Работа над грамматическим аспектом устной речи

1. Проанализируйте фрагменты урока, посвященного введению и первичной активизации формы Futurum в VI классе. Определите прием введения грам­матического материала и классифицируйте упражне­ния, использованные учителем.

L.: Kinder! Heute ist Sonnabend. Heute lernen die Kinder. Morgen aber lernen die Kinder nicht. Ich arbeite also auch nicht. Was werde ich am Sonntag machen? Oh, ich werde vieles machen. Ich werde früh aufstehen. Dann werde ich fünfzehn Minuten turnen. Nach dem Frühstück werde ich aufs Land fahren. Ich werde im Wald drei Stunden Schi laufen. Dann werde ich zu Mittag essen. Am Abend werde ich ins Kino gehen.

Sagt: Wann werde ich aufs Land fahren: heute oder morgen?

Sсh.: Morgen, am Sonntag.

L.: Richtig. Jetzt stellt auch vor: wir werden den Sonntag zusammen verbringen, ihr und ich. Ich werde am Sonntag früh aufstehen. Und du?

Учитель пишет на доске схему: Ich werde ... auch ... en.

Sсh.: Ich werde auch früh aufstehen.
L.: Ich werde fünfzehn Minuten turnen. Und du?
Sch.1,2,3: ...Ich werde auch 15 Minuten turnen.
L.: Ich werde aufs Land fahren. Und du?
Sch. 1,2,3: . . . Ich werde auch aufs Land fahren.

L.: Ich werde drei Stunden im Wald Schi laufen. Und du?

Sch.1,2,3: ... Ich werde auch drei Stunden im Wald Schi laufen. (И так далее до конца рассказа.)

L.: Jetzt stell dir vor: Deine Mutter ist krank. Was wirst du machen?

На доске записаны группы слов: das Zimmer sau­ber machen; in den Laden gehen; Milchwaren und Brot kaufen; in die Apotheke gehen; eine Suppe kochen.

Учащиеся по очереди отвечают па вопрос, опираясь на указанные словосочетания.

L.: Bald kommen die Sommerferien. Was werdet ihr in den Ferien machen?

На доске записывается схема: Wir werden ... ... en и словосочетания: aufs Land (ins Ferienlager,…) fahren; Ball (Tennis, Fußbail, …) spielen; in den Wald (in die Felder, an den Fluß ...) gehen.

Учащиеся отвечают на вопрос, используя эти и другие словосочетания, знакомые им по теме «Лето».

— А теперь скажите, о каких событиях мы бе­седовали: о тех, которые уже произошли, сейчас происходят или будут происходить?

— Учащиеся отвечают.

— Эта форма, схемы которой вы видите перед собой, называется Futurum. Она соответствует будущему времени в русском языке. Скажите, из каких компонентов состоит Futurum и как они располагаются в предложении. (Учащиеся отве­чают.)

— Как вы правильно сказали, в состав Futurum входит глагол werden — 'становиться', но здесь он теряет свое значение и становится вспо­могательным. Правда, по-русски иногда говорят: «Я не стану этого делать», т. е. «Я не буду этого делать» или: «Стану сказывать я сказки, песенку спою». Но по-русски будущее время можно выразить и не двумя словами, а одним: «Я это сделаю», «Я поеду».

— Jetzt übersetzt: Ich werde am Abend ein Buch lesen.

Sch.: Я буду вечером читать книгу.

L.: Ich werde mir eine neue Gedichtsammlung kaufen, denn ich lese Gedichte gern.

Sch.2: Я куплю себе новый сборник стихов, потому что люблю стихи.

Учитель предлагает для перевода еще 3 — 4 предложения, затем выполняет упражнения 3, 4 и 5 по учебнику.

2. Классифицируйте упражнения, которые учащиеся выполнили на следующем уроке. Сформулируйте цель каждого упражнения.

L: Lest den Text ( например, Übung 1, Seite 170) für euch.

Sagt: Was werden die Kinder, die das erzählen, in den Frühlingsferien machen?

Учащиеся, отвечая на поставленный вопрос, должны трансформировать форму 1-го лица множествен­ного числа в 3-е лицо множественного числа. Sie wer­den aufs Land fahren. Sie werden den Kolchosbauern helfen.

L.: Findet in jedem Satz das Prädikat. Wo werdet ihr das Prädikat suchen?

Учащиеся отвечают; особое внимание обращается на предложение, содержащее Futurum глагола werden: Bald wird es ganz warm werden. После этого выполняется соответствующее упр. Hausaufgabe; «Переведи предложения на немецкий язык, используя в них бу­дущее время (Futurum)»: Скоро начнутся полевые работы, фермеры будут пахать и сеять. Они будут также сажать фруктовые деревья и овощи. Дети им помогут

3. Чем отличается от предыдущего прием введе­ния того же грамматического материала, отображен­ный в следующем фрагменте урока? Классифицируйте упражнения этого фрагмента.

Учитель: Ребята! Сегодня вы познакомитесь с новой грамматической формой, формой буду­щего времени Futurum. Прочитайте про себя пары предложений из соответствующего упр., сравните их между собой и обратите внимание на сказуемое.

Учащиеся выполняют задание: в первых предложениях стоит один глагол werden; во вторых — глагол werden и другой глагол в неопределенной форме на конце.

L.: Übersetzt diese Sätze.

Sch.1: Я становлюсь учителем. Я стану работать в школе.

L.: Правильно, но чаще мы говорим: «Я буду ра­ботать в школе».

Sch.2: Мой брат становится летчиком. Он будет летать на самолете ТУ-114.

Sch.3: Ты становишься ветеринаром. Ты будешь заботиться о домашних животных.

Учитель дает объяснения к правилу образования Futurum с помощью соответствующего упр. и формулировки.

Далее фронтально выполняется соответствующее упр.: Прочитать вопросы по теме «Весенние каникулы» и ответить на них (8 вопросов).

4. Классифицируйте упражнения с целью даль­нейшей активизации Futurum, используемые учителем в следующем фрагменте урока:

L.: Проспрягайте в Futurum:

Ich werde im Frühling im Garten arbeiten.

Ich werde Bäume pflanzen.

Учащиеся выполняют упражнение.

L.: Stellt einander und mir Fragen über die Pläne für die Frühlingsferien.

На доске записываются схемы:

Wirst du ......... en?

Werden Sie ........ en?

Учащиеся задают друг другу и учителю вопросы.

L.: Und jetzt erzählt über eure Frühlingspläne!

Zuerst erzähle ich.

Учитель рассказывает о своих планах; рассказ служит образцом для учащихся, затем рассказы­вают учащиеся.

5. Назовите прием введения грамматического материала «Инфинитивный оборот цели um ... zu +Infinitiv» и скажите, чем отличается этот прием от опи­санного в задаче 1. Какие особенности старшекласс­ников определили эти отличия?

L,: Heute mache ich euch mit einer neuen gram­matischen Form bekannt. Paßt auf.

Hier habe ich eine englische Zeitung. Ich will einen Artikel aus dieser Zeitung lesen, weil er mich interessiert. Aber ich kenne English nicht so gut wie Deutsch. Um diesen Artikel zu le­sen, brauche ich ein englisch-russisches Wör­terbuch.

(Показывает статью и словарь.) Was habe ich gesagt?

Sсh.: Что вам нужен словарь, чтобы прочесть эту английскую статью.

L.: Richtig. Seht mal alle zur Tafel! Hier steht die­ser Satz und die Frage:

Wozu brauchen Sie das englisch-russische Wör­terbuch?

Um diesen Artikel zu lesen.

Далее учитель дает объяснения в соответствии с правилом, сформулированным в учебнике, после чего учащиеся выполняют соответствующие упражнения (на запоминание структуры инфинитивного оборота и перевод), (дополнить предложения инфинитивом) и (заменить оборот с модальным глаголом синонимичным инфинитивным оборотом цели).

6. Определите прием введения Passiv в IX классе, предназначенного в основном для понимания при аудировании и чтении. Проанализируйте фрагмент урока и определите цель каждого упражнения.

1. Учитель объясняет правило образования Passiv с помощью образцов и правила, сформулированного в учебнике .

2. Учащимся предлагается прочитать предложения из соответствующего упр. и перевести их на русский язык, выбрав правильный вариант перевода. Для чего?

3. Учитель дает для перевода микротекст, содер­жащий глагол werden в собственном значении, в со­ставе Futurum и в составе Präsens Passiv. При этом внимание учащихся фиксируется на формальных при­знаках той или иной формы. Зачем это нужно?

Образец текста:

Unsere Stadt wird von Tag zu Tag schöner. Neue schöne Häuser, Schulen, Kindergärten wer­den gebaut. Grünanlagen werden angelegt, Bäume und Blumen gepflanzt. Im Frühling werden wir auch junge Bäume und Blumen auf den Straßen unserer Stadt pflanzen.

4. Учащиеся отвечают на вопросы в Passiv, по­строенные на знакомом, хорошо усвоенном лексиче­ском материале.

— Was wird gern gelesen?

- Die Zeitung „Komsomolskaja Prawda" wird gern gelesen.

— Die Zeitschrift „Junost"...

Для чего нужно это упражнение активного характера, несмотря на то, что Passiv предназначен в основном для усвоения до степени понимания на слух и при чтении?

5. Выполняется письменно упражнение на трансформацию Aktiv в Passiv.

Для чего трансформация? Почему письменно?

7. Сравните фрагменты двух уроков, на которых были введены и активизированы разными приемами степени сравнения прилагательных (VII класс). Какому варианту вы отдали бы предпочтение? Обоснуйте ваше мнение.

А

L.: Die Herbstferien sind kurz. Sie dauern 5—6 Tage. Wie lange dauern die Winterferien?

Sсh.: Sie dauern 12 Tage.

L.: Richtig. Sie dauern länger als die Herbstferien. Und wie lange dauern die Sommerferien?

Sсh.: Sie dauern zwei-drei Monate.

L.: Das stimmt. Sie dauern zwei oder drei Monate. Das sind die längsten Ferien im Jahr. Die Schüler haben auch noch Ferien im März. Diese Ferien sind aber kürzer als die Sommer­ferien. Sie sind auch kürzer als die Winterfe­rien. Sie dauern nur eine Woche. Die Herbst­ferien und die Frühlingsferien sind die kür­zesten Ferien.

Hier an der Tafel stehen diese Formen; (lang) — länger — die längsten Ferien

(kurz) — kürzer — die kürzesten Ferien

Übersetzt: „länger“ und „kurzer“.

Übersetzt: „die längsten Ferien“und „die kürzesten Ferien“.

Учащиеся переводят.

Учитель: Значит, это степени сравнения прилага­тельных. Сравните форму положительной степени с формами сравнительной и превосходной и скажите, как образуются две последние.

Учащиеся выполняют задание. Далее на материале таблиц учитель знакомит учащихся с формами степеней сравнения других прилагательных. Учащиеся сами образуют некоторые из них, затем выполняют вопросо-ответное упражнение.

В заключение этого этапа урока учащиеся читают рассказы к картинкам, ставят друг другу вопросы по ним и отвечают на них.

Учитель вводит степени сравнения на материале того же рассказа, что и в варианте А. Затем проводит следующие упражнения:

1. L.: Sagt: Stimmt das oder stimmt das nicht?

Die Herbstferien sind kurz.

Sch.: Ja, das stimmt: die Herbstferien sind kurz.

L.: Die Winterferien sind länger als die Herbstferien.

Sch.2: Das stimmt: die Winterferien sind länger

als die Herbstferien.

L.: Die Ferien im Frühling sind kürzer als die

Winterferien.

Sch. 3: Das stimmt: die Ferien im Frühling sind

kürzer als die Winterferien.

2. L.: Betrachtet die Bilder und sagt:

— Ist die Schwester älter als der Bruder?

— Ist dieser Apfel größer als dieser?

— Ist dieser Ball kleiner als dieser?

Далее учитель предлагает детям выполнить соответствующие упражнения , в ходе чего учащиеся запоминают формальные признаки прилагательных в сравнительной и в превосходной степени и учатся образовывать эти формы.

Затем, как и в варианте А, выполняются последовательно соответствующие упражнения

8. Сравните упражнения в двух фрагментах уроков, посвященных активизации 1-го лица единственного числа Präsens и скажите, какие из них представляются вам более эффективными. Аргументируйте свое мнение.

А

L: Mache, was ich mache, und sage, was ich sage. Ich stehe (стоит). (На доске: Ich . . . e auch).

Sch. 1,2,3 (встают): Ich stehe auch.

L.: Setzt euch alle. (Садится.) Ich sitze. Sch.1,2,3: Ich sitze auch.

L.: Ich schreibe (пишет на доске).

Sch.3,4,5: Ich schreibe auch (делают соответствующие движения) и т. д.

L.:Und jetzt sage ich, was ich gern mache, und ihr sagt, was ihr gern macht. Ich turne gern. Und du?

Sch.1,2: Ich turne auch gern.

L.: Ich singe gern. Wer singt noch gern? Sch.3,4: Ich singe gern.

L.: Ich tanze gern. Wer tanzt noch gern? (Учащиеся отвечают.)

Б

L.: Übersetzt: Я сижу. Я стою. Я рисую. Я считаю. Я пою. И т. д.

(Учащиеся переводят; на доске Ich . .. е).

L.:A.!Steh auf! (А. встает) Stehst du oder sitzst du?

A. Ich stehe.

L. Und du, B.? Stehst du oder sitzst du?

B. Ich sitze.

L. Was machst du, P.?

P. Ich sitze.

L. Lernst du gern?

Sch.1,2: Ich lerne gern.

L.

L.: Spielst du gern Fußball

Учащиеся отвечают на вопросы.

Просмотрите фрагменты еще раз. Чем различаются между собой упражнения фрагмента А, фрагмента B? Как вы думаете, в каком случае можно ожидать больше ошибок в речи учащихся?

9.Проанализируйте приведенные ниже подстановочные таблицы. Определите, какие из них являют-ся таблицами с полной сочетаемостью элементов, какие с выборочной. Какие действия производят уча-щиеся при составлении предложений по этим таблицам?

Какие из таблиц больше активизируют умственную деятельность учащихся? На каком этапе тренировки целесообразно применять каждую из них?

I.



Wir sehen

Die Kinder malen

Die Schüler

Die Jungen

eine (die) Lehrerin

eine (die) Fahne

ein (das) Haus

ein (das) Kind

ein (das) Bild



II.

Ich schreibe im Hof

male in der Klasse

spiele in der Schule

single

laufe

lese

III.

Ich lesen dieKreide

Das Mädchen sehen ein Buch

Du nehmen einFahre

Der Schüler malen viele Kinder

Wir ein Mädchen

Die Kinder einen Füller

Ihr den Lappen

10.Какое из двух приведенных ниже упражнений для активизации Präsens в V классе больше соответствует условиям, характерным для реального общения?

Второе упражнение соответствует условиям реальгого общения,так как реальное общение предполагает диалог, а не предложение,стоящее без контекста.К тому же Гос стандарт предполагает коммуникативную направленность обучения.

А

L.: Проспрягайте хором глагол lernen в Präsens

в составе предложения: Ich lerne gern Deutsch.

Sch.: Ich lerne gern Deutsch.

Du lernst gern Deutsch.

Er, sie, es lernt gern Deutsch.

В.

L.: Спроси у своего товарища, нравится ли ему учить немецкий язык, а потом скажи мне об этом. Я спрошу сейчас у Веры, а потом скажу вам, Wera, lernst du gern Deutsch?

W.: Ja, ich lerne gern Deutsch.

L.: Kinder, Wera lernt gern Deutsch.

Учащиеся спрашивают друг друга вполголоса, работая парами, затем сообщают учителю.

L.: Das ist sehr gut. Alle lernen gern Deutsch.

11. Проанализируйте последовательность заданий по подстановочной таблице на активизацию Perfekt в VI классе со слабой языковой подготовкой. Почему учителю пришлось прибегнуть к такой градуированной системе работы?

Так как учащиеся со слабой языковой подготовкой,учитель верно выбрал такую последовательность заданий.Он также поработал над фонетикой и лесикой,при основном упоре на грамматику. К тому же, поэтапное построение сложных грамматических структур и наглядная таблица облегчают их понимание. Учитель придерживается принципа поэтапности, поссильности, принципа от простого к сложному.Данная последовательность завершается коммуникативной деятельностью,что соответствует стандарту обучения.

Ich habe

Wir haben

in einem Zelt wohnen

im Fluß baden

Fußball spielen

Pilze ge-t sammeln

Beeren lernen

Briefmarken machen

Gedichte and Lieder lesen

Eine Wandzeitung

Bücher

Задания:

1. Прочитайте группы слов и слова из второй ко­лонки.

Учитель проверяет правильность их произнесения и понимания.

2. Прочитайте глаголы из третьей колонки. Учитель проверяет правильность их произнесения и понимания.

3. Какие группы слов (слова) подходят по смыс­лу к этим глаголам?

Учащиеся: in einem Zelt wohnen, im Fluß baden, Bücher lesen.

4. Образуйте от этих глаголов Partizip II. Учащиеся: gewohnt, gebadet, gespielt.

5. Скажи, что ты делал в лагере летом? Учащиеся: Ich habe im Zelt gewohnt.

Ich habe im Fluß gebadet.

При этом учитель предлагает каждому произнести по 2—3 предложения подряд.

6. Jetzt erzählt, was ihr und eure Freunde im Pionierlager gemacht habt.

Учащиеся рассказывают: Wir haben im Zeit ge­wohnt. Wir haben Fußball gespielt. Каждый выбирает то, что соответствует действительности.

12. В какой последовательности следует провести перечисленные ниже упражнения для активизации Perfekt в VI классе, если исходить из принципа устного опережения?

4, 2, 6, 5, 9, 3,7,8,1

1. Учитель использует в своей речи формы Perfekt в соответствии с ситуацией, например, для оценки ответов учащихся: "Du hast heute gut geantwortet"; „Ihr habt die Kontrollarbeit nicht sehr gut geschrieben."

2. Учитель объясняет образование и значение формы Perfekt с помощью соответствующего упр.

Im Sommer schreiben Jetzt sprechen die
die Schüler aus dem Pio- Schüler über die Sommer­
nierlager: ferien:

Ich wohne in einem Ich habe in einem Zeit gewohnt.

Ich bade im Fluß. Ich habe in einem Fluß gebadet.

3. Учитель задает вопросы типа: „Hast du den Text zu Hause gelesen?" „Habt ihr zu heute die Übung № 3 geschrieben?" и просит ответить кратко: „Ja" или „Nein".

4. Во время речевой зарядки учитель сообщает, что он делал вчера, летом, в воскресенье, учащиеся сообщают то же о себе:

L.: Ich habe gestern ein schönes Buch gelesen.
Wer hat auch ein schönes Buch gelesen?
Ich habe Radio gehört. Wer hat auch Radio gehört?

5. Учащиеся спрягают глагол в Perfekt в составе предложений.

6. Учитель предлагает образовать форму Partizip II от группы слабых глаголов.

7. Учащиеся отвечают на вопросы учителя по теме «Летние каникулы».

8. Учащиеся рассказывают о своих летних каникулах с помощью схемы соответствующего упр.

9. Учащиеся образуют предложения в Perfekt по подстановочным таблицам.

13. В конце V класса учащиеся впервые знакомятся с рамочной конструкцией немецкого предложения с модальными глаголами können и wollen.

В какой последовательности целесообразно выпол­нить следующие упражнения? (Значения глаголов и их формы в Präsens уже известны учащимся.)

4, 1, 5, 2, 3, 6

1. Учащиеся спрягают глаголы können и wollen в составе предложений.

2. Учащиеся составляют предложения по подста­новочной таблице.

3. Учитель задает вопросы типа: „Kannst du gut deutsch lesen?" „Willst du gut deutsch sprechen?" Учащиеся отвечают.

4. Учитель объясняет структуру предложения, со- держащего модальные глаголы.

5. Учащиеся составляют предложения из разрозненных слов письменно: Ich, wollen, schreiben, ein Brief. — Ich will einen Brief schreiben.

6. Учащиеся задают друг другу вопросы, содержащие глаголы wollen и können.

14. Проанализируйте фрагмент урока, посвящен­ный активизации Perfekt в VI классе. В чем состоят недостатки этого упражнения? Недостаток упражнения в отсутствии наглядности образца для выполнения упражнения, а также отстутствии коммуникативности и ситуативности, которую можно было бы привнести путем задавания вопросов учителем, а ученик отвечал бы на них,использую нужное время. В данном упражнении учитель начинает со сложных предложений,ученики должны тренировать новую грамматическую конструкцию на легких предложениях, иначе они запутаются с порядком слов и склонением существительных после предлогов.

L.: Ich sage die Satze im Präsens, und ihr sagt sie
im Perfekt. Ich schreibe oft Briefe an meinen
Freund.

Sch.1: Ich habe oft Briefe an meinen Freund ge­schrieben.

L.: Er liest im Sommer viel.

Sch.2: Er hat im Sommer viel gelesen.

L.: Wir sprechen in der Stunde deutsch.

Sch.3: Wir haben in der Stunde deutsch gesprochen. И т. д.

Как вы думаете, много ли будет ошибок в речи учащихся? Почему?

Как надо изменить формулировку задания, чтобы упражнение было ситуативным? Что надо сделать, чтобы учащиеся допускали как можно меньше оши­бок?

15. Разработайте серию упражнений для усвоения форм глагола-связки ist и sind в V классе, исходя из принципа устного опережения.

16. Выберите прием введения формы Imperfekt слабых глаголов в VI классе и составьте серию упражнений для ее активизации на двух уроках.

17. Определите наиболее целесообразный прием введения Präsens и Imperfekt Passiv в IX классе, учитывая целевые установки программы в отношении грамматического материала старших классов, и составьте серию упражнений на два урока.

Наши рекомендации