Вопрос3. Процедура рассмотрения спора (на примере арбитражного регламента ЮНСИТРАЛ)
Для начала арбитражного разбирательства истец должен направить ответчику уведомление об арбитраже. Арбитражное разбирательство считается начатым в день получения ответчиком уведомления, включающее в себя:
- требование о передачи спора на арбитражное разбирательство
- наименование, адреса сторон
- ссылку на соответствующее арбитражное соглашение
- ссылку на договор в отношении, которого возникает спор,
- изложение в общей форме характера спора и спорной суммы.
- предложение относительно числа арбитров, если их число не было ранее согласовано сторонами,
Такие же требования устанавливают большинство арбитражных регламентов.
Исковое заявление, направляемое в МКАС подписывается уполномоченным лицом, с приложением его документального подтверждения полномочий.
Регламент ЮНСИТРАЛ предусматривает, что если исковое не было включено в уведомление об арбитраже, то истец должен направить ответчику исковое заявление в письменной форме, в течении срока, установленного арбитражным судом. Кроме того, исковое заявление д/б направлено каждому из арбитров, содержанием искового заявление традиционное. Кроме того, истец должен приложить к заявлению документы, относящиеся к делу, либо он может сделать ссылку на документы, которые намерен представить в будущем.
Ответчик имеет право на отзыв причем, его возражения могут касаться как существа исковых требований, так и компетенции арбитражного суда. Ответчик также прилагает к отзыву необходимые документы.
После должен быть сформирован состав арбитражного суда, в международном коммерческом суде применяться способы избрания арбитра:
1) По соглашению сторон, может произойти избрание единоличного арбитра.
2) По соглашению сторон, может быть установлен суд в составе 3 арбитров, в этом случае по одному арбитру избирает каждое из сторон, а третий арбитр, который одновременно председатель арбитраж (суперарбитр), он избирается этими двумя арбитрами.
3) Назначение единоличного арбитра в соответствующего регламентом, в данном случае функция назначения арбитра возложено на специальный орган или д/ж лицо.
Кроме того возможны случаи когда арбитров будет назначать государственный суд, по просьбе одной из сторон (если национальное законодательство дает такое право, в РФ такого нет).
Требования к арбитрам определятся соглашением м/у сторонами национальным законодательством и соответствующим арбитражным регламентом, как правило, к числу таких требований относиться:
- согласия лица выполнять функции арбитра,
- квалификация арбитра,
- национальность арбитра,
- независимость и беспристрастность арбитра.
При не соблюдении требований возможен отвод арбитра, при чем отвод может быть заявлен не только до начала разбирательства, но и в ходе разбирательства, основаниями для отвода являются:
- финансовая зависимость арбитра с одной из сторон,
- одна и таже национальность арбитра с одной из сторон
- предвзятость или ранее высказанное мнение.
Отвод арбитру м/б заявлен в течении 15 дней с момента как стороне стало известно о подобных обстоятельствах. В постоянно действующем арбитражном учреждении всегда есть утвержденные списки арбитров, содержащие перечень лиц, рекомендуемые в качестве арбитров. Такие списки м/б 2 видов:
А) закрытые списки – обязательные для сторон, т.е в этом случае они вправе избрать в качестве арбитра, только включенных в них лиц,
Б) открытие списки – носят рекомендательный характер, и в этом случае функции арбитра, могут также выполнять лица, не включенные в такие списки (распространено).
Решение арбитража имеет много общего с решениями государственных судов, а именно:
1) Качается конкретного правоотношения, и содержит властное предписание, адресуемое определенным лицам,
2) Четко определяет меру возможного и должного поведения, участников спорного правоотношения,
3) Решение направлено, на властную реализацию правовых норм,
4) Оно должно отвечать требованиям, которое предъявляется ему законодательством.
В тоже время можно выделить ряд отличий:
1) В отличие от решений государственного суда, решений арбитража – не обязательное решение, не обладает привидинциальным эффектом.
2) Принудительное исполнение решений арбитража не может быть осуществлено без процедуры его признания со стороны государственного суда,
3) По формальным юридическим признакам решений арбитража не может быть пересмотрено в аппеляционном, кассационном, надзорном порядке.
Решение МКА принимается большинством голосом арбитров, которое входит в состав суда, арбитражные решения делятся (ВИДЫ):
1. Окончательное решение – по существу дела, по итогам разбирательства.
2. Частичные решения – решения разрешающие некоторые из заявленных исковых требований,
3. Промежуточные решения – решения, выносимые по некоторым вопросам процессуального характера.
4. Решения, вынесенные на основании мирового соглашения,
5. Дополнительны решения – выносятся после окончательного решения в отношении требований, вывод которого не отражен в окончательном решении.
Национальное законодательство + регламенты арбитра предъявляют требования к арбитражным решениям, с точки зрения формы – письменный вид, а противном случае – невозможность его принудительного исполнения. С точки зрения содержания, в решении д/б указаны дата и место его вынесения, обоснование компетенции арбитража, определение применимого права, исследование фактических + юридических обстоятельств дела, обоснование выводов об уклонении/ удовлетворении исковых требований, распределение расходов по делу, подписи арбитров голосовавших за принятие этого решения.
Только при соблюдении данных требований Арбитражное решение м/б предъявлено для принудительно исполнения, в порядке предусмотренным Нью-Йоркской конвенцией 1958г.
МКАС при ТПП РФ
Указ президиума СССР от. 14.12. 1987г. согласно которому внешнеторговая арбитражная комиссия при Торгово - промышленной палате РФ была переименована в Арбитражный суд при ТПП, в настоящее время МКАС в соответствии с законом от 07. 06. 1993г. является приемником арбитражного суда, при ТПП ССР.
Приказом ТПП РФ от 18. 10.2005 г. утвержден новый регламент МКАС при ТПП, одновременно в качестве приложения было утверждено положение об арбитражных расходах и сборах, которое начало свое действие с 1 марта 2006г., в МКАС могут передаваться споры из гражданско-проавых отношений, возникающих при осуществлении внешнеторговой и иных видов м/н экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится заграницей. Кроме того, МКАС имеет право рассматривать инвестиционные споры.
МКАС рассматривает споры при наличии письменного соглашения м/у сторонами, кроме того, МКАС может принять к своему рассмотрению, споры, подлежащие его юрисдикции, в силу м/н договоров.
Арбитры избираются или назначаются в соответствии с регламентом, из числа лиц обладающих необходимыми специальными знаниями в области разрешения спора, лицо, принимающее на себя функции арбитра заполняет и подписывает специальное заявление, форма которого утверждается президиумом МКАС, на основании данного заявления арбитр принимает на себя обязательство сообщить в МКАС о любых обстоятельствах, которые могут вызвать обоснованные сомнения, относительно его беспристрастности или независимости в связи со спором.
ТПП по представлению Президиума МКАС утверждает список арбитров сроком на 5 лет, в списке указываются сведения:
- Ф.И.О.,
- образование,
- место работы,
- специальность/ специализация
- сведения о знании иностранных языков.
Если после окончания 5 летнего срока не утвержден новый список, то действует прежний. Список арбитров предоставляется по запросу любому заинтересованному лицу, секретариатом МКАС. Данный список является открытым, т.е функции арбитра могут выполнять лица, не включенные в список. При отсутствии соглашения сторон, состав арбитража по делу, формируется в составе трех арбитров, однако, президиум МКАС может принять решение, что дело подлежит решению единоличным арбитром, при условии, что цена иска не превышать 25 тысяч долларов США.
В случае если арбитраж формируется президиумом, то можно избрать по 1 запасному арбитру. Они необходимы для замещения арбитров отведенных по заявлению сторон. Отвод м/б заявлен, если арбитр вызывает сомнения в беспристрастности, либо он не обладает квалификацией, обусловленной соглашением стороной.
Заявление стороны об отводе д/б подано в письменной форме в течение 15 дней, после того, как сторона узнала, об основаниях отвода,
Арбитражное разбирательство начинается с подачи искового заявления, содержание традиционное (ссылка на арбитражный суд только). Если исковое заявление подано с нарушением регламента, то истцу предоставляется месячный срок для устранения недостатка, срок м/б сокращен. Ответственный секретарь МКАС уведомляет ответчика о подаче искового заявления и предоставляет ему копию. Одновременно ответчику предоставляется срок для предоставления отзыва не более 30 дней с даты получения копии заявления. При подаче искового заявления, истец оплачивает регистрационные сборы, до уплаты сбора иск считается не поданным.Кроме того, по каждому иску, истец также должен уплатить арбитражный сбор. Регистрационный сбор возврату не подлежит, арбитражный сбор относится на расходы и распределяется по сторонам (то какая сторона выиграет). Размеры сбора и порядок их уплаты установлены положением «ОБ арбитражных сборах и расходах », все документы д/б представлены сторонами в 5 экземплярах, при этом количество экземпляров увеличивается при участии в споре более 2 ответчиков.
Арбитражное разбирательство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Место арбитража: г. Москва.
Язык: русский, но стороны могут договориться об ином, следовательно, избирают соответствующих арбитров.
Разбирательство дела д/б завершено в срок не более 180 дней, со дня образования состава арбитража. Президиум МКАС может по усмотрению продлевать срок. О слушании дела составляется протокол и содержит:
- наименование МКАС.
- номер дела,
- место и дата слушания,
- наименование спорящих сторон,
- сведения об участии в слушании представителей сторон,
- именная фамилия арбитров, докладчика и других участников слушания,
- краткое описание хода слушания
- требование сторон и изложение важных иных сведений сторон.
- указание оснований и утверждение вывода
- подписи арбитров.
Любая стона может получить копию д-ра. После того как состав арбитража сочтет, что все обстоятельства связанные со спором, достаточно выяснены, он объявляет устное слушание дела законченным и приступает к вынесению решения. Решения принимаются большинством голосов состава, при решающем голосе председателя.
Арбитр не согласный с принятым решением может возложить свое особое мнение, которое приобщается к решению.
В решении указывается номер дела, дата вынесения решения, именная фамилия арбитров, наименования спорящих сторон, предмет спора и кратное изложение обстоятельств , мотивы на которые основаны решения с обоснованием применимого права, вывод об удовлетворении или отклонении исковых требований, распределение расходов по делу м/у сторонами, подписи арбитра. О подписании решения определяется с учетом даты последней подписи арбитра, вынесенное последним. Состав Арбитража Должен уведомить секретариат МКАС, кроме того в секретарит предоставляется проект решения, для проверки его соответствия требований регламента с точки зрения формы. Вынесенное решение составляется минимум 3 экземпляра. После получения арбитражного решения в разумный срок, имеет право просить состава арбитража исправить допущенные описки, опечатки. Если по делу не принимается окончательное решение, то арбитражное разбирательство прекращается постановлением о прекращении разбирательства, такое постановление выносится в случаях:
- в случае отказа истца от своих требований, при условии что ответчик в течении 15 дней после такого отказа, не выдвинет возражений против прекращения разбирательства.
- в случае договоренности сторон о прекращении разбирательства (наличие мирового соглашения)
- в случае, (бредовая идея) когда состав арбитража приходит к выходу что продолжение арбитража стало не нужным, в частности в предпосылках необходимых для разрешения дела по существу. Например: бездействие истца более 6 мес. – сборы не уплачивает.
МКАС разрешает спор в соответствии с такими нормами права, какое избрали стороны. При этом любое указание на право, какого – либо государства, толкуются как непосредственно отсылающие к материальному праву данного государства. При отсутствии указания сторон, МКАС определяет право в соответствии с коллизионными нормами.
Кроме того, МКАС имеет право осуществлять разбирательство дело с учетом любых неправовых источников (лекс меркатория, Инкотермс), при условии что это не будет противоречить императивным нормами Российского права.
Признание и проведение в исполнение иностранные решения
Признание приведение в исполнение иностранных решений было унифицировано в результате принятия Нью-Йоркской конвенции от 10.06.1958 г. Участвует 136 государств. Сфера применения конвенции определена очень широкого в частности со ссылкой на конвенция должны признавать, и приводится к исполнению любые арбитражные решения. Вынесенные за пределы государства, в котором и спрашивается признание, и исполнение при условии, что данное государство участвует в конвенции.
Процедура признания и проведения в исполнении решения определяется государством, самостоятельно исходя из общих принципов, изложенных в конвенции.
СМОТРИ ГЛАВА 31 АПК!!!!!:
1. Порядок подачи заявления. Приложения.
2. Полномочия Арбитражного суда.
Альтернативные способы разрешения международных коммерческих споров.
В последнее время альтернативные способы разрешения споров являются наиболее эффективными в дополнение судебной системе. Причины применения:
- длительность разбирательства,
- стремление сторон сохранить деловые отношения,
- желание избежать огласки конфликта
- соблюдение принципа добровольности.
Понятие альтернативное разрешение спора – заимствовано из английского права и в самом широком смысле означает: любое внесудебное разрешение спора, в настоящее время устоявшегося определения не сущетсвуеют. В целом оно представляет собой – систему взаимосвязанных действий сторон, по рассмотрению возникшего спора, направленных на его внесудебное урегулирование на основании добровольного волеизъявления сторон. В качестве альтернативных способов в международной практике применяются следующие:
- примерительное производство,
- доарбитражное производство.
- Посредничесвто – мелиация
- мини - процесс, трибунал должностных лиц.
К альтернативным способам строны обращаются в случаях:
- когда они обоютно стремяться урегулировать спор мирным путем.
- когда они хотят определить сове правовое положение в споре.
1: примирительное производство.
Этот способ применятся во внешней торговли, инвестиционной. Часто примеритнльное производство предусматривается регламентаими Тетейски судов и фактически является частью арбитражного производства.
Примирительное производство предусмотрено в регламентах Международной торговой палаты, Итальянской Арбитражной Ассоциацией, японской ассоциацией коммерческого арбитража, регламента Московского МКАС, а также примирительном регламенте ЮНСИТРАЛ.
В рамках международной торговой палаты регламентируется о добровольном производстве. Цель примирения в данном случае: это содействие сторонам для достижения мирового соглашения.
Примирительная процедура состоит из этапов:
1)передача спора на примирительное производство.
2)назначение примирителя, со стороны международной торговой палаты,
3)уведомление другой стороны в споре, которая может отказаться в течение 15 дней.
4)Примиритель назанчает место заседания
5)примирельная процедура – подпсиание мирового соглашения (это цель), которая будет обязательной для сторон. Приимрительная процедура может прекратиться в любое время любой из сторон.
2: Доарбитражное производство.
С 01.01.1990 г. называется доарбитражное производства с участием реккери международной торговой палаты. Такое произвосдвта применятся когда необходимо применять срочные меры врмеенного характера. Данное производство применяется только при наличии письменного оглашения сторон, рефери избираются сторонами или назначется председателем международного арбитражного суда.
Реффери – большие полномочия в решении. Врмееный и обязательный характер. Имеет право:
- применить обеспечитильные меры
- обязать сторноны произвести какие – либ оплатежи, предпринять необходимые дейсвтия в поьлзу другой стороны
- обязать выполнить любое требование, которое будет касаться сохарнени яли установления доказательств.
Эти права рефери могут быть изменены сторонами путем письменного соглашения.
В дальнейшем рефери не могут выступать арбитром в этом споре.
Медиация.
Процедура, согласно которой спорящие стороны добровольно соглашаются на привлечение нейтрального посредника – медиатора, для оказания им помощи, в размерешении споров, путем достижения мирового соглашения.
В этом случае медиатор не имеет право применять решения и навязывать свою точку зрения сторонам. Основная функция медиатора, это предложение компромиссных решений и организаций переговоров.
Мини – процесс.
Фактически он представляет собой совместное заседание руководящих должностных лиц спорящих сторон в присутствии нейтрального советника.
Цель этой процедуры – цель возможности разрешения спора на реальной коммерческой основе.
Ключевой фигурой является - нейтральный советник, который в обязательном порядке, должен обладать необходимыми знаниями, и иметь юридическое образование. Он содействует спорящим сторонам в определении их позиции, путем постановки перед ним необходимых вопросов, параллельно объясняя сложные аспекты дела.
Очень часто мини – процесс перерастает в медиацию.
Вывод: все альтернативные способы не являются обязательными и не влекут принятия решения, которое возможно принудительно исполнить.