Особенности правового регулирования внешнеэкономических сделок

Институт внешнеэкономических сделок и контрактов является один из важнейших институтов Особенной части МЧП. Правовое регулирование договорных обязательств занимает существенное место как в национальном гражданском праве, таки в МЧП. Нормами о договорных обязательствах регулируется широкий круг гражданско-правовых отношений, осложненных иностранным элементом.

Сделка – это действия граждан и ЮЛ, направленная на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Они могут быть двусторонними (двусторонний интерес обоих сторон) и односторонними (действия, порожденные правоотношениями, которые выражают односторонний интерес; примеры односторонних сделок – доверенность, завещание).

Из ГК РФ вытекает только, что сделка в рамках раздела 6 ГК РФ – это сделка, осложненная иностранным элементом, т.е. трансграничная сделка, сделка международного характера. Если сделка внутренняя – это национальное право. Из массива трансграничных сделок можно выделить две группы сделок:

1) сделки, не имеющие предпринимательского характера

2) внешнеэкономические сделки(имеют предпринимательский характер)

Несмотря на то, что нет отдельных коллизионных правил в отношении ВЭС, за исключением ст.1209 ГК РФ, они имеют свои особые признаки, отличающие их от иных сделок:

1) обязателен иностранный элемент в разных государствах

С одной стороны обязательно должно выступать частное лицо (ФЛ или ЮЛ). И субъекты обязательно в разных государствах.

2) коммерческие предприятия

Этот критерий означает, что характер сделки должен опосредовать предпринимательскую (коммерческую) деятельность в сфере мирохозяйственных связей.

3)предмет сделки должен пересечь таможенную границу, так как должны быть взысканы наложенные платежи

4) на возмездных началах (безвозмездная только гуманитарная помощь)

Существенная специфическая черты правового регулирования ВЭС в том, что в ВЭС объединяются различные по субъектной структуре отношения, что обусловливает применение различных методов и средств правового регулирования. Отношения возникают между государствами и иными субъектами частного права, а также между ФЛ и ЮЛ разных государств, в т.ч. с участием государства.

Это обусловливает ряд особенностей:

1) тесное взаимодействие норм национального и международного публичного права

Первые отношения регулируются нормами МПП, а вторые нормами национального права каждого государства, но нормы права, регулирующие межгосударственные отношения, влияют на частноправовые отношения.

2) тесное взаимодействие норм различных отраслей национального права

Свою политику в области ВЭД государство проводит через публичные отрасли права. Например, в РФ ФЗ от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

3) тесное взаимодействие национального права и МЧП

- сохранение роли коллизионного регулирования (МЧП)

- возникают формы негосударственного регулирования на основе контрактных условий (автономия воли)

- применяются обычаи международной торговли, судебная и арбитражная практика

Правовое регулирование ВЭС представляет собой достаточно сложную систему, состоящую из разных по своей природе, но взаимосвязанных и взаимодействующих элементов: норм международного публичного права, норм международного частного права, норм национального права, норм негосударственного регулирования.

На уровне МПП регулируются межгосударственные отношения в экономической сфере, что выражается вустановлении правовых основ осуществления международных экономических, создании единообразного правового регулирования ВЭС на основе унификации материально-правовых норм.

На уровне МЧП действует коллизионная норма и соответствующая материальная норма применимого права.

Важнейшим международным договором универсального характера в области международного коммерческого оборота выступает Венская конвенция ООН 1980 года (11 апреля) о договорах международной купли продажи товаров.

Кроме того, особое значение в ВЭС имеют международные обычаи. Обычай – это единообразное устойчивое правило, сложившееся в практике и имеющее обязательную юридическую силу. В отличие от обычая единообразное устойчивое правило, сложившееся в практике, но не имеющее юридической силы – обыкновение. В национальном праве РФ есть обычай делового оборота (если отношения прямо не урегулированы гражданским законодательством или соглашением сторон, то они регулируются применяемым обычаем делового оборота). Он идет вслед за императивными нормами, соглашением сторон, диспозитивными нормами, но перед гражданским законодательством по аналогии. Как источник МЧП его можно рассматривать только в том случае, когда сам обычай делового оборота будет содержать коллизионную норму.

В части национального регулирования все большее влияние оказывают нормы не только гражданского, но и административного, валютного, таможенного, налогового и иных отраслей права. Кроме того, при их регулировании довольно часто используются положения законодательства стран иностранных партнеров и нормативных актов международного происхождения. Из этого следует, что приосуществлении внешнеэкономических операций применяется комплексный характер регулирования.

В процессе реализации внешнеэкономических контрактов, как правило, происходит "пересечение" товарами иуслугами границ одного государства. Поэтому стороны сделки в процессе ее заключения и осуществления не могу не учитывать правила, касающиеся получения разрешения на ввоз и вывоз товара, его таможенного оформления, качества поставляемой продукции с точки зрения ее соответствия обязательным санитарным и экологическим требованиям.

Так, в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" 1995 г. соответствующее влияние может осуществляться сегодня посредством таможенно-тарифного(применения таможенных тарифов) и нетарифногорегулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности. Следует также учитывать, что Федеральным законом "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" 1998 г. определены необходимые правила для достижения этой цели, прописана процедура их введения и применени.

На основании Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" 1992 г. и Таможенного кодекс России 1993 г, в нашей стране организована система контроля за обоснованностью платежей российских резидентов в иностранной валюте при экспорте и импорте товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, а также за соответствием предусмотренные контрактом валютных операций требованиям валютного законодательства России.

Наши рекомендации