Закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО)
Свободные экономические зоны
Международное налоговое планирование осуществляется как на уровне государства, так и на уровне предприятий. По мнению западных экономистов, не следует ориентироваться только на налоговые ставки, которые имеют второстепенное значение (с точки зрения налогообложения), целесообразно обращать внимание на законы перераспределения налогового бремени и не только работать в налоговых гаванях, но и платить налоги в обычных странах по эффективной ставке. В большинстве стран существуют значительные налоговые льготы или прямые субсидии и компенсации для экспортной деятельности; инвестиций в новые промышленные мощности, в создание новых рабочих мест; предприятий, созданных в относительно менее развитых регионах, и т. д.
При анализе свободных экономических зон в экономической литературе обычно выделяются:
1. Зоны свободной торговли — компактные территориальные образования за пределами контроля национальной таможенной территории, специализирующиеся на складировании и обработке ввезенных товаров в соответствии с условиями рынка сбыта страны.
2. Промышленно-производственные зоны — территории со специальным таможенным режимом, где предприятиям, производящим экспортно-импортную продукцию, предоставляются определенные налоговые и другие виды льгот. Данные территории связаны с зонами свободной торговли и с технико-внедренными зонами.
3. Технико-внедренческие зоны — объединяют научную и производственную деятельность вокруг крупного научно-исследовательского центра или университета, мобилизуют ресурсы наукоемких предприятий для ускорения внедрения в производство высоких технологий, диверсификации экономики.
4. Сервисные зоны — специализируются на деловых и информационных услугах.
5. Комплексные зоны — наиболее распространены на практике. Сочетание торговых, производственно-внедренческих и сервисных функций, т. е. допускается различная нацеленность инвесторов. При их создании важно определить приоритеты функций и последовательность создания определенных конкретных секторов в зонах.
Оффшорные компании
Оффшорные компании составляют особый класс среди сервисных свободных экономических зон. Их отличие в том, что зарегистрированные в них предприятия, как правило, не имеют права осуществлять никакую производственную деятельность на их территории. В настоящее время в мире насчитывается около 600 оффшорных зон.
Целями создания оффшорных компаний являются:
- увеличение эффективности торговых и финансовых операций;
- защита финансовых средств от неустойчивости банковской сферы;
- рациональная минимизация налогов;
- осуществление специальных бизнес-функций профессиональной ориентации;
- организация холдингов;
- создание международных или национальных ориентиров, имиджа;
- приобретение и содержание дорогостоящего имущества, недвижимости и т. д. от имени оффшорной зоны;
- коммерческая необходимость;
- упрощение иммиграционных процедур, оформление виз.
Оффшорная компания может иметь два статуса:
1) Статус нерезидентской оффшорной компании. Он предполагает, что компания регистрируется в данной стране, но не ведет в ней операций и управляется из-за рубежа иностранными директорами. Так, швейцарские компании имеют налоговый домициль в Швейцарии, т. е. платят налог на прибыль от всех своих операций во всех странах, но по законодательству Швейцарии не могут иметь на ее территории свои офисы и не имеют права вести коммерческую деятельность в Швейцарии.
2) Статус освобожденной от налогов резидентской оффшорной компании, которая принадлежит нерезидентам, но управляется местными директорами, имеет на территории страны свой офис и ведет оффшорные операции (непроизводственные), имея по ним освобождение от налогов.
Чтобы сделки с оффшорными компаниями налоговые органы не признали недействительными, необходимо соблюдать несколько условий.
1. операции с оффшорной компанией формально должны быть абсолютно законными. Любая операция должна иметь правдоподобное обоснование и быть подкреплена соответствующими документами.
2. внешне оффшорная компания не должна вызывать никаких ассоциаций с организацией, ее учредившей. У ОК не должно быть созвучного названия, должны быть другие учредители и руководители. Это важно, потому что в ином случае налоговые органы сочтут организацию и ОК взаимозависимыми и проверят цены их сделок. Если окажется, что они более, чем на 20% отличаются от рыночных, налоговые органы на основании ст 40 НК РФ доначислят налоги, исходя из рыночных цен.
3. Цена сделок с ОК не должна отличаться более, чем на 20% от других подобных сделок организации с другими фирмами.
Участие Российской Федерации в оффшорном бизнесе имеет свою специфику. Большинство российских компаний регистрируется в Гонконге, на Кипре, Гибралтаре, островах Карибского моря. На Кипре существует около 3 тыс., а в Швейцарии — примерно 10 тыс. российских оффшорных компаний. На оффшорный бизнес влияет государственная политика по регулированию внешнеполитической деятельности.
Оффшорная компания, зарегистрированная российским физическим или юридическим лицом на территории оффшора, облагается по льготным ставкам или освобождается от уплаты налогов.
В России нет специального законодательства, которое регулирует оффшорный бизнес, но Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» регламентируется регистрация оффшорных компаний, финансовых потоков «в» и «из» компаний, регистрация в странах со льготным режимом, покупка акций, взносы в уставной капитал иностранных предприятий, открытие счетов в иностранных банках. Все перечисленные операции являются валютными операциями, которые связаны с движением капитала и должны осуществляться в порядке, установленном Центральным банком, с выдачей разрешений. В Российской Федерации существуют самостоятельные оффшорные зоны, создаваемые с использованием зарубежного опыта. Таких зон насчитывается около 40. Это бывшие «закрытые оборонные города» (например, Арзамас). Кроме того, отдельные льготы существуют в Калининграде, Находке, Новгороде, Магадане, Калмыкии, Удмуртии Вологодской области. В Санкт-Петербурге существует Кронштадтская зона, созданная в 1999 г.
В результате функционирования свободных экономических зон на территории РФ бюджет теряет около 800 млрд руб. в год. Но прекращать эту практику не планируется, так как решается другая важная задача — развитие приоритетных направлений экономики.
Закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО)
На территории РФ есть закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), перечень которых утвержден Постановлением Правительства от 5.07.2001 г. № 508. Закрытое административно-территориальные образование (ЗАТО) — территория, имеющая органы местного самоуправления, в пределах которой расположены промышленные предприятия по разработке, хранению, изучению, утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных материалов, военные и иные объекты. Для ЗАТО устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны. В части налогов предусмотрено, что органы местного самоуправления могут предоставлять льготы предприятиям, которые зарегистрированы в ЗАТО и имеют на их территории не менее 90% основных средств, осуществляют не менее 70% деятельности на территории ЗАТО, имеют не менее 70% среднесписочной численности работников, которые являются жителями ЗАТО и получают не менее 70% средств фонда оплаты труда.
В соответствии с законодательством дополнительные налоговые льготы могут предоставляться по региональным и местным налогам, зачисляемым в бюджеты ЗАТО. По федеральным налогам и сборам органами местного самоуправления ЗАТО дополнительные льготы не предоставляются.