Mein Bruder... Ein Flugzeug gebastelt

... ich schon viele Brietmarken gesammelt?

3. Упражнения на трансформацию имперфектнойформы в перфектную в предложении, например; Im Sommer war ich im Pionierlager. Wir verbrachten die Zeit sehr schön.

4. Упражнения на образование причастий от заданных глаголов в отдельных предложениях с перфектными формами, например:

Ich bin gestern früh in den Wald_____(spingen)

Ihr seid spät nach Hause______(fahren)

Die Katze ist ins Zimmer_____(laufen)

Der Hund ist in den Hof_______(kommen)

Все перечисленные выше упражнения относятся к языковым грамматическим, неситуативным и некоммуникативным, аналитическим (т. наз. «формальным»)упражнениям. Важно отметить, что количество упражнений такого типа не должно быть большим.

Второй стереотипизирующий ситуативньй этап тренировки и автоматизации грамматического материала.

Для формирования речевого грамматического навыка на этом этапевыполняются упражнения, развивающие его основныесвойства: автоматизм, стабильное ситуативное и коммуникативно мотивированное упот­ребление грамматического знака в речи в заданных границах, т.е. устой­чивые слухо-речемоторно-семантические стереотипныеграмматические связи. Эта цель достигается путем выполнения условно-речевых упражне­ний на подстановку (т.е. на формирование грамматической аналогии) по сходным речевым ситуациям. Эти упражнения должны быть:

1) по возможности ситуативными, грамматически направленными, условно-речевыми (условно-коммуникативньми, т.е. имитирующими ре­чевое общениена иностранномязыке в заданных пределах);

2) в значительноймере стереотипными, содержать, как правило, хорошо знакомую лексику итренируемое явление изолированно от других грамматических явлений, но в естественной для него речевой функции.

Подобного типа условно-речевые упражнения могут выполняться:

1. На основе наглядно представленных ситуаций(например, серии картин). Учитель ставит, например, к каждой картине последовательно попросы: Was machen die Kinder jetzt? Was haben die Kinder im Sommer gemacht? Учащиеся, отвечая на эти вопросы, используют тренируемые грамматические формы (Präsens и Perfekt) знакомых глаголов.

Другой подвид этого упражнения на подстановку лексики в трени­руемую грамматическую (перфектную) форму в учебнойустной речи представляет собой упражнение типа:

Учитель: Скажи,соответствует ли действительности то, что я буду говорить: Iwanowhat gestern das Museum besucht. Возможны несколько вариантов ответов:

Ученик:

1) Das stimmt. Iwanow hat gestern wirklich das Museum besucht.

2) Nein, das stimmt nicht. Iwanow hat gestern kein Museum besucht. Er war den ganzen Tag zu Наuse.

3) Ich weiß es nicht. Ich habe gestern Iwanow nicht gesehen.

2. На основе речевого контекста следующего типа:Der Sohn zeigt derMutter seine Hände vor dem Essen. Worüber fragt die Mutter den Sohn in dieser Situation? (Hast du deine Hände gewaschen?) Was antwortet der Sohn? (Ja, Mutti)

Другие аналогичные ситуации: дочь показывает матери дневник, билет в кино, в театр, в музей и т.д.

3. На основе темы:

Учитель: Erzählt, was ihr am Sonntag gemachthabt.

Ученик: Ich bin gestern spät aufgestanden. Ich habe um 10 Uhr gefrühstückt и т. д. (монологическая речь).

Или:

Учитель: Sprecht miteinandcr über den Sonntag.

1 -й ученик: Was hast du am Morgen gemacht?

2-й ученик: Am Morgen habe ich Morgengymnastik gemacht и т.д. (диалогическая речь).

В этих упражнениях учащиеся должны использовать знакомые гла­голы в Perfekt в тематически связной речи.

4. На основе текста, например, „Sommerferien" (в ответах на вопро­сы):

Wo haben die Kinder die Sommerferien verbracht?

Was haben sie im Sommer gemacht?

Haben sie auch Bücher gelesen? и т. д.

Наряду с экспрессивными грамматическими навыками (гово говорения и письма) у учащихся должны быть сформированы рецептивные грамматические навыки чтения и аудирования.

Особенности рецептивных грамматических навыков, как указыва­лось, определяются спецификой рецептивных видов речевой деятельности, а именно узнаванием и пониманием языковых явлений при восприятии письменного и устного текста при активном и при пассивном владение материалом.

Рецепция при активном владении материалом базируется на рече­вых автоматизированных связях слухо-речемоторных образов и их знаний (при аудировании) и зрительно-графемных слухо-речемоторных обра­зов и их значений (при чтении) и проявляется в автоматизированностн процесса чтения и слушания, целостности восприятия и беспереводности (непосредственности) понимания. Это обусловливается определенным уровнем развития индивидуально-речевого опыта в данных рецептивных видах речевой деятельности.

Степень совершенства индивидуально-речевого опыта выражается в наличии достаточно прочных и развитых связей слухо-речемоторных и зрительных образов слов с их значением в долговременной речевой памяти человека, которая и обеспечивает непосредственность и беспереводность понимания при восприятии письменного иустного иностранного текста.

Практика обучения иностранному языку на устно-речевой основе в восьмилетней школе подтверждает тезис о положительном влиянии актив­ного владения материалом на качество понимания рецепируемого устного и письменного текста. Однако это возможно при одном условии – если учащиеся много читают и слушают на иностранном языке.

Наряду с активными рецептивными грамматическими навыками у учащихся должны быть сформированы также рецептивные навыки в рамках пассивно усваиваемого грамматического материала. К таким навыкам относятся:

1) навыки узнавания и понимания грамматических явлений в тексте на основе имеющихся в их памяти образов, создания в процессе развития читательского опыта;

2) дискурсивно-операционные грамматически; навыки анализа – аналитического декодирования грамматической информации текста.

Первый вид грамматических и лексических навыков формируется в процессе постоянного и систематического чтения легких по языку и содержанию текстов, второй – в результате чтения трудных текстов или трудных в грамматическом отношении мест текста и использования эле­ментов анализа грамматических явлений.

Выводы:

1. Грамматические речевые навыки являются важнейшим компо­нентом всех видов речевой деятельности.

2. Овладение грамматическими речевыми навыками в новом языке связно с формированием иноязычных автоматизированных ре­чевых связей (речевых грамматических навыков).

3. Формирование грамматических речевых навыков иностран­ного языка осуществляется в условиях значительного интерферирую­щего влияния родного языка, особенно в случаях расхождения (пол­ного или частичного) между грамматическими явлениями иностран­ного и родного языков (в образовании или употреблении).

4. В целях овладения грамматическими явлениями до степени автоматизированного пользования ими предусматривается активный грам­матический минимум, в который входят наиболее употребительные, необ­ходимые и достаточные для элементарного общения на немецком языке грамматические явления, предусмотренные программой для средней школы.

5. Основными этапами работы над активным грамматическим ма­териалом являются: 1) этап введения (презентация и семантизация) нового грамматического явления в речевом образце и первичного выполнения грамматического действия, 2) этап тренировки (речевой и языковой) и фор­мирование грамматических речевых и языковых навыков, 3) этап употреб­ления изученных грамматических явлений во всех видах речевой деятельности.

6. Основными типами упражнений являются: 1) языковые и предречевые упражнения (I этап), 2) условно-речевые (устные и письменные) тренировочные грамматически направленные упражнения (II этап).

7.Различают рецептивные грамматические навыки при активном и пассивном владении языком. Первый вид навыков формируется в процессе чтения текстов, содержащих активный материал, и выражается в интуи­тивно правильном понимании грамматических форм в читаемом или вос­принимаемом на слух тексте. Второй вид навыков формируется в процессе чтения текстов, содержащих пассивный материал. К ним относятся: 1) на­выки узнавания и понимания в тексте (письменном или устном) граммати­ческих явлений; 2) дискурсивно-операционные навыки дешифровки фор­мальных признаков грамматических явлений в тексте.

/ Методика обучения немецкому языку в средней школе. - М.:

Просвещение, 1986. - С. 24-30, 108-12/.

ТЕМА 9

Наши рекомендации