Речевая компетенция (включая социокультурную и учебно-познавательную компетенции)
Сферы общения | Тематика общения | Проблематика общения | Содержание общения по видам речевой деятельности |
Профессиональная (Я и моя будущая профессия) | 1. Избранное направление профессиональной деятельности 2. История, современное состояние и перспективы развития изучаемой науки. | 1. Изучаемые дисциплины, их проблематика. Основные сферы деятельности в данной профессиональной области. 2. Функциональные обязанности различных специалистов данной профессиональной сферы. 3. Выдающиеся личности данной науки. Основные научные школы и открытия. | Рецептивные виды речевой деятельности Аудирование и чтение Понимание основного содержания: - публицистические, научно-популярные и научные тексты об истории, характере, перспективах развития науки и профессиональной отрасли; - тексты интервью со специалистами и учеными данной профессиональной области; Понимание запрашиваемой информации: - научно-популярные тексты, прагматические тексты (буклеты, справочники) - нелинейные тексты (таблицы, схемы, графики, диаграммы и др.) Детальное понимание текста: - научно-популярные и общественно-политические тексты по проблемам данной науки/отрасли (например, биографии). Продуктивные виды речевой деятельности Говорение - монолог-описание (функциональных обязанностей/квалификационных требований); - монолог-сообщение (о выдающихся деятелях науки и профессиональной сферы, о перспективах развития отрасли); - монолог-рассуждение по поводу перспектив карьерного роста / возможностей личностного развития; - диалог-интервью/собеседование при приеме на работу; - разговор по телефону: назначение встречи, получение информации, уточнение деловых вопросов (дата, время поставки и т.д.). - монолог- сообщение/доклад; - диалог -беседа по обозначенной проблематике Письмо Основной уровень - деловые письма различных типов, памятки, и т.д. - тезисов письменного доклада; - аннотирование и реферирование; - написание эссе-рассуждения, делового доклада, заявления о приёме на работу, бизнес-отчёта. - деловые письма различных типов, памятки и т.д. - выполнение письменного проектного задания |
Учебно-познавательная (Я и мое образование) | 1. Высшее образование в России и за рубежом. 2. Мой вуз. 3. Студенческая жизнь в России и за рубежом. 4. Студенческие международные образовательные программы. | 1. Возможности дальнейшего продолжения образования. Особенности учебного процесса в разных странах. 2.Конкурсы, гранты, стипендии для студентов в России и за рубежом. 3. Академическая мобильность. | Рецептивные виды речевой деятельности Аудирование и чтение Понимание запрашиваемой информации: - презентации зарубежных образовательных программ/ вузов, курсов - поиск информации об университетах за рубежом, (языковых) школах/курсах и др. учебных заведениях с целью продолжения образования с использованием справочной литературы, в том числе, сети Интернет. Детальное понимание текста: - материалы студенческой прессы - информация о конкурсах, стипендиях и грантах Продуктивные виды речевой деятельности Говорение - диалог- расспрос о зарубежном вузе, возможности продолжения образования за рубежом и участия в обменных программах - диалог-обмен мнениями о специфике систем высшего образования в разных странах - диалог-побуждение к действию по выбору - образовательной программы в зарубежном вузе и/или участию в студенческой обменной программе Письмо - запись тезисов выступления о своем вузе; - запись основных мыслей и фактов из аудиотекстов и текстов для чтения по изучаемой проблематике; - заполнение форм и бланков для участия в студенческих программах; - поддержание контактов со студентами за рубежом при помощи электронной почты. - оформление письменной части проектного задания (информационный или рекламный листок / буклет о факультете или вузе / телекоммуникационный проект и т.п.); |
Языковая компетенция (включая компенсаторную)
Содержание языковой подготовки отражает только то, что обозначает «прирост» в овладении фонетикой, лексикой и грамматикой в диапазоне выделенных уровней, которые достигаются в процессе изучения базового курса дисциплины «Иностранный язык» в гуманитарном, социальном и экономическом цикле (Б1.Б.3) в зависимости от входного уровня студентов или в зависимости от осваиваемого варианта программы.
Предполагается:
- совершенствование слухо-произносительных навыков применительно к новому языковому и речевому материалу;
- освоение лексики в рамках обозначенной тематики и проблематики общения в объеме 1000 лексических единиц;
- развитие навыков продуктивного использования основных грамматических форм и конструкций: система времен глагола, типы простого и сложного предложения, наклонение, модальность, залог, знаменательные и служебные части речи;
- формирование и совершенствование орфографических навыков применительно к новому языковому и речевому материалу.