Основные коллизионные нормы института, отражающие специфику отношений в связи с трансграничными инвестициями
В ходе глобализации мировой экономики и государства национальные предприятия, биржи и банки, создавая дочерние структуры за рубежом и приобретая акции и доли иностранных предприятий, трансформируются в транснациональные компании, которые и выполняют функцию перелива капиталов. Такое предприятие в широком смысле этого слова, с одной стороны, имеет "национальную принадлежность" государства регистрации, а с другой стороны, по характеру своих интересов и сферы деятельности становится "международным", "интернациональным". При этом многонациональный по составу собственников капитал приобретает транснациональный характер, что объективно становится фундаментом для глобализации мирового хозяйства. В результате происходит массовое размывание экономических границ между государствами и свободное от национальных барьеров трансграничное движение капиталов, товаров и услуг, а в конечном итоге формирование взаимосвязанного международного экономического пространства.
Транснациональные компании используются в качестве механизмов переплетения, состыковки, согласования частных интересов, как средство освоения иностранных, международных товарных, инвестиционных, финансовых рынков на микроуровне международных экономических отношений. Разумеется, многонациональные предприятия предстают как своего рода ударная сила, применяемая развитыми государствами в своей внешнеэкономической политике при обеспечении долгосрочных стратегических государственных интересов. Способами согласования и взаимосвязи публичных интересов на макроуровне является экономическая интеграция государств, т.е. процесс хозяйственного объединения стран на основе разделения труда между национальными экономиками, развития устойчивых взаимосвязей между ними. Фактически речь идет о создании прозрачных экономических границ и соответственно об ограничении суверенитета государств в целях совместного решения общих задач и проблем*(102).
29. Значение лицензирования отдельных видов деятельности иностранных инвестиций. Виды лицензирования, обеспечивающие экономическую безопасность России (ВНИМАНИЕ! Информация, что представлена ниже… я вообще не понимаю, какое она отношение имеет к вопросу. Поэтому для достоверности скачивать прилагаемый файл с комментарием ФЗ «о лицензирование отдельных видов деятельности»).
Инвестиционное законодательство, как и само гражданское законодательство, основано на сочетании частных и публичных интересов.
Публичный интерес есть официально признанный государством и обеспеченный правом интерес социальной общности*(260).
По своим целям и задачам инвестиционная деятельность направлена на обеспечение не только интересов организатора инвестирования и инвесторов, но и в перспективе интересов общества.
В самом Гражданском кодексе РФ немало административно-правовых норм, посвященных регулированию таких вопросов, как государственная регистрация юридических лиц, лицензирование отдельных видов деятельности и т.д. Эти перечисленные нормы административно-правового характера имеют, как говорится, хождение в системе правового регулирования инвестиций как внутренних, так и зарубежных.
К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Это означает, что наряду с нормами Гражданского кодекса РФ деятельность инвесторов на территории Российской Федерации регламентируют также нормы административного законодательства, устанавливающие порядок и процедуру государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями и иных организационно-правовых форм инвестиционной деятельности, а также общие принципы и порядок фискально-надзорных и иных взаимоотношений отечественных и иностранных инвесторов с государством и уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальными органами.
К законодательным актам такого рода можно отнести, например, Законы "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", "О естественных монополиях", "О рекламе" и ряд других законодательных актов, а также указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, регламентирующие, например, порядок лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности, порядок и процедуру государственной регистрации коммерческих организаций и другие нормативные правовые акты.
Лицензионная система, по которой работает сегодня большинство компаний, основана на положениях Закона РФ от 21 февраля 1992 г. "О недрах"*(557). В соответствии со ст. 1 указанного Закона недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Согласно ст. 1.2 недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации.
Договорными формами недропользования являются: лицензионное соглашение, соглашение о разделе продукции, концессионный договор, сервисный контракт.
В настоящее время в России более или менее широко применяются первые два вида договорного недропользования. Лицензионное соглашение регулируется преимущественно административными методами, а соглашение о разделе продукции - гражданско-правовыми, хотя и там и там присутствуют элементы правового регулирования указанных методов.
По своей сущности лицензионное соглашение не соответствует понятию "сделка" и является неотъемлемой частью выдаваемой недропользователю лицензии. Права и обязанности пользователя недр возникают не с момента заключения лицензионного соглашения, а с момента государственной регистрации лицензии, что говорит об административно-правовом регулировании данной формы недропользования*(558).
В отличие от лицензионного соглашения соглашение о разделе продукции является по своей природе гражданско-правовым договором, по которому право собственности на добытые полезные ископаемые остается у государства и используется специальный налоговый режим - соглашение о разделе продукции.
Соглашение о разделе продукции является формой инвестиционной деятельности, осуществляемой в процессе поиска, разведки и добычи минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной зоны Российской Федерации. СРП касается крупных инвестиций, осуществляемых как российскими, так и иностранными инвесторами*(559).
Теоретическое различие между лицензионным соглашением и соглашением о разделе продукции состоит в том, что первое соглашение представляет собой право пользования недрами на основе административного права, а второе - на основе гражданского. Но в действительности же СРП сочетает в себе нормы как гражданского, так и административного законодательства. Стороны определяют свои гражданско-правовые взаимоотношения в договоре, при этом изменение гражданского законодательства не должно вызывать автоматически соответствующие изменения в договоре. При изменении административного законодательства новый порядок регулирования действует с момента их вступления в силу. Одновременно с этим неоднозначна и роль государства с точки зрения исполнения договора. С одной стороны, оно является участником гражданско-правового договора, а с другой - исполняет регулятивные функции, которые влияют на исполнение самого договора.
Лицензирование - по законодательству РФ - мероприятия, связанные:
- с предоставлением лицензий;
- с переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий;
- с приостановлением и возобновлением действия лицензий;
- с аннулированием лицензий; и
- с контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Наши расценки на лицензии:
Строительные лицензии любой сложности, все регионы
Лицензии Ростехнадзора (эксплуатация электрических и тепловых сетей)
Лизензия МЧС
Фармацевтическая лицензия
Медицинские лицензии
Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции
Лицензирование оптовой продажи алкогольной продукции
Разрешение на торговлю
Производство, реализация и организация потребления продукции общественного питания - столовая, ресторан, кафе, буфет.
Лицензия на оценочную деятельность
Лицензия на аудиторские услуги
Лицензия на игорный бизнес
Реализация изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней (ювелирные салоны)
Регистрационное удостоверение пробнадзора
Продажа автотранспортных средств (автосалон)
Регистрация договоров аренды
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество