Перечень вопросов на экзамен
по дисциплине «Иностранные инвестиции»
для специальности шифр «Финансы и кредит»
Составитель
Утверждены на заседании кафедры
Протокол №__ от __.__.20__
№ | Вопрос |
Инвестиционный климат. Основные подходы в оценке инвестиционного климата. | |
Подходы к оценке инвестиционного климата. Аргументируйте, какой из методов оценки инвестиционного климата является наиболее точным. | |
Инвестиционный рейтинг, суверенный рейтинг. Соотношение понятий «инвестиционный рейтинг», «суверенный рейтинг» | |
Международные рейтинговые агентства. Методика определения суверенного рейтинга на примере одного из международных агентств. Приведите примеры стран с высоким, средним и низким суверенным рейтингом. | |
Краткая сравнительная характеристика инвестиционного климата в странах мира ( по выбору). | |
Влияние инвестиционного климата на объем и качество привлеченных иностранных инвестиций. | |
Основная цель государственной политики по привлечению иностранных инвестиций. Как эта цель трансформируется применительно к странам с переходной экономикой? | |
Содержание основных элементов государственной политики по привлечению иностранных инвестиций. | |
Элементы государственной политики по привлечению иностранных инвестиций наиболее действенные в условиях переходной экономики. | |
Эффективность государственной политики по привлечению иностранных инвестиций в разных странах мира ( на примере стран по выбору) | |
Правовые государственные режимы для иностранных инвесторов. | |
Свободная экономическая зона. Главная цель создания СЭЗ. Количество свободных экономических зон в мире. | |
Предпосылки создания свободных экономических зон. Льготы предоставляемые предприятиям, зарегистрированным в свободных экономических зонах. | |
Критерии, применяемые для классификации свободных экономических зон. Типы свободных экономических зон. | |
Оффшорная зона. Понятие, характеристика. | |
Значение свободных экономических зон для страны их размещения. | |
Российские первые свободные экономические зоны. К зонам какого типа они относились? Позитивные и негативные последствия их функционирования. | |
Опыт реализации и дальнейшие перспективы федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ». | |
Общая характеристика инвестиционного потенциала Кемеровской области. | |
Масштабы и динамика поступления иностранного капитала в Кемеровскую область. | |
Прямые и портфельные иностранные инвестиции в экономику Кузбасса. | |
Роль иностранного ссудного капитала в экономике Кузбасса | |
Опыт создания свободных экономических зон в России. | |
Стратегические цели и основные задачи в сфере привлечения иностранных инвестиций в экономику Кузбасса. | |
«Концепция развития внешнеэкономической и межрегиональной деятельности Кемеровской области» | |
Инвестиционный климат Кузбасса и меры по его улучшению с точки зрения иностранных инвестиций. | |
27.Сравнительная характеристика инвестиционного климата в Кузбассе на основе результатов исследований рейтинговыми агентствами. | |
Сильные и слабые стороны инвестиционного климата Кузбасса. | |
Основные возможности и угрозы, существующие для экономики Кузбасса с точки зрения привлечения иностранных инвестиций. | |
Внутренние и внешние резервы роста и проблемы, сдерживающие иностранные инвестиции в Кузбассе. | |
Меры по улучшению инвестиционного климата Кузбасса. | |
Государственная политика России по привлечению иностранных инвестиций. | |
Законы РФ, регулирующие иностранные инвестиции. | |
Государственная регистрация и налогообложение иностранных инвесторов в России | |
Глобализация как высшая стадия экономической интеграции мирового хозяйства. | |
Международное движение капитала в современной экономике. Объективная основа международного движения капитала. | |
Субъекты международного движения капитала. | |
Финансовая глобализация. Понятие и принципиальные особенности. Позитивные и негативные последствия финансовой глобализации | |
Основные формы международного движения капитала. Показатели участия страны в международном движении капитала. | |
Роль транснациональных банков в международном движении капитала. | |
Транснациональные корпорации их место и роль в международном движении капитала. | |
Основная деятельность «институциональных инвесторов». | |
Методы государственного регулирования международного движения капитала. Аргументируйте, какой из методов является наиболее эффективным. | |
Иностранные инвестиции. Основные понятия и классификация. | |
Опыт регулирования иностранных инвестиций в международной практике. | |
Основные направления либерализации законов об иностранных инвестициях, принятых в зарубежных странах. | |
Опыт зарубежных стран в регулировании иностранных инвестиций. Меры, используемые зарубежными странами для привлечения инвестиций (примеры). | |
Участие Росси в международном регулировании иностранных инвестиций. | |
Иностранные инвестиции в России: масштабы, структура, инвестиционный климат. | |
Гарантии иностранным инвесторам. Определение понятий «стабилизационная оговорка», «дедушкина оговорка» « ползучая экспроприация» | |
Основные положения федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ». Типы зон, предусмотренные законом. | |
Критерии оценки инвестиционного проекта. |
№ | Вопрос | |||||||||||||||||
Инвестиционный климат. Основные подходы в оценке инвестиционного климата. | ||||||||||||||||||
Подходы к оценке инвестиционного климата. Аргументируйте, какой из методов оценки инвестиционного климата является наиболее точным. | ||||||||||||||||||
Инвестиционный рейтинг, суверенный рейтинг. Соотношение понятий «инвестиционный рейтинг», «суверенный рейтинг» | ||||||||||||||||||
Международные рейтинговые агентства. Методика определения суверенного рейтинга на примере одного из международных агентств. Приведите примеры стран с высоким, средним и низким суверенным рейтингом. | Международные рейтинговые агентства. Наиболее крупные и авторитетные из которых - Standard&Poor's, Moody's и Fitch IBCA. - Методика определения суверенного рейтинга на примере Standard&Poor's[1]: - каждое правительство оценивается по шкале от одного (самый высокий результат) до шести (самый низкий результат) баллов по каждой категории анализа в сравнении со всеми другими правительствами мира; 0 категории анализа и соответствующие факторы оценки суверенного рейтинга: 1) политические риски- форма правления, наличие консенсуса относительно целей и задач экономической политики, степень интеграции в глобальную торговую и финансовую систему и т. д.; 2) структура доходов населенияиструктурная организация экономики - условия жизни и уровень доходов населения, распределение доходов, наличие ресурсов и степень их диверсификации и т. д.; 3) -перспективы экономического роста - объем и структура сбережений и капиталовложений, темпы и характер экономического роста и т. д.; 4) -степень гибкости налогово-бюджетной политики 5) - итоги фискальной деятельности правительства, сбалансированность бюджета и т. д.; 6) -бремя государственного долга- финансовые активы правительства, величина госдолга и его структура и т. д.; 7) -стабильность цен - тенденции развития инфляции, темпы роста денежной массы, курсовая политика и т. д.; -гибкость платежного баланса -структура потоков капитала, структура счета текущих операций и т. д.; -внешний долг и ликвидность — объем и структура внешнего госдолга, объем и структура государственных резервов и других внешних активов | |||||||||||||||||
Краткая сравнительная характеристика инвестиционного климата в странах мира ( по выбору). | ||||||||||||||||||
Влияние инвестиционного климата на объем и качество привлеченных иностранных инвестиций. | Инвестиционный климат определяетобъем, качество и эффективность привлеченных иностранных инвестиций - от него зависит: - какие капиталы - стратегические или спекулятивные придут в страну; - насколько гармонично иностранный капитал «впишется» в национальную структуру экономики; - насколько эффективно страна и национальные субъекты экономики смогут использовать выгоды иностранного инвестирования (какова их абсорбционная способность); - -какова будет эффективность непосредственно осуществляемых инвестиционных проектов. | |||||||||||||||||
Основная цель государственной политики по привлечению иностранных инвестиций. Как эта цель трансформируется применительно к странам с переходной экономикой? | Основная цель государственной политики по привлечению иностранных инвестиций (ГППИИ): - привлечение необходимого объема инвестиций желаемого качества, а также стремление к более полному использованию всех выгод и эффекта от них. Основная роль ГППИИ в странах с переходной экономикой: - регулирование институциональных преобразований, связанных с привлечением иностранных инвестиций. В рамках ГППИИ государство: 1) устанавливает правовой режим для иностранных инвесторов: - национальный режим - иностранным инвесторам предоставляется тот же режим хозяйствования, что и национальным предприятиям, но с установленными законом изъятиями в целях национальной безопасности и поддержания общественного порядка; - режим наибольшего благоприятствования - иностранному инвестору страны-партнера создаются условия, равные тем, в которых действуют инвесторы любого третьего государства: если в любом соглашении о защите инвестиций, заключенном в более позднее время, предусматриваются большие льготы и преференции, то они автоматически распространяются и на всех тех инвесторов, с государствами которых инвестиционные соглашения были заключены ранее на условиях наибольшего благоприятствования. Инвесторы предпочитают вкладывать средства в тех странах, где гарантируется возможность самостоятельного выбора между национальным режимом и режимом наибольшего благоприятствования; 2) осуществляет валютное регулирование— деятельность по управлению обращением валюты, контролю за валютными операциями, воздействию на валютный курс национальной валюты, ограничению использования иностранной валюты; например, государство регулирует процесс репатриации прибыли - вывоза прибыли иностранными инвесторами из страны ее получения (подробнее о валютном регулировании в РФ см. ФЗ от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»). Основная роль ГППИИ в странах с переходной экономикой: - регулирование институциональных преобразований, связанных с привлечением иностранных инвестиций. | |||||||||||||||||
Содержание основных элементов государственной политики по привлечению иностранных инвестиций. | Основные направления государственной поддержки иностранных инвестиций и инвестиций российских компаний за рубежом : · более тесное согласование интересов инвесторов и стран, получающих инвестиции; · предоставление иностранным инвесторам режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый государством национальным инвесторам в аналогичных обстоятельствах; · обеспечение прозрачности и равных условий для всех участников конкурсов по приватизации или тендеров по реализации инвестиционных проектов; · создание в отдельных случаях особых экономических условий, стимулирующих приток иностранных инвестиций в рамках так называемых СЭЗ; · устранение двойного налогообложения иностранных инвесторов и российских инвесторов, осуществляющих зарубежные инвестиции; · защита прав иностранных инвесторов, устранение или снижение вероятности наступления так называемых некоммерческих рисков. | |||||||||||||||||
Элементы государственной политики по привлечению иностранных инвестиций наиболее действенные в условиях переходной экономики. | ||||||||||||||||||
Эффективность государственной политики по привлечению иностранных инвестиций в разных странах мира ( на примере стран по выбору) | Эффективность ГППИИ в различных странах
Наши рекомендации
|