразного регулирования общественных отношений. Специфика данный соглашений – будучи результатом согласования волеизъявлений властных образований содержат правила поведения, которые напрямую адресуются участникам международных невластных отношений. Поэтому международные источники МЧП выступают в качестве непосредственных источников юридических прав и обязанностей субъектов конкретных правоотношений. Особенность процесса современного правотворчества – тенденция расширения участия в нем международных межправительственных организаций. Пример:

- Гаагская конференция по МЧП – первая сессия в 1893 г. по инициативе Нидерландов; созывается по предложению государства. Разработано 36 международных договоров;

- Международный институт унификации частного права (УНИДРУА) – основана в Риме в 1926 г. В его работе принимает участие более 50 государств мира, в том числе РФ. Основная цель – изучение путей гармонизации и согласования частного права, отдельных групп государств, разработка его единообразных норм.

- Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) – учреждена на основе резолюции Генассамблеи ООН от 17 декабря 1966 г. Комиссия состоит из 36 членов, которые избираются ассамблеей на 6 лет. Проекты документов, которые разрабатываются комиссией, принимаются Генассамблеей ООН, либо на пленарных заседаниях, либо на специально созываемых конференциях. Основная цель – разработка проектов международных конвенций и типовых законов в области права международной торговли, международных перевозок, коммерческого арбитража и платежей. Разработано более 20 документов.

МД, разрабатываемые данными организациями, носят универсальный характер и рассчитаны на широкое применение. Однако серьезным препятствием на пути их всеобщего признания и распространения является 1) значительные расхождения во взглядах на доктрину и практику МЧП, в том числе, в рамках англо-саксонской и континентальной правовых систем; 2) нежелание многих государств отказываться от применения собственных правовых актов в пользу унифицированных норм МД. Данные обстоятельства делают невозможным достижение в ближайшее время всеобщей кодификации норм МЧП на международном уровне.

Активная нормотворческая деятельность осуществляется на региональных уровнях. Здесь в числе наиболее важных международно-правовых источников МЧП – Кодекс МЧП, принятый в 1928 г. на 6-й Международной Американской Конференции в Гаване – Кодекс Бустаманте. Участниками этого договора является 15 государств Латинской Америки. Вместе с тем, положения данного кодекса широко используются другими государствами при осуществлении коллизионного регулирования. В частности, на его основе созданы многие двусторонние конвенции о правовой помощи.

Процесс международно-правовой унификации норм МЧП интенсивно развивается в странах Евросоюза. В данном регионе действует Европейская ассоциация свободной торговли, в рамках которой было разработано несколько важнейших международных соглашений: Брюссельская конвенция «О взаимном признании компаний» 1968 г., Европейская конвенция «О государственном иммунитете» 1972 г., Римская конвенция «О праве, применимом к договорным обязательствам» 1980 г.

Ряд важных МД в сфере МЧП принят в рамках содружества независимых государств: Соглашение «О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности» 20 марта 1992 г., Соглашение «Об общих условиях поставок товаров между организациями государств СНГ» 20 марта 1992 г., Конвенция «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» от 22 января 1993 г., Соглашение «О мерах по охране промышленной собственности и создании межгосударственного совета по вопросам охраны промышленной собственности» 12 марта 1993 г., Конвенция «О защите прав инвестора» от 28 марта 1997 г.

ДВУСТОРОННИЕ ДОГОВОРЫ

Преимущество перед многосторонними договорами – наличие возможности лучшего сбалансирования интересов сторон в текстах соглашений. Недостаток – создание дифференцированного режима правового регулирования двусторонних отношений государств в одной и той же области. Теоретически подобные договоры можно разделить на группы:

1) договоры о правовой помощи – обеспечение взаимного соблюдения и признания имущественных, и личных неимущественных, и процессуальных прав лиц одного государства на территории другого. Содержит комплекс норм, определяющих виды, формы и способы сотрудничества органов юстиции государств. У РФ – более 20.

2) торговые договоры – устанавливается общий правовой режим, на основе которого осуществляются коммерческие взаимоотношения сторон и их субъектов друг с другом, определяется правовой статус о ФЛ, ЮЛ, порядок разрешения торговых споров. У РФ – более 150.

3) договоры о поощрении и взаимной защите капиталовложений – определяют порядок инвестирования, а также правовой статус и средства защиты иностранных инвесторов. У РФ – около 30.

4) договоры об устранении двойного налогообложения – содержат положения о взаимоотношениях участников международных экономических связей с налоговыми органами стран-участниц. Не содержат норм МЧП. Но оказывают значительное влияние на развитие соответствующих правоотношений и направлены на привлечение средств инвесторов. У РФ – 74.

· международные обычаи

· акты международных организаций

Б) Внутригосударственные источники:

1. нормативные акты

2. национальные обычаи.

Основы регулирования международных частноправовых отношений закреплены:

v КРФ: ст. 15 КРФ, ст. 62 КРФ (правовой статус иностранных лиц). В РФ нет закона о МЧП. Коллизионные нормы и нормы их обслуживающие.

v ч. 3 ГК РФ,

v гл. 26 Кодекса торгового мореплавания,

v ст. 156 – 167 СК (Семейный кодекс),

v раздел 5 ГПК РФ,

v раздел 5 АПК.

Существует большое количество отдельных законодательных актов, специально направленных на регулирование отношений с участием иностранного элемента:

v Закон «Об иностранных инвестициях»,

v закон «О правовом положении иностранных граждан»,

v закон «О свободных экономических зонах».

Т.о., можно утверждать, что коллизионное законодательство РФ лишь частично кодифицировано.

МЧП (по КРФ) – предмет исключительного ведения РФ.

2. Особенности правовых обычаев и обыкновений в области МЧП.

Правовой обычай - один из источников современного МЧП –– сложившееся на практике правило поведения, за которым компетентными государственными органами признается юридически обязательный характер.

Основные признаки (условия существования обычая):

· продолжительность существования,

· постоянность и однородность соблюдения,

· определенность

· непротиворечие публичному порядку.

· санкционирование. Форма внешнего выражения санкционирования – признание обычаев в решениях судов или официальное заявление властных лиц.

Помимо обычаев, имеющих нормативно-правовой характер, выделяются обыкновения– торговые обычаи, обычаи делового оборота – играют большую роль при регулировании отношений по торговым сделкам. Обыкновение – правило поведения, сложившееся в отрасли предпринимательской деятельности на основе постоянного единообразного применения. Они не являются источником права и применяются только при условии, что данное правило известно сторонам и нашли отражение в их договоре. Т.о., торговые обыкновения рассматриваются судами в качестве составной части заключенного контракта. Применение обыкновений на практике санкционировано п. 1 ст. 5 ГК РФ и п. 3 ст. 28 закона «О международном коммерческом арбитраже».

В наст. время, по сравнению с др. источниками права, ОДО и торговые обычаи играют вспомогательную роль и в большинстве случае применяются при пробеле в законе или праве. В сфере МЧП использование обыкновения в качестве нормативного регулятора международных невластных отношений возможно при соблюдении 3-х условий:

1) это вытекает из договора, заключенного сторонами;

2) к нему отсылает норма национального законодательства какого-либо из государств;

3) его применение основывается на положениях МД, регулирующего взаимоотношениях сторон.

Наиболее употребимые в деловой практике обыкновения были обобщены международными организациями - Международная торговая палата (в Париже): ИНКОТЕРМС, унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов, унифицированные по Инкассу, унифицированные правила для договорных гарантий, правила регулирования договорных отношений и др.

Отграничение правовых обычаев и обыкновений в сфере МЧП сложно осуществить: в Испании, Украине ИНКОТЕРМС - закон (а в РФ необязательное для применения обыкновение).

Большое значение в современном международном деловом обороте имеют типовые договоры, т.н. формуляры. Их условия заранее вырабатываются производственными объединениями, которые господствуют на рынке соответствующего товара или услуги. Такие условия предлагаются иностранному контрагенту для подписания и зачастую он не имеет возможности даже обсуждать предлагаемые условия. Такая ситуация наиболее типична в тех сферах, где существует фактическая или юридическая монополия крупных ТНК. Больше всего типовых договоров – в сфере перевозок.

В современном ГП западных стран прослеживается тенденция придания типовым договорам нормативного значения. В итоге, такие договоры заменяют нормы действующего законодательства. Международные торговые обычаи и типовые контракты принято объединять под общим названием – негосударственное регулирование.

25 сентября 2010 г.

3. Концепция lex mercatoria (лех меркатория).

Это правила, выработанные участниками международного коммерческого оборота в ходе осуществления своей деятельности и применяемые при рассмотрении спора международным коммерческим арбитражем.

Система источников lex mercatoria состоит из совокупности негосударственных, невластных регуляторов международной торговли, а также актов, не имеющих обязательной юридической силы.

Особенности lex mercatoria: международная природа. Данные нормы вырабатываются международным деловым сообществом, в процессе его деятельности. В настоящее время lex mercatoria - эффективный регулятор международного товарооборота, так как эти нормы вырабатываются и санкционируются самими участниками. Если международный коммерческий арбитраж рассматривает спор, который возник из договора со ссылкой на lex mercatoria, то отказ от использования данных принципах, в качестве права является не допустимым. т.к искажает волю сторон в выборе права. На сегодняшний день lex mercatoria понимается, как – 3 точки зрения:

· автономный правовой порядок - активная концепция lex mercatoria – добровольно формируется сторонами, участвующими в международных экономических отношениях, и существует независимо от национальных правовых систем.

Черты: это автономная система, вместе с тем она не является полностью независимой, от национального правового порядка. В рамках любой правовой системы, на lex mercatoria могут налагаться ограничения, аналогичное ограничениям применения иностранного права.

· альтернативный свод правил, применимых для разрешения спора - выступает в качестве альтернативы для применяемого национального закона.

Черты: любая система д.т.ч. быть признанной lex mercatoria должна содержать правила, достаточные для разрешения спора. Эта система признана выполнять функцию восполнения правовых пробелов, не урегулированных в контракте. Фактически lex mercatoria должна представлять собой комплекс мер, существующих в контексте международной торговли, при этом данный комплекс не носит универсальный характер, и может обращаться к государственной правовой системе.

· субсидиарный (дополнительный) свод правил - дополнение к применяемой правовой системе в виде последовательной консолидации обычаев и обыкновений международной торговли.

Черты:это правовая система, содержащая нормы, обязательные для сторон контракта и органа разрешающего спор.

Принципы концепции lex mercatoria воспринятые на универсальном уровне:

1. договоры должны соблюдаться,

2. договоры должны исполняться добросовестно,

3. наступление форс- мажорных обстоятельств может служить основанием для неисполнения обязательств.

4. экспроприация должна сопровождаться адекватной компенсацией.

5. контракты, нарушающие добрые нравы являются не действительными.

Различные ученые, выделяют принципы lex mercatoria:

6. Богуславский: принцип допустимости расторжения контракта, в случае его существенного нарушения контрагентом.

Источники lex mercatoria:

· международное законодательство,

· международные обычаи,

· международные обыкновения, в том числе все возможные типовые законы, типовые контракты, И своды единообразных правил.

Однако, дать исчерпывающий перечень источников на настоящем этапе не возможно. В рамках национального м/н права, вопросы lex mercatoria практически не отражены, тем не менее, в области коммерческого арбитража некоторые страны признают выбор транснационального права:

ü Первыми закрепили возможность выбора lex mercatoria голландские законодатели, к официальных разъяснениях к арбитражному законодательству.

ü В настоящее время наиболее полная поддержка lex mercatoria содержится со французском законодательстве. ст. 1496 ГПК Франции.

ü В праве Великобритании – отношение не однозначно, существующие судебные прецеденты, отражают негативную точку зрения, но возможность применения lex mercatoria закреплена законом «об арбитраже» 1979 г.

ü Российский закон «О международном коммерческом арбитраже», основанный на типовом законе «Юнситрал» ст. 28 допускает применения lex mercatoria. Однако, правовая доктрина в целом, не признает за lex mercatoria характера права.

Большинство м/н конвенций не признает возможности выбора lex mercatoria в качестве применимого права. Пример, Европейская конвенция «о внешнем торговом арбитраже» 1961г. указывает, что арбитры вправе выбрать только национальный закон. Возможность применения установлено в Вашингтонской конвенции «о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами», а в Каирской резолюции Ассоциации международного права, по международному торговому арбитражу. Оба документа признают арбитражное решение, вынесенное на основании транснационального права, при условии что данное право выбрано для применения самими сторонами. Сложившиеся практика арбитражных разбирательств, демонстрирует что арбитры, обычно занимают положительную позицию, в отношении выбора сторонами lex mercatoria. Иногда, арбитражные решения при выборе сторонами lex mercatoria также подтверждается ссылками на национальное право.

В целом выделяется тенденция: отсылка к lex mercatoria воспринимается арбитрами, в той степени, в которой подобный выбор не входит в противоречие, с императивными нормами, либо оговорками о публичным порядке национальных правовых систем.

Таким образом, lex mercatoria представляет собой источник права, основанный на традиционной практике, конвенциях, прецедентов и множестве национальных правовых систем. Оно может предоставить альтернативу в случае коллизии законов и помочь избежать применения правил не согласующихся с интересами м/н торговли.

Тема №3. Коллизионное право.

1. Понятие, виды, структура коллизионных норм (КН).

Это норма, которая указывает, право какого государства должно быть применено к правоотношению с иностранным элементом.

КН обладает рядом характеристик:

1. в отличие от нормы материального права, она не содержит информации о правах и обязанностях сторон и является разновидностью отсылочной нормы. При этом вместе с той материальной нормой, которой она отсылает, она образует настоящее правило поведения для участников гражданского оборота.

2. если КН отсылает регулирование отношения к иностранному праву, то она является санкцией (разрешением) на применение этого иностранного права.

3. КН направлена на разрешение конфликта между несколькими национальными правовыми системами в той ситуации, когда эти системы претендуют на регулирование одного и того же отношения. В связи с этим не признаются КН, которые отсылают к положениям м/н договоров.

Цель КН: определение территориальной локализации отношения.

Основной принцип при конструировании КН - это принцип связи государства и правоотношения. т.е отношение должно регулироваться правом того государства, которому оно наиболее сильно тяготеет. Процесс применения КН включает в себя 2 стадии:

1) необходимо установить применяться ли в данном случае КН, и к праву какой страны она отсылает. На этой стадии решаются вопросы взаимность, квалификация юридических понятий, обратная отсылка, обход закона.

2) применение материального права, которому отсылает КН при этом если применимое право является иностранным, то решаются вопросы установлений его содержания, а также возможности применения оговорки о публичном порядке, и сверх императивных норм.

Структура КН: отличается от структуры нормы права. КН содержит только две единицы: объем и привязка.

Объем – это указание на круг отношений, к которым норма применятся,

Привязка – это указание на право государства, нормы которые подлежат применению к данному правоотношению. Не может быть произвольной и в решающей степени зависит от содержания ее объема. При этом они строятся по четким структурным связям и соответствуют конкретному типу.

Виды КН (множество критериев для классификации, различие м/у КН отражают особенности отдельных групп отношений и имеют важное значение в процессе применения норм на практике):

а) с точки зрения источников: международные и национальные нормы.

международные КН предусматриваются м/н договорами направленными на достижение международно – правовой унификации. Сфера деятельности КН установленных м/н договорами значительно шире, т.к они применяются всеми участниками таких договоров.

Национальные КН применяются только национальными правопримененителем.

б) по форме коллизионной привязке: одностороннее и двухстороннее.

Односторонняя норма – привязка, к которой прямо называет право страны подлежащее к применению. Закрепляются в национальном законодательстве и всегда отсылают к праву своей страны.

Привязка двусторонней нормы не называет право конкретного государства, а содержит общий признак, с помощью которого выбирается право.

В) по способу регулирования: императивные, диспозитивные, альтернативные.

императивные нормы – содержат категорические предписания, касающиеся выбора права и которые не могут быть изменены по усмотрению сторон гражданского правоотношения.

диспозитивные нормы – устанавливая общие правила о выборе права, оставляют сторонам возможность отказаться от этого правила и заменить его другим. Будут действовать только в том случае, если стороны своим соглашением не установили другого правила. Данные нормы встречаются в регулировании обязательственных правоотношениях.

альтернативные нормы – предлагают возможность выбора применимого права из четко ограниченного круга правил. Такие нормы применятся в деликтных правоотношениях и правоотношениях с участием потребителя.

Г) из значения КН: генеральные и субсидиарные.

Генеральные нормы регулируют главное правило выбора права, предназначенного для преимущественного применения. Субсидиарная норма (СН)– формирует еще одно или несколько правил выбора права тесно связанных с главным правилом. СН применяются только в тех случаях, когда главное правило, по каким-либо причинам не было применено, или оказалось не достаточным для установления компетентного правопорядка. Совокупность ГН и СН фактически представляют собой системное образование КН. В рамках такого образования устанавливается соответствующая иерархия Коллизионных правил, в целях более упорядоченного применения, и целесообразного с точки зрения различных фактических составов, правового регулирования определенных отношений. В настоящее время во многих сферах регулирования системное образование КН заменяют обособленные Коллизионные правила. Такие образования строятся по следующей структуре: наличие общего правила и многочисленные исключения из него, которые разветвляются по различным направлениям фактических составов.

д) в зависимости от количества привязок: однозначные и кумулятивные (простые и сложные)

однозначные нормы, содержат одну привязку, и один объем, В кумулятивных нормах присутствует несколько привязок или несколько объемов при одной привязке.

е) в зависимости от сложности правоотношения: общие и специальные.

Общие КН указывают на право применимое к существу данного отношения. Специальные КН фиксируют правопорядок применимой для решения дополнительных вопросов, возникающих в процессе реализации данного отношения. Необходимость использования системы общих и специальных КН проявляется при рассмотрении договоров, исполняемых на территории нескольких стран. При этом разграничение данных норм основывается не на структурно – правовых особенностях, а отражает различие в их объеме. Так общие нормы направлены на определение общего режима, а специальные номы учитывают особенности национальных вопросов.

Бывают помимо КН - коллизии особого рода, которые различаются по нескольким признакам:

1. по действию в пространстве: международные и межобластные коллизии

В рамках одного государства возможно существование самоуправляемых территорий или государственных образований имеющих свое собственное законодательство.

2. по особенностям национальных правовых систем: интерперсональные и интертемпоральные.

интерперсональные - в развивающихся странах (нет единой правовой системы) исходят не из государственных различий, а из различий касающихся личностей.

интертемпоральные коллизии - возникают из наличия норм принятых в рамках одной страны, по одному и тому же вопросу, в различное время.

2. Основные типы Коллизионных привязок.

сложились исторически, и носят универсальный характер. Содержат общие правила, предопределяют определения применимого права, по отношению к конкретным правоотношениям. В настоящее время выделяют:

- личный закон ФЛ:означает применения права того государства, которому принадлежит участник правоотношений. Применяется для определения право и дееспособности ФЛ, для регулирования брачно-семейных и наследственных отношений, а также для характеристики и защиты личных неимущественных прав (право на имя). Может определяться либо с точки зрения гражданства, либо с точки зрения постоянного места жительства. В РФ системное образование КН, при этом общим правилом является закон гражданства, а специальные правила устанавливают применения закона постоянного места жительства (ст. 1095 ГК РФ).

- личный закон ЮЛ:предусматривает применение права того государства, которому принадлежит ЮЛ. Личный закон ЮЛ образует личный статут в который входят вопросы статус организации в качестве ЮЛ, организационно – правовая форма ЮЛ, требование к наименованию, вопросы создания/ реорганизации/ ликвидации ЮЛ, в том числе вопросы правопреемства, содержание правоспособности ЮЛ, порядок приобретения лицом гражданских прав и обязанностей, внутреннее отношение, в том числе отношение ЮЛ с его участниками, способность ЮЛ отвечать по обязательствам (т. е деликтоспособноть).

В целом МЧП выделяется 4 критерия определения национальности ЮЛ:

1. закон инкорпорации. В данном случае, личным законом признается право страны, где ЮЛ было учреждено.

2. закон оседлости. В данном случае – закон страны, где находиться органы управления ЮЛ (в континентальной Европе чаще всего)

3. центр эксплуатации. Право государства, где ЮЛ осуществляет свою основную деятельность.

4. закон контроля. Право государства, чью национальность имеют лица, реально контролирующие деятельность ЮЛ.

В РФ закрепляется критерий Инкорпорации (см. ст. 1202 ГК РФ).

- закон местонахождения вещи:применение права того государства, на территории которого находиться вещь. С помощью данного закона решаются вопросы права собственности и иных вещных прав, принадлежности имущества к движимым и недвижимым вещам, вопросы нахождения имущества в гражданском обороте, некоторые вопросы наследственного права. Одним словом, где имущество находиться тот закон и будем применять.

Наши рекомендации