Работа над грамматическим аспектом устной речи
1. Проанализируйте фрагменты урока, посвященного введению и первичной активизации формы Futurum в VI классе. Определите прием введения грамматического материала и классифицируйте упражнения, использованные учителем.
L.: Kinder! Heute ist Sonnabend. Heute lernen die Kinder. Morgen aber lernen die Kinder nicht. Ich arbeite also auch nicht. Was werde ich am Sonntag machen? Oh, ich werde vieles machen. Ich werde früh aufstehen. Dann werde ich fünfzehn Minuten turnen. Nach dem Frühstück werde ich aufs Land fahren. Ich werde im Wald drei Stunden Schi laufen. Dann werde ich zu Mittag essen. Am Abend werde ich ins Kino gehen.
Sagt: Wann werde ich aufs Land fahren: heute oder morgen?
Sсh.: Morgen, am Sonntag.
L.: Richtig. Jetzt stellt auch vor: wir werden den Sonntag zusammen verbringen, ihr und ich. Ich werde am Sonntag früh aufstehen. Und du?
Учитель пишет на доске схему: Ich werde ... auch ... en.
Sсh.: Ich werde auch früh aufstehen.
L.: Ich werde fünfzehn Minuten turnen. Und du?
Sch.1,2,3: ...Ich werde auch 15 Minuten turnen.
L.: Ich werde aufs Land fahren. Und du?
Sch. 1,2,3: . . . Ich werde auch aufs Land fahren.
L.: Ich werde drei Stunden im Wald Schi laufen. Und du?
Sch.1,2,3: ... Ich werde auch drei Stunden im Wald Schi laufen. (И так далее до конца рассказа.)
L.: Jetzt stell dir vor: Deine Mutter ist krank. Was wirst du machen?
На доске записаны группы слов: das Zimmer sauber machen; in den Laden gehen; Milchwaren und Brot kaufen; in die Apotheke gehen; eine Suppe kochen.
Учащиеся по очереди отвечают па вопрос, опираясь на указанные словосочетания.
L.: Bald kommen die Sommerferien. Was werdet ihr in den Ferien machen?
На доске записывается схема: Wir werden ... ... en и словосочетания: aufs Land (ins Ferienlager,…) fahren; Ball (Tennis, Fußbail, …) spielen; in den Wald (in die Felder, an den Fluß ...) gehen.
Учащиеся отвечают на вопрос, используя эти и другие словосочетания, знакомые им по теме «Лето».
— А теперь скажите, о каких событиях мы беседовали: о тех, которые уже произошли, сейчас происходят или будут происходить?
— Учащиеся отвечают.
— Эта форма, схемы которой вы видите перед собой, называется Futurum. Она соответствует будущему времени в русском языке. Скажите, из каких компонентов состоит Futurum и как они располагаются в предложении. (Учащиеся отвечают.)
— Как вы правильно сказали, в состав Futurum входит глагол werden — 'становиться', но здесь он теряет свое значение и становится вспомогательным. Правда, по-русски иногда говорят: «Я не стану этого делать», т. е. «Я не буду этого делать» или: «Стану сказывать я сказки, песенку спою». Но по-русски будущее время можно выразить и не двумя словами, а одним: «Я это сделаю», «Я поеду».
— Jetzt übersetzt: Ich werde am Abend ein Buch lesen.
Sch.: Я буду вечером читать книгу.
L.: Ich werde mir eine neue Gedichtsammlung kaufen, denn ich lese Gedichte gern.
Sch.2: Я куплю себе новый сборник стихов, потому что люблю стихи.
Учитель предлагает для перевода еще 3 — 4 предложения, затем выполняет упражнения 3, 4 и 5 по учебнику.
2. Классифицируйте упражнения, которые учащиеся выполнили на следующем уроке. Сформулируйте цель каждого упражнения.
L: Lest den Text ( например, Übung 1, Seite 170) für euch.
Sagt: Was werden die Kinder, die das erzählen, in den Frühlingsferien machen?
Учащиеся, отвечая на поставленный вопрос, должны трансформировать форму 1-го лица множественного числа в 3-е лицо множественного числа. Sie werden aufs Land fahren. Sie werden den Kolchosbauern helfen.
L.: Findet in jedem Satz das Prädikat. Wo werdet ihr das Prädikat suchen?
Учащиеся отвечают; особое внимание обращается на предложение, содержащее Futurum глагола werden: Bald wird es ganz warm werden. После этого выполняется соответствующее упр. Hausaufgabe; «Переведи предложения на немецкий язык, используя в них будущее время (Futurum)»: Скоро начнутся полевые работы, фермеры будут пахать и сеять. Они будут также сажать фруктовые деревья и овощи. Дети им помогут
3. Чем отличается от предыдущего прием введения того же грамматического материала, отображенный в следующем фрагменте урока? Классифицируйте упражнения этого фрагмента.
Учитель: Ребята! Сегодня вы познакомитесь с новой грамматической формой, формой будущего времени Futurum. Прочитайте про себя пары предложений из соответствующего упр., сравните их между собой и обратите внимание на сказуемое.
Учащиеся выполняют задание: в первых предложениях стоит один глагол werden; во вторых — глагол werden и другой глагол в неопределенной форме на конце.
L.: Übersetzt diese Sätze.
Sch.1: Я становлюсь учителем. Я стану работать в школе.
L.: Правильно, но чаще мы говорим: «Я буду работать в школе».
Sch.2: Мой брат становится летчиком. Он будет летать на самолете ТУ-114.
Sch.3: Ты становишься ветеринаром. Ты будешь заботиться о домашних животных.
Учитель дает объяснения к правилу образования Futurum с помощью соответствующего упр. и формулировки.
Далее фронтально выполняется соответствующее упр.: Прочитать вопросы по теме «Весенние каникулы» и ответить на них (8 вопросов).
4. Классифицируйте упражнения с целью дальнейшей активизации Futurum, используемые учителем в следующем фрагменте урока:
L.: Проспрягайте в Futurum:
Ich werde im Frühling im Garten arbeiten.
Ich werde Bäume pflanzen.
Учащиеся выполняют упражнение.
L.: Stellt einander und mir Fragen über die Pläne für die Frühlingsferien.
На доске записываются схемы:
Wirst du ......... en?
Werden Sie ........ en?
Учащиеся задают друг другу и учителю вопросы.
L.: Und jetzt erzählt über eure Frühlingspläne!
Zuerst erzähle ich.
Учитель рассказывает о своих планах; рассказ служит образцом для учащихся, затем рассказывают учащиеся.
5. Назовите прием введения грамматического материала «Инфинитивный оборот цели um ... zu +Infinitiv» и скажите, чем отличается этот прием от описанного в задаче 1. Какие особенности старшеклассников определили эти отличия?
L,: Heute mache ich euch mit einer neuen grammatischen Form bekannt. Paßt auf.
Hier habe ich eine englische Zeitung. Ich will einen Artikel aus dieser Zeitung lesen, weil er mich interessiert. Aber ich kenne English nicht so gut wie Deutsch. Um diesen Artikel zu lesen, brauche ich ein englisch-russisches Wörterbuch.
(Показывает статью и словарь.) Was habe ich gesagt?
Sсh.: Что вам нужен словарь, чтобы прочесть эту английскую статью.
L.: Richtig. Seht mal alle zur Tafel! Hier steht dieser Satz und die Frage:
Wozu brauchen Sie das englisch-russische Wörterbuch?
Um diesen Artikel zu lesen.
Далее учитель дает объяснения в соответствии с правилом, сформулированным в учебнике, после чего учащиеся выполняют соответствующие упражнения (на запоминание структуры инфинитивного оборота и перевод), (дополнить предложения инфинитивом) и (заменить оборот с модальным глаголом синонимичным инфинитивным оборотом цели).
6. Определите прием введения Passiv в IX классе, предназначенного в основном для понимания при аудировании и чтении. Проанализируйте фрагмент урока и определите цель каждого упражнения.
1. Учитель объясняет правило образования Passiv с помощью образцов и правила, сформулированного в учебнике .
2. Учащимся предлагается прочитать предложения из соответствующего упр. и перевести их на русский язык, выбрав правильный вариант перевода. Для чего?
3. Учитель дает для перевода микротекст, содержащий глагол werden в собственном значении, в составе Futurum и в составе Präsens Passiv. При этом внимание учащихся фиксируется на формальных признаках той или иной формы. Зачем это нужно?
Образец текста:
Unsere Stadt wird von Tag zu Tag schöner. Neue schöne Häuser, Schulen, Kindergärten werden gebaut. Grünanlagen werden angelegt, Bäume und Blumen gepflanzt. Im Frühling werden wir auch junge Bäume und Blumen auf den Straßen unserer Stadt pflanzen.
4. Учащиеся отвечают на вопросы в Passiv, построенные на знакомом, хорошо усвоенном лексическом материале.
— Was wird gern gelesen?
- Die Zeitung „Komsomolskaja Prawda" wird gern gelesen.
— Die Zeitschrift „Junost"...
Для чего нужно это упражнение активного характера, несмотря на то, что Passiv предназначен в основном для усвоения до степени понимания на слух и при чтении?
5. Выполняется письменно упражнение на трансформацию Aktiv в Passiv.
Для чего трансформация? Почему письменно?
7. Сравните фрагменты двух уроков, на которых были введены и активизированы разными приемами степени сравнения прилагательных (VII класс). Какому варианту вы отдали бы предпочтение? Обоснуйте ваше мнение.
А
L.: Die Herbstferien sind kurz. Sie dauern 5—6 Tage. Wie lange dauern die Winterferien?
Sсh.: Sie dauern 12 Tage.
L.: Richtig. Sie dauern länger als die Herbstferien. Und wie lange dauern die Sommerferien?
Sсh.: Sie dauern zwei-drei Monate.
L.: Das stimmt. Sie dauern zwei oder drei Monate. Das sind die längsten Ferien im Jahr. Die Schüler haben auch noch Ferien im März. Diese Ferien sind aber kürzer als die Sommerferien. Sie sind auch kürzer als die Winterferien. Sie dauern nur eine Woche. Die Herbstferien und die Frühlingsferien sind die kürzesten Ferien.
Hier an der Tafel stehen diese Formen; (lang) — länger — die längsten Ferien
(kurz) — kürzer — die kürzesten Ferien
Übersetzt: „länger“ und „kurzer“.
Übersetzt: „die längsten Ferien“und „die kürzesten Ferien“.
Учащиеся переводят.
Учитель: Значит, это степени сравнения прилагательных. Сравните форму положительной степени с формами сравнительной и превосходной и скажите, как образуются две последние.
Учащиеся выполняют задание. Далее на материале таблиц учитель знакомит учащихся с формами степеней сравнения других прилагательных. Учащиеся сами образуют некоторые из них, затем выполняют вопросо-ответное упражнение.
В заключение этого этапа урока учащиеся читают рассказы к картинкам, ставят друг другу вопросы по ним и отвечают на них.
Учитель вводит степени сравнения на материале того же рассказа, что и в варианте А. Затем проводит следующие упражнения:
1. L.: Sagt: Stimmt das oder stimmt das nicht?
Die Herbstferien sind kurz.
Sch.: Ja, das stimmt: die Herbstferien sind kurz.
L.: Die Winterferien sind länger als die Herbstferien.
Sch.2: Das stimmt: die Winterferien sind länger
als die Herbstferien.
L.: Die Ferien im Frühling sind kürzer als die
Winterferien.
Sch. 3: Das stimmt: die Ferien im Frühling sind
kürzer als die Winterferien.
2. L.: Betrachtet die Bilder und sagt:
— Ist die Schwester älter als der Bruder?
— Ist dieser Apfel größer als dieser?
— Ist dieser Ball kleiner als dieser?
Далее учитель предлагает детям выполнить соответствующие упражнения , в ходе чего учащиеся запоминают формальные признаки прилагательных в сравнительной и в превосходной степени и учатся образовывать эти формы.
Затем, как и в варианте А, выполняются последовательно соответствующие упражнения
8. Сравните упражнения в двух фрагментах уроков, посвященных активизации 1-го лица единственного числа Präsens и скажите, какие из них представляются вам более эффективными. Аргументируйте свое мнение.
А
L: Mache, was ich mache, und sage, was ich sage. Ich stehe (стоит). (На доске: Ich . . . e auch).
Sch. 1,2,3 (встают): Ich stehe auch.
L.: Setzt euch alle. (Садится.) Ich sitze. Sch.1,2,3: Ich sitze auch.
L.: Ich schreibe (пишет на доске).
Sch.3,4,5: Ich schreibe auch (делают соответствующие движения) и т. д.
L.:Und jetzt sage ich, was ich gern mache, und ihr sagt, was ihr gern macht. Ich turne gern. Und du?
Sch.1,2: Ich turne auch gern.
L.: Ich singe gern. Wer singt noch gern? Sch.3,4: Ich singe gern.
L.: Ich tanze gern. Wer tanzt noch gern? (Учащиеся отвечают.)
Б
L.: Übersetzt: Я сижу. Я стою. Я рисую. Я считаю. Я пою. И т. д.
(Учащиеся переводят; на доске Ich . .. е).
L.:A.!Steh auf! (А. встает) Stehst du oder sitzst du?
A. Ich stehe.
L. Und du, B.? Stehst du oder sitzst du?
B. Ich sitze.
L. Was machst du, P.?
P. Ich sitze.
L. Lernst du gern?
Sch.1,2: Ich lerne gern.
L. |
L.: Spielst du gern Fußball
Учащиеся отвечают на вопросы.
Просмотрите фрагменты еще раз. Чем различаются между собой упражнения фрагмента А, фрагмента B? Как вы думаете, в каком случае можно ожидать больше ошибок в речи учащихся?
9.Проанализируйте приведенные ниже подстановочные таблицы. Определите, какие из них являют-ся таблицами с полной сочетаемостью элементов, какие с выборочной. Какие действия производят уча-щиеся при составлении предложений по этим таблицам?
Какие из таблиц больше активизируют умственную деятельность учащихся? На каком этапе тренировки целесообразно применять каждую из них?
I.
Wir sehen
Die Kinder malen
Die Schüler
Die Jungen
eine (die) Lehrerin
eine (die) Fahne
ein (das) Haus
ein (das) Kind
ein (das) Bild
II.
Ich schreibe im Hof
male in der Klasse
spiele in der Schule
single
laufe
lese
III.
Ich lesen dieKreide
Das Mädchen sehen ein Buch
Du nehmen einFahre
Der Schüler malen viele Kinder
Wir ein Mädchen
Die Kinder einen Füller
Ihr den Lappen
10.Какое из двух приведенных ниже упражнений для активизации Präsens в V классе больше соответствует условиям, характерным для реального общения?
Второе упражнение соответствует условиям реальгого общения,так как реальное общение предполагает диалог, а не предложение,стоящее без контекста.К тому же Гос стандарт предполагает коммуникативную направленность обучения.
А
L.: Проспрягайте хором глагол lernen в Präsens
в составе предложения: Ich lerne gern Deutsch.
Sch.: Ich lerne gern Deutsch.
Du lernst gern Deutsch.
Er, sie, es lernt gern Deutsch.
В.
L.: Спроси у своего товарища, нравится ли ему учить немецкий язык, а потом скажи мне об этом. Я спрошу сейчас у Веры, а потом скажу вам, Wera, lernst du gern Deutsch?
W.: Ja, ich lerne gern Deutsch.
L.: Kinder, Wera lernt gern Deutsch.
Учащиеся спрашивают друг друга вполголоса, работая парами, затем сообщают учителю.
L.: Das ist sehr gut. Alle lernen gern Deutsch.
11. Проанализируйте последовательность заданий по подстановочной таблице на активизацию Perfekt в VI классе со слабой языковой подготовкой. Почему учителю пришлось прибегнуть к такой градуированной системе работы?
Так как учащиеся со слабой языковой подготовкой,учитель верно выбрал такую последовательность заданий.Он также поработал над фонетикой и лесикой,при основном упоре на грамматику. К тому же, поэтапное построение сложных грамматических структур и наглядная таблица облегчают их понимание. Учитель придерживается принципа поэтапности, поссильности, принципа от простого к сложному.Данная последовательность завершается коммуникативной деятельностью,что соответствует стандарту обучения.
Ich habe
Wir haben
in einem Zelt wohnen
im Fluß baden
Fußball spielen
Pilze ge-t sammeln
Beeren lernen
Briefmarken machen
Gedichte and Lieder lesen
Eine Wandzeitung
Bücher
Задания:
1. Прочитайте группы слов и слова из второй колонки.
Учитель проверяет правильность их произнесения и понимания.
2. Прочитайте глаголы из третьей колонки. Учитель проверяет правильность их произнесения и понимания.
3. Какие группы слов (слова) подходят по смыслу к этим глаголам?
Учащиеся: in einem Zelt wohnen, im Fluß baden, Bücher lesen.
4. Образуйте от этих глаголов Partizip II. Учащиеся: gewohnt, gebadet, gespielt.
5. Скажи, что ты делал в лагере летом? Учащиеся: Ich habe im Zelt gewohnt.
Ich habe im Fluß gebadet.
При этом учитель предлагает каждому произнести по 2—3 предложения подряд.
6. Jetzt erzählt, was ihr und eure Freunde im Pionierlager gemacht habt.
Учащиеся рассказывают: Wir haben im Zeit gewohnt. Wir haben Fußball gespielt. Каждый выбирает то, что соответствует действительности.
12. В какой последовательности следует провести перечисленные ниже упражнения для активизации Perfekt в VI классе, если исходить из принципа устного опережения?
4, 2, 6, 5, 9, 3,7,8,1
1. Учитель использует в своей речи формы Perfekt в соответствии с ситуацией, например, для оценки ответов учащихся: "Du hast heute gut geantwortet"; „Ihr habt die Kontrollarbeit nicht sehr gut geschrieben."
2. Учитель объясняет образование и значение формы Perfekt с помощью соответствующего упр.
Im Sommer schreiben Jetzt sprechen die
die Schüler aus dem Pio- Schüler über die Sommer
nierlager: ferien:
Ich wohne in einem Ich habe in einem Zeit gewohnt.
Ich bade im Fluß. Ich habe in einem Fluß gebadet.
3. Учитель задает вопросы типа: „Hast du den Text zu Hause gelesen?" „Habt ihr zu heute die Übung № 3 geschrieben?" и просит ответить кратко: „Ja" или „Nein".
4. Во время речевой зарядки учитель сообщает, что он делал вчера, летом, в воскресенье, учащиеся сообщают то же о себе:
L.: Ich habe gestern ein schönes Buch gelesen.
Wer hat auch ein schönes Buch gelesen?
Ich habe Radio gehört. Wer hat auch Radio gehört?
5. Учащиеся спрягают глагол в Perfekt в составе предложений.
6. Учитель предлагает образовать форму Partizip II от группы слабых глаголов.
7. Учащиеся отвечают на вопросы учителя по теме «Летние каникулы».
8. Учащиеся рассказывают о своих летних каникулах с помощью схемы соответствующего упр.
9. Учащиеся образуют предложения в Perfekt по подстановочным таблицам.
13. В конце V класса учащиеся впервые знакомятся с рамочной конструкцией немецкого предложения с модальными глаголами können и wollen.
В какой последовательности целесообразно выполнить следующие упражнения? (Значения глаголов и их формы в Präsens уже известны учащимся.)
4, 1, 5, 2, 3, 6
1. Учащиеся спрягают глаголы können и wollen в составе предложений.
2. Учащиеся составляют предложения по подстановочной таблице.
3. Учитель задает вопросы типа: „Kannst du gut deutsch lesen?" „Willst du gut deutsch sprechen?" Учащиеся отвечают.
4. Учитель объясняет структуру предложения, со- держащего модальные глаголы.
5. Учащиеся составляют предложения из разрозненных слов письменно: Ich, wollen, schreiben, ein Brief. — Ich will einen Brief schreiben.
6. Учащиеся задают друг другу вопросы, содержащие глаголы wollen и können.
14. Проанализируйте фрагмент урока, посвященный активизации Perfekt в VI классе. В чем состоят недостатки этого упражнения? Недостаток упражнения в отсутствии наглядности образца для выполнения упражнения, а также отстутствии коммуникативности и ситуативности, которую можно было бы привнести путем задавания вопросов учителем, а ученик отвечал бы на них,использую нужное время. В данном упражнении учитель начинает со сложных предложений,ученики должны тренировать новую грамматическую конструкцию на легких предложениях, иначе они запутаются с порядком слов и склонением существительных после предлогов.
L.: Ich sage die Satze im Präsens, und ihr sagt sie
im Perfekt. Ich schreibe oft Briefe an meinen
Freund.
Sch.1: Ich habe oft Briefe an meinen Freund geschrieben.
L.: Er liest im Sommer viel.
Sch.2: Er hat im Sommer viel gelesen.
L.: Wir sprechen in der Stunde deutsch.
Sch.3: Wir haben in der Stunde deutsch gesprochen. И т. д.
Как вы думаете, много ли будет ошибок в речи учащихся? Почему?
Как надо изменить формулировку задания, чтобы упражнение было ситуативным? Что надо сделать, чтобы учащиеся допускали как можно меньше ошибок?
15. Разработайте серию упражнений для усвоения форм глагола-связки ist и sind в V классе, исходя из принципа устного опережения.
16. Выберите прием введения формы Imperfekt слабых глаголов в VI классе и составьте серию упражнений для ее активизации на двух уроках.
17. Определите наиболее целесообразный прием введения Präsens и Imperfekt Passiv в IX классе, учитывая целевые установки программы в отношении грамматического материала старших классов, и составьте серию упражнений на два урока.