Iii. материалы для подготовки к занятиям
THEME 1. Типология – особый раздел языкознания (1 час )
Plan of the Seminar
1.1 Объект типологии. Эмпирическая база типологии. (1час)
1.2 Цели и задачи типологии.
1.3 История возникновения и развития типологии как науки.
ТHEME 2. Типы типологии в зависимости от предмета исследования. (1 час)
2.1 Функциональная типология (социолингвистическая ) типология.
2.2 Структурная типология.
ТHEME 3. Типы типологии в зависимости от целей исследования. (1час)
3.1 Импликационная типология.
3.2 Таксономическая типология.
Инвентаризационная типология.
ТHEME 4. Тип языка – одно из основных понятий лингвистической типологии (1час)
4.1 Языковой тип. Языковые параметры.
4.2 Отличие понятий «тип языка», « тип в языке», «языковой тип».
ТHEME 5. Связь типологии с другими дисциплинами. (1час)
Контрастивная лингвистика.
5.2 Сравнительное языкознание.
Ареальная лингвистика.
ТHEME 6. Основные направления современной типологии. (1час)
6.1 Характерологическое направление в типологии.
6.2 «Ступенчатая типология».
enry
ТHEME 7. Значение универсалий для типологии языков. (1час)
7.1 Основные виды языковых универсалий.
7.2 История разработки проблемы универсалий.
ТHEME 8. Развитие типологических исследований 20 века. (1час)
Разработка классификации языков по типам.
Учет типологических признаков всех уровней языка – необходимое условие для установления типа языка.
ТHEME 9. Фрагментарная типология. (1час)
9.1 Цельно-системная типология.
9.2 Историческая типология.
9.3 Диахроническая типология.
ТHEME 10. Отбор показателей для установления типологии фонологических систем. (1час)
10.1 Tипологические показатели подсистемы гласных.
10.2 Типологические показатели подсистемы согласных.
ТHEME 11. Типология морфологических систем. (1час)
11.1 Типология частей речи.
11.2 Типология грамматических категорий.
ТHEME 12.Синтаксическая типология. (2час)
12.1 Типология словосочетаний.
12.2 Типология членов предложения.
12.3 Типология предложения.
IV. ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ И СДАЧИ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
№ | Тема занятия | Цель и содержание задания | Рекомендуемая литература | Ф/К | Срок сдачи |
Типология как лингвистическая дисциплина. | Выполнить задания1-3 | [5], стр5-8 | Устный опрос | 1 нед. | |
Лингвистический компаративизм | Ознакомиться с темой | [4],стр58-63.интернетсайты | Доклад | 2 нед. | |
Сопоставительные исследования в лингвистике. | Ознакомиться с темой | [3]стр 69-73 | Конспект лекций.Проверка обзора темы. | 3 нед. | |
Основные понятия типологии. | Изучить 2, выполнить задания | [5,стр8], стр.9-12 | Проверка заданий | 4 нед. | |
Проблема выбора языка-эталона. | Изучить 3,4, выполнить задания | [5 стр14-22] | Устная сдача выполненных заданий | 5 нед. | |
Языковые универсалии. | Ознакомиться с темой,выполнить задания | [5]стр.28-36 | Ответы на вопросы | 6 нед. | |
Языковая структура и взаимодействие ее уровней. | Ознакомиться с темой | [3]стр.65-72, интернет сайты | Доклад | 7 нед. | |
Из истории типологических исследований. | Изучить раздел 2, подготовить ответы на вопросы и выполнить практические задания. | [1] стр.34-56. | Проверка обзора темы | 8 нед. | |
Морфологическая классификация языков 19 века. | Ознакомиться с темой | [5] стр.40-46 интернет сайты | Доклад | 9 нед. | |
Методы и принципы типологических исследований. | Изучить раздел 3, подготовить ответы на вопросы и выполнить практические задания. | [3 стр.36-48] | Проверка обзора темы. | 10 нед. | |
Фонологическая типология. | Ознакомиться с темой. Изучить раздел. | [3] стр.50-65 | Проверка выполнения заданий. | 11 нед. | |
Морфологическая типология. | Ознакомиться с темой. Выполнить задания. | [3] стр.66-88 | Проверка обзора темы и выполненных заданий. | 12 нед. | |
Типология синтаксических систем. | Знакомство с темой. Выполнение заданий. | [3] стр.98-110 | Устная сдача выполненных заданий. | 13 нед. | |
Типология лексических систем. | Составить конспект по теме. | [1] стр.186-193 | Проверка конспектов, беседа по конспекту. | 14 нед. | |
Связь типологии с другими дисциплинами. Сравнительная типология и методика преподавания. | Составить конспект по теме. | [1]стр.215-220 | Проверка конспектов, беседа по конспекту. | 15 нед. | |
График выполнения и сдачи задания выдается в начале семестра. Он содержит:
- перечень и виды заданий (составление терминологического словаря, логической схемы базы знаний, домашние задания, практические задания ;
- цель и содержание задания;
- рекомендуемая литература с указанием страниц;
- сроки выполнения;
- форму контроля.
Вопросы для рубежного и итогового контроля
1. Типология языков как особый раздел языкознания.
2. Разделы типологии языков.
3. Содержание термина «типология языка».
4. Понятие о языковом типе и о типе языка.
5. Языковые универсалии.
6. Классификация типологических признаков.
7. Сопоставление как основной метод типологических исследований.
8. Понятие фонологического уровня языка.
9. Отбор показателей для установления типологии фонологических систем двух языков.
10. Основные типы слоговых структур в английском и русском языках.
11. Понятие морфологического уровня языка.
12. Типологические критерии, существенные для сопоставления частей речи.
13. Типология грамматических категорий в двух языках.
14. Категория числа.
15. Категория рода.
16. Категория качества.
17. Категория вида и времени.
18. Категория залога.
19. Функциональные различия в употреблении форм залогов в русском и английском языках.
20. Критерии выделения типов словосочетаний.
21. Типы атрибутивных словосочетаний в двух языках.
22. Типы объектных словосочетаний в двух языках.
23. Типология членов предложения.
24. Структурно-семантические типы подлежащего.
25. Структурно-семантические типы сказуемого.
26. Типология предложения.
27. Критерии определения типов предложения.
28. Тип глагольных предложений.
29. Тип именных предложений.
30. Тип односоставных предложений.
31. Слово как основная типологическая единица словарного состава языка.
32. Морфологическая структура слова.
33. Типология безаффиксального словообразования.
34. Типология средств словопроизводства.
35. Словосложение и типы сложных слов.
36. Типы сложных слов.
37. Двухосновной и трехосновной типы сложных слов.
38. В.Гумбольдт- основоположник типологии языков как особого раздела языкознания.
39. Обзор истории типологических исследований.
40. Сопоставительные исследования казахстанских ученых.
5.основная литература
1. Аракин В.Д. Сравнительная типология английского и русского языков: Учебное пособие для студентов пед.институтов по специальности «Иностранные языки».-3-е изд. –М.: ФИЗМАТЛИТ, 2005.
2. Бураков Дж. Сравнительная типология английского и тюркских языков: Учебное пособие для пед.институтов.-М.: Высш.шк.,1983.
3. Гуревич В.В. Сравнительная типология английского и русского языков. М., Из-во «Флинт», 2004.
4. Зеленецкий А.Л. Сравнительная типология основных европейских языков: М., Издательский центр «Академия, 2004.
5.Резвецова М.Д. Практикум по сравнительной типологии английского и русского языков.Москва « Просвещение», 1990.
Дополнительная литература
1. Ахметжанова З.К. Функциональног-семантические поля русского и казахского языков. Опыт сопоставительного исследования., А., 1989.
2. Глебова И.О. Параметры сопоставительного изучения суффикасальных словообразовательных рядов в английском и русских языках. Сб.науч.трудов. Выпуск 388. М., 1991.
3. Копыленко М.М. Актуальные проблемы лингвистики. –А., 1998.
4. Катачонщина Н.А., Вольф Е.М., Пухт Л.И. Сравнительно-сопоставительная грамматика романских языков. Проблема структурной общности. Из-во “Наука”, М., 1972.
5. Ахметжанова З.К. Функционально-семантические поля английского и русского языков. - А.,1989.
6. Серебренников Б.А. О лингвистических универсалиях.// Вопросы языкознания. – 1972, -№ 2.
7. Савченко А.Н. Сравнительная грамматика европейских языков. Учеб.пособие. М., Высш. Школа,1974.
8.Сулейменова Б.А.Казахский и русский языки: основы контрастивной лингвистики.-А., 1998.