Виды иностранных инвестиций
1) по праву иностранного инвестора осуществлять контроль и управление над предприятием, в которое вложено ИИ
А)прямые ИИ
Вложение имущественных и неимущественных ценностей в виде определенной доли, непосредственно размещаемой в производстве. Они дают право контроля и управления над предприятием, в которое вложены ИИ
В законодательстве ЗС очень дифференцируется процент вложения ИИ, позволяющий признать их прямыми. Пример: Во Франции – от 20%, США – от 12%, в большинстве стран – от 10%, в РФ – нет. Следовательно, норма обычая делового оборота примерно 10 % от уставного капитала, но нет в законодательстве, так как сильное лоббирование.
Оно выгодно в случаях благоприятного инвестиционного климата, небольших рисков и большого объема рыночных вложений, обеспечивающих вместе значительный возврат инвестиций.
Их виды:
- процесс вложения иностранным инвесторам вкладов в уставной капитал действующих предприятий
- приобретение долей (паев) в действующих в стране предприятий
- создание совместных предприятий (по российскому закону об ИИ – 1999 года, они называются не совместными, а коммерческими предприятиями с ИИ)
- создание предприятий иностранным инвестором со 100% иностранным капиталом
- так называемые договорные формы вложения иностранных инвестиций (договоры концессионного типа) обоюдно выгодные
- развитые цивилизованные страны признают в качестве прямых ИИ – займ (7-ка + 20-ка, РФ – нет => причина кризиса в США (займ – большой риск)
Б)портфельные ИИ (косвенные)
Вложения через приобретение блокирующего или неблокирующего пакета. Они не дают такое право контроля и управления над предприятием, в которое вложены ИИ, но дают право получения прибыли и дивидендов.
Они менее рисковые, возможен переход к прямому управлению.
2) по субъектам вложения инвестиций
- государственные ИИ (субъекты – государства)
- частные ИИ (субъекты – физические и юридические лица)
3) по объектам:
- материальные ИИ (объект – материальные ценности)
- финансовые ИИ (объект – денежные средства и иностранная валюта)
- инвестиции, связанные с вложением исключительных прав (объект – самые ценные ИИ – новейшие технологии)
До настоящего времени не определялся международно-правовой режим иностранных инвестиций. Главным образом действует национально-правовой режим, так как наибольшее сопротивление этому оказывает латиноамериканское страны, за ними развивающиеся государства, а стремятся ускорить развитые, рыночные, правовые отношения. Развивающиеся государства боятся, что это должно способствовать умалению их суверенитета и нарушит их национальный интерес - действует национальный режим. В период глобализации международный отношений создание глубокой экономики, образования единого рынка природных ресурсов необходимо определение международно-правового режима иностранных инвестиций.
По своему содержанию многосторонние международные договоры в сфере иностранных инвестиций делятся на договоры, закрепляющие нормы о защите инвестиций, и договоры, направленные на регулирование иностранных инвестиций.
Среди первых важное место занимает Вашингтонская конвенция 1965 года об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими и юридическими лицами других государств.
Особенность методов и средств правового регулирования инвестиционных отношений объясняется неоднородностью отношений в этой сфере и спецификой их участников, а также тем, что в регламентации правоотношений по устранению препятствий межгосударственному движению прямых иностранных инвестиций тесно взаимодействуют нормы международного публичного права и международного частного права.
Общий анализ состояния правового регулирования международных инвестиционных правоотношений доказывает, что, несмотря на его постоянное совершенствование, нормы международного инвестиционного права недостаточно кодифицированы и систематизированы, а источники его не учитывают в полной мере специфику объекта правового регулирования, имеют пробелы и противоречия.
Началом правового регулирования ИИ на международном уровне явились декларации, принимаемые в виде резолюции Генеральной ассоциации ООН в середине 70-х годов XX века (пример: декларация о новом международно-экономическом порядке 1974 года, Декларация прав и обязанностей государств 1975 года). Они имеют большую силу, большую поддержку социалистических и развитых стран. Важные нормы, которые содержались в них:
- о праве государств на природные богатства и ресурсы (в договоре концессионного типа)
- о праве государств на национальную инвестиционную собственность (позже добавлено «при справедливой и полной компенсации»
- о праве государств, принимающих ИИ на контроль над ними
Их было недостаточно и следовало продолжить. Такая удачная попытка на уровне hard law (обязательные нормы) кодификации была сделана в 1994 году в г.Маракерше на раунде по созданию ВТО. Была разработано и принято «Об инвестиционных мерах торгового характера» - вид международного договора. Противодействовали разработке и принятию этого соглашения США + развитые страны, союзники США. Они считают, что это соглашение принимается в интересах развивающихся стран и противоречит интересам США и их сторонникам. Соглашение носит компромиссный характер. Это соглашение учитывало интересы развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Соглашение содержит торговые меры, и меры внеторгового характера. Эти меры должны были защищать экономику развивающихся стран от либерализации деятельности, связанной с риском. Нужны защитные меры, которые все акты (ВТО и эти соглашения).Защитные меры:
- компенсационные
- антимонопольные меры
- меры по борьбе с недобросовестной конкуренцией
Соглашение 1994 года должно применяться до принятия разработки следующего акта, который имеет место в проекте «международное соглашение по инвестициям», который заменит соглашение 1994 год.
Применительно к теме исследования особый интерес представляет само Соглашение об инвестиции онных мерах торгового характера (ТРИМС) 1994 г., которое, несмотря на все разногласия, все же было достигнуто и вошло в пакет договоренностей Уругвайского раунда, запрещающее государствам использовать ограниченный круг мер торговой политики, который мог быть квалифицирован как меры, оказывающие отрицательное влияние на иностранные инвестиции и противоречащие режиму наибольшего благоприятствования, национальному режиму и принципу ГАТТ о запрещении количественных ограничений. В тексте Соглашения содержится перечень запрещенных им мер:
1) требование, чтобы предприятие с иностранным капиталом использовало в порядке, предписанном национальным законодательством, определенную долю национальных товаров для производства своей национальной продукции (так называемое внутреннее количественное ограничение);
2) близкая к названной мера — требование, чтобы предприятие с иностранным капиталом покупало импортируемую продукцию в определенной пропорции по отношению к национальной продукции;
3) еще одна мера связана с требованием обязательного экспорта фиксированной доли производимой продукции.
Соглашение «Об инвестиционных мерах торгового характера» (ТРИМС) 1994 г. впервые в практике предусмотрело некоторые международно-правовые нормы регулирования иностранных инвестиций.
ВТО не удалось осуществить международно-правовое регулирование всего комплекса отношений по иностранному инвестированию. Она не выработала единого международно-правового механизма регулирования и, что особенно важно — контроля за иностранными капиталовложениями, это не способствовало эффективному развитию международного инвестиционного права.
Развивающиеся страны в целом отрицательно относятся к процессу либерализации инвестиционной деятельности, поэтому они выступают против принятия решения о запрещении использования ТРИМС, активно применяя его на практике. В то же время, следует особо отметить, что практическое использование ТРИМС помогает избежать тех отрицательных последствий, которые наступают из-за отсутствия международно-правовых принципов, регулирующих иностранные инвестиции, поэтому разработка таких международно-правовых принципов и предусматривалась в Уставе ВТО.
Поскольку на универсальном уровне экспортеры капитала не сумели добиться надежной защиты своих капиталов, а импортеры – обеспечить свои права по контролю над иностранными инвестициями, они активно включились в работу по кодификации инвестиционного права в рамках региональных международных организаций. Решение начать переговоры по подготовке нового акта, а именно Многостороннего соглашения по инвестициям (МСИ) было вынесено в рамках ОЭСР. Это было обусловлено, в частности, и тем, что она является единственной международной организацией, под эгидой которой функционируют два специальных комитета, осуществляющих контроль над реализацией положений, содержащихся
в разрабатываемых документах: Комитет по международным транснациональным корпорациям и Комитет по движению капиталов и скрытым операциям. Путем разработки МСИ эта организация стремилась создать необходимую международно-правовую базу для развития международных инвестиций и международного экономического сотрудничества.
Будущее Соглашение призвано было стать авторитетным международно-правовым актом, открытым для присоединения большого числа государств, и не только членов ОЭСР. МСИ должно было представлять собой многосторонний механизм для функционирования международных инвестиций на основе либерализации инвестиционных режимов.
Компромиссные меры, например, инвестор должен использовать внешнеторговые возможности той страны, в которой вкладывает инвестиции (сырье, рабочая сила, определенные виды продукции). К сожалению, из-за позиции развитых государств не удалось принять данное соглашение по инвестициям. Цели в соглашениях - отойти от компромиссных мер, которые в соглашении и полностью признать и реализовать в полном объеме принцип либерализации международной экономической деятельности как вида экономической деятельности. В этом соглашении должен быть заключен принцип предоставления национального правового режима – инвестору, те же условия, что и отечественному инвестору. Определить на международном уровне не удалось.
К сожалению, разработка МСИ не была завершена, а в 1998 г. работа над ним прекратилась. Проект МСИ содержит нормы, регламентирующие порядок допуска инвестиций и процедуру предоставления определенного режима для иностранных инвесторов, в нем закреплен принцип недискриминации и режим наибольшего благоприятствования, предоставляемый иностранным инвесторам. Прогрессивным моментом в проекте МСИ является включение в него норм, закрепляющих право государств отступать от его обязательств в случае принятия этими государствами несоответствующих его принципам экономических или правовых мер в области инвестиционных отношений. Усилению международного инвестиционного правопорядка способствует перевод некоторых инвестиционных норм «мягкого права» в нормы «жесткого права».
А на втором уровне определяется договорами о взаимном поощрении и защите ИИ, которые заключаются между государствами. Если нет таких договоров, то лучше не инвестировать, так как риск большой (могут национализировать) Россия – по правопреемству от СССР с предложением заключить: с Китаем – в 2005 году.
Более широкое национальное регулирование. Например, в РФ - ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» 1999 года, ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» 1995 года, ФЗ «О концессионных соглашениях» 2005 года.