Навыков личной эффективности
По опыту работы с живой группой, я знаю, что на семинары приходят разные категории слушателей. И они делятся, примерно, на 2 категории.
1 категория – то, кто ходит и собирает новую информацию. Это такие «хомячки», которые складывают информацию и потом ее никогда не используют. Для этой категории у меня совет : не только собирайте, чтобы складывать, но и применяйте в своей жизни.
2 категория – это, так называемые, критики. Это те, которые ко всему относятся скептически и во всем находят какой-то минус. Они, как правило, не берут ответственность на себя, за все то, что у них есть, и за то, чего они достигли или не достигли. Поэтому для этой категории слушателей у меня пожелание : постарайтесь быть своеобразным чистым листом, постарайтесь, все что я расскажу принять именно так, чтобы потом взять и использовать практически.
3 категория – это открытые люди, которые готовы брать ответственность на себя, которые готовы меняться и для них этот семинар будет максимально полезным.
Перейдем к нашей основной теме.
Темп современной жизни постоянно увеличивается и жизнь становится все более быстрой и динамичной. Скандинавские ученые подсчитали, что за последние 5 лет темп жизни увеличился в 5 раз. В сутках всего лишь 24 часа, из этих 24 часов мы, как минимум, спим 8 часов, а если посчитать всю нашу жизнь, то получается, что 1/3 нашей жизни мы проводим во сне. И, в связи с тем, что темп жизни предъявляет нам требования быть более активными, возникает проблема - как сделать так, чтобы не отставать, как организовать свое время. И решением этой проблемы является личная эффективность. Т.е. надо использовать тот период, что мы бодрствуем максимально полезно и эффективно для себя. С одной стороны кажется, что то о чем я буду говорить простые и элементарные вещи. Но дело в том, что эти простые вещи, если их делать правильно и регулярно, они приводят потом к очень большим результатам. Но самое главное, что это надо делать регулярно и постоянно. Примерно так как вода потихоньку-потихоньку, но точит камень. Вот так и эти простые действия приводят к тому, что, как и вода, могут сделать большой результат.
Что такое личная эффективность?
Личная эффективность – это мощнейший рычаг, который позволяет нам правильно и эффективно использовать наше время. Дает возможность делать гораздо больше, чем мы обычно делаем. И, в результате этого, мы больше успеваем, большего добиваемся, больше достигаем, и, тем самым, изменяем наше будущее на пути к успеху и к той жизни, в которой мы хотим жить. Вывод такой: если мы по жизни хотим быть деловыми, успешными людьми, то без личной эффективности прожить просто невозможно.
Многие жалеют о том, что тратят время впустую. Понимают, что могли бы сделать многое, но по каким-то причинам, не делают.
1. Время
Время – это та ценность, которая никогда не вернется. Прошедший час или прошедший день уже никогда не вернется. Что будет через час или через день мы не знаем. Поэтому мы хозяева только данного момента. В данный момент мы можем поступать только так или иначе. И, если мы делаем все правильно, так как надо, эффективно используем данный момент, данный час, то успех и нужный результат нам гарантирован. Поэтому надо ценить данное время. Ну а если мы просто ленимся, убиваем время или просто делаем не то, что нужно и не так, как надо, то мы не получаем тот результат, который нужен. Или вообще ничего не получаем.
Хочется рассказать вам одну историю, которая заставила изменить мое отношение ко времени. Заставила ценить его. Когда я учился в мединституте, у нас учились еще иностранные студенты и, мы, советские студенты, еще не задумывались где, как мы будем работать, какая у нас будет профессия, должность, зарплата. Нам казалось, что все само собой произойдет. Иностранные же студенты по- другому относились ко времени. Они его очень ценили. Они не гуляли так как мы. Они старались использовать время и те возможности, что у них здесь есть максимально. Мой однокурсник жил вместе с вьетнамцем и арабом. И, если вьетнамец заболевал, он у араба покупал за 2 $ комплект лекций. Это для нас было дико. Они выстраивали очередь, чтобы постоять рядом с хирургом на операции, чтобы посмотреть как он это делает, чтобы этому научится. Т.е., помимо того, что иностранные студенты ценили время, они еще и старались максимально взять полезного, от тех профессионалов, к которым у них был доступ, с которыми они могли пообщаться. И они на последних курсах уже точно знали куда они поедут, где и как они будут работать. У меня есть однокурсник-иорданец, который работает глазным хирургом. И он знал и планировал это уже тогда.
Вывод : 1. Время – это ценность. 2. Мы хозяева данного момента. Что не мало важно, нужно всегда знать что делать и как делать. Учиться надо у тех, кто уже достиг того, чего хотите достичь вы. Заводить с ними дружеские, партнерские, рабочие отношения..
2. Планирование.
Время и те дела, которые мы планируем можно условно разделить. Есть время временное и есть время целевое. Т.е., если мы ставим перед собой какую-то задачу, то мы делаем это дело в течении какого-то определенного отрезка времени или же мы этим занимаемся до тех пор, пока мы это дело не сделаем. Второе – это тогда, когда отложить это дело невозможно. Допустим, завтра экзамен и необходимо все выучить.
А есть дела, которые не требуют завершения в ближайшее время. Поэтому мы можем сделать часть этого дела сейчас, а вторую часть отложить и сделать потом. Такая реализация планов больше подходит для долгосрочных дел. К примеру : закончить институт можно экстерном за 2 года, а можно проучится 4-5 лет, как все, переходя от курса курсу.
Надо различать дела, которые не требую быстроты выполнения и те, что требуют.
Что такое План? И какова суть планирования?
Можно планировать свою жизнь, а можно «плыть по течению». План – это своеобразная карта, которая помогает нам двигаться к намеченной цели, и, если мы этот путь знаем, то мы четко движемся к этой цели прийти. Если же мы не планируем ничего: ни свою жизнь, краткосрочные дела, достижения, то мы просто плывем по течению. А если ты плывешь по течению, то тебя может занести куда угодно. А когда планируем, мы плывем и по течению и против него – туда, куда нужно. И при этом мы прилагаем много усилий. Поэтому план – это обязательная вещь, которую надо делать, чтобы быть эффективным человеком. И достигать того, что вы хотите.
Закон: Для достижения любой цели надо вложить свои усилия, свое время и свои средство и деньги. И чем больше вложено, тем больше получишь на выходе.
Какие существуют планы.
Планы можно разделить на 3 категории: 1. Долгосрочные планы. Очень мало людей планируют на 10-20 и более лет вперед. Особенно у нас в России. Только личностнопродвинутые люди планируют на большие сроки. Очень часто мы повторяем пути своих родителей и у каждого из нас есть неосознаваемый план жизни. Это план называется жизненным сценарием. Пример : если в семье отец пьет, то вероятность высока того, что дети тоже примут такое отношение к алкоголю и будут тоже пить. А все пьющие люди имеют свой негативный жизненный сценарий. Все алкоголики заканчивают плохо. Заканчивают тремя вариантами : психбольница, тюрьма или кладбище. И, если это понять, понять неосознаваемый план жизни, то его можно изменить. Хорошо, если вы составляете план на 5-10 лет, а еще лучше на всю жизнь. Вы знаете куда вам стремиться и что вам делать. Поэтому их надо составлять.
Долгосрочные планы потом разбиваются на более короткие периоды. Необходимо составлять планы каждого дня. Как день состоит из часов, час состоит из минут, минуты из секунд, так и долгосрочные планы состоят из краткосрочных планов. Надо ставить сроки. Потому что эти сроки стимулируют вас к действию.
Конечно, нельзя учесть абсолютно всего. Психология долгосрочных планов: планы надо всегда строить большие, потому что на пути к достижению этих планов ты много достигнешь. Потому что, если ты планируешь стать президентом, но становишься губернатором, то ты уже много достиг. А, если планируешь стать дворником, перспективы развития нет.
Надо планировать начиная с каждого дня, краткосрочные и долгосрочные планы. Возьмите себе за правило – не ложитесь спать, пока не запланируете следующий день. И еще – планировать всегда надо на бумаге. Тем самым вы никогда не забудете, что вы запланировали, даже, если вас что-то отвлекает. Так же в конце дня надо «зафиналивать» - смотреть, что выполнено, а что нет и почему.
3.Закон пустоты.
Притча о мастере и ученике. Ученик пришел к мастеру и просит мастера научить его тому, что мастер так хорошо умеет делать. Мастер сажает ученика перед собой, ставит чашку чая и наливает чай, наливает-наливает и вот уже льется через край, и ученик говорит : «что вы делаете, чай уже льется через край», а мастер отвечает : «Ты – это то же самое что и эта чашка, я не могу тебя научить, потому что ты полон всего старого и ненужного» Поэтому, когда мы хотим что-то освоить, мы должны понять нужно нам это или нет и стать этой «пустой чашкой», чтобы быть готовым принимать. Но очень часто мы не готовы освобождаться от того, что у нас есть. Надо быть готовыми воспринимать все новое. Совет: пересмотрите все свои вещи и освободитесь от тех, которыми вы уже не пользуетесь и потом обратите внимание на свои ощущения. Как правило, после этого наступает своеобразное облегчение. На это пустое место придет что-то новое и полезное. Совет : постарайтесь быть пустым листом, на котором можно будет что-то написать.
4. Эмоции и разум.
Бывает ли с вами такое, что вы вспылите на человека, а потом расстраиваетесь и жалеете? Такое бывает со многими. Представьте, что ваши эмоции – это конь, а разум – это всадник. И, если всадник не умеет управлять конем, то скачущий конь может донести его куда угодно. То же самое происходит с нашими эмоциями и разумом. Любое сильное эмоциональное напряжение – это измененное состояние сознания, как в положительном , так и в отрицательном. В положительном напряжении мы можем совершать какие-то положительные поступки. Пример – шопоголики: человек купил что-то, а дома уже может подумать, зачем он это сделал.
Еще хуже – это отрицательные эмоции. Когда мы в ссоре, возбуждены, раздражены. Мы можем сделать те поступки, о которых очень пожалеем. Или совершить то, что изменить просто невозможно. Это, к примеру, личностные оскорбления. Люди, которых так обижают, никогда это не забывают. Поэтому надо уметь отслеживать свои эмоции и брать ситуацию под разум. Потому что разум всегда подсказывает верное решение и действие. А эмоции всегда саботируют. Поэтому говорят, что человек лучше познается в ярости. Поэтому эмоции надо держать под контролем. Если вы поставите перед собой цель контролировать себя, то постепенно вы этим сможете овладеть. Всегда, когда вы что-то совершили у вас два варианта : или мы критикуем себя, или включается психологическая защита – рационализация. Например, когда родитель наругал ребенка и говорит «Ладно, так ему и надо, будет знать» . Т.е. он оправдывает свой поступок.
Надо всегда быть хозяином своих эмоций. Надо научится контролю. И это поможет вам намного продвинуться в своей личной эффективности.
Не прерываться
Со многими бывает такая ситуация, когда мы начинаем заниматься делом, настраиваемся, и, вдруг, нас что-то сбивает и после этого трудно вернуться к работе или вообще пропадает желание что-то делать.
Когда мы начинаем работать и выдавать какой-то интеллектуальный продукт, есть определенный период, когда мы входим в это состояние, когда мы начинаем думать, придумывать и т.д. Это период примерно 15-20 минут. Потом, следующие где-то 40-50 минут, мы на пике этой эффективности. Затем этот пик спадает. Не зря в школе урок длится примерно это время. Мозг в этот период способен воспринимать все. И, если нас в этот момент отвлекают, то наш настрой сбивается и приходится начинать сначала. Эти прерывания – наш злейший враг. Их надо исключать. Если вы этому научитесь, эффективность резко повышается. Рекомендация – отследите свои прерывания, можете составить список прерываний. И, когда вам надо работать, создайте такие условия, чтобы вам ничего не мешало. Все, что зависит от вас, вы можете сделать сами, что касается окружающих, их надо попросить, чтобы вас ничего не отвлекало.
6. Здоровье и спортивность.
Здоровье относится к той ценности, как и время, которую вернуть нельзя. Наше тело, душа и разум взаимосвязаны. Поэтому если физически мы чувствуем себя плохо, у нас никакая другая работа идти хорошо не будет. Наше тело – это определенный источник энергии. Если с утра мы себя чувствуем бодрым и приподнятым, это является зарядом на каждый день. Вообще, физическое состояние напрямую влияет на эмоциональное.
Необходимо следить за своим здоровьем. И, как минимум, надо каждое утро делать зарядку. Регулярно. Минимум, вы должны вспотеть. Хорошо делать пробежку и ходить в спортзал, бассейн. Но самое важное-это регулярность. Это позволит чувствовать себя бодрым и иметь заряд энергии на целый день. Делать зарядку надо обязательно, чтобы повысить свою эффективность.
7. Сочетание работы и отдыха.
Наше сердце работает всю жизнь, но когда стали исследовать, то оказалось, что сердце отдыхает на треть больше периода, чем оно сокращается (работает). Этот отдых дает возможность сердцу быть все-время жизнеспособным, т.е. наше сердце имеет определенный период отдыха и восстановления, для того чтобы потом снова быть эффективным и работоспособным.
Обязательно надо выполнять умственную и физическую работу. Бывают периоды вдохновения, когда не хочется отдыхать, но это все-равно не правильно. Надо правильно сочетать работу и отдых. В интеллектуальной работе надо обязательно делать перерыв после 45-50 минут работы и менять ее на физическую : пройтись, прогуляться, к примеру. Идеально, когда можно чередовать мыслительную работу, эмоциональную и физическую – это будет приводить к еще большей эффективности. Что касается рабочей недели, то в конце недели, обязательно надо давать себе отдых. Этот отдых должен совсем отвлекать вас от работы. Этот отдых есть восстановление. Он дает ресурс сил на всю неделю. Для себя нужно планировать такие виды отдыха, которые будут связаны с положительными эмоциями. Он должен давать возможность отдохнуть от вашей работы.
Почему у большинства людей все эти простые вещи не получаются? Почему многие бросают, потом находят себе оправдания, рационализируют и т.д.
Первое, что надо – это брать и делать. Т.е. вы для себя определили, записали и надо брать и делать. Второе – вы должны понимать, что, когда вы делаете что-то впервые, это не всегда получается, но при первой же неудаче останавливаться нельзя. Вы должны делать несколько попыток, пока не получится. Третье – вы делаете до тех пор, пока не получится, не ленитесь. Четвертое – надо знать и понимать, что будет трудно и некомфортно. Страхи, лень и нежелание надо преодолевать.
Врач психотерапевт Лиманцев Василий Викторович.
www.psylim.ru