Крах интервенции и победа мексиканского народа
9 января 1866 г. французское правительство заявило, что оно «готово максимально ускорить отвод французских Войск из Мексики».
О своем намерении отозвать войска из Мексики публично заявил Наполеон III в тронной речи 22 января 1866 г. Но общих заявлений было теперь уже недостаточно. 12 февраля 1866 г. государственный секретарь США Сьюард вручил французскому послу ноту, в которой требовал точно указать дату вывода французских войск.
10 января 1867 г. французское правительство направило маршалу Базэну телеграмму с указанием немедленно начать общую эвакуацию армии. 5 февраля 1867 г. французские войска покинули город Мехико, а к середине марта и всю страну.
Отзыв французских войск означал полное поражение интервенции, ибо после эвакуации французов окончательная победа республиканцев над еще поддерживавшей Максимилиана кучкой предателей и иностранных наемников была делом нескольких недель.
После того как правительство Наполеона III убедилось в нежизнеспособности империи Максимилиана и приняло решение об эвакуации своих войск, оно всерьез стало подумывать о восстановлении в Мексике республики, но такой, которая зависела бы от Франции или хотя бы удовлетворила все ее финансовые претензии [3, с. 25].
Сотрудничество между командованием экспедиционного корпуса и правительством Максимилиана фактически прекратилось уже к лету 1866 г. Всю вторую половину этого года французские войска стягивались к столице в ожидании скорой эвакуации и не предпринимали никаких активных действий против республиканцев, занимавших город за городом. Это вызвало ряд конфликтов между «императорским правительством» и французской ставкой.
Для французского правительства Максимилиан был лишь марионеткой, которая, сыграв свою роль, должна была убраться со сцены.
После ухода экспедиционного корпуса в распоряжении Максимилиана оставались горсточка австрийских, бельгийских и французских «добровольцев» (большинство их ушло вместе с французской армией) и войска Мирамона, Маркеса и других консервативных генералов, значительно уступавшие по численности силам Хуареса. Императорскому правительству подчинялись только города Мехико, Керетаро, Пуэбла, Орисаба и Веракрус. Вся остальная территория Мексики – от реки Рио-Гранд на севере до перешейка Теуантепек на юге – была уже в руках республиканцев.
17 февраля Максимилиан привял верховное командование армией и с ее основными силами направился в город Керетаро. где хотел дать решающий бой республиканцам. Вскоре Керетаро был полностью окружен войсками республиканских генералов Эскобедо, Короны и Регулеса.
Рано утром 15 мая 1867 г. город был взят республиканцами. Максимилиан захвачен в плен и предан военно-полевому суду.
В соответствии с законом от 25 января, суд приговорил Максимилиана к расстрелу. 19 нюня Максимилиан вместе с генералами Мирамоном и Мехией был расстрелян в Керетаро.
Казнь Максимилиана была не только актом справедливости, но и величайшей политической необходимостью. Президент Хуарес и его министры указывали, что помилование Максимилиана означало бы оправдание жестокостей интервентов, действовавших от (его имени, оправдание массы преступников, которые проливали потоки крови, опустошали страну, совершали тысячи грабежей и т. д.). В то же время оно могло бы слишком дорого обойтись мексиканскому народу: Максимилиан попытался бы вновь прийти к власти, его имя стало бы знаменем для всех врагов республики, а возрождение империи – лозунгом для новых интервенций.
Мексиканский народ вышел победителем из долгой и тяжелой борьбы. Со всех концов мира приходили приветствия и поздравления мексиканским патриотам [1, с. 98].
Мексиканское правительство и лично Хуарес получили множество поздравлений от общественных организаций США, Канады, ряда стран Европы и Латинской Америки. Официальные поздравления принесли правительства ряда латиноамериканских республик. В Перу и Уругвае в честь Хуареса были учреждены специальные медали.
Разгромив европейских интервентов, мексиканский народ отстоял свою независимость и суверенитет. Однако вскоре над ним снова нависла угроза со стороны северного соседа Мексики – США. В 60-х годах XIX в. вашингтонское правительство, несмотря па требования наиболее агрессивных кругов, не пошло па войну с Мексикой с целью полного ее поглощения. Это объяснялось как временным ослаблением стремления США к экспансии после гражданской войны 1861 – 1865 гг., так и опасением того, что захватническая война против Мексики вызовет сильное сопротивление американского народа. К тому же борьба мексиканских патриотов против французских интервентов показала, что завоевание Мексики – отнюдь не легкое дело.
Вся дальнейшая история Мексики характеризуется многочисленными попытками капиталистов США поработить мексиканский народ и борьбой патриотов Мексики против североамериканской экспансии [3, с. 267].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Освободительная война мексиканского народа против иностранных интервентов в 60-х годах XIX в. является одним из наиболее выдающихся событий в истории Латинской Америки. Традиции этой войны вплоть до наших дней вдохновляют мексиканский народ в его патриотической освободительной борьбе против империалистической экспансии.
Интервенция в Мексике явилась не только наглядным примером агрессивной политики Второй империи, вытекавшей из самой сущности бонапартистского режима. Знакомство с историей интервенции способствует также разоблачению истинного характера реакционной внешней политики английской буржуазии в 60-х годах прошлой века и позволяет развенчать миф о «бескорыстной помощи» Соединенных Штатов Мексике в 1861–1867 гг.
Причины поражения интервентов:
Героическая освободительная борьба мексиканского народа. Мексиканские патриоты нанесли серьезный урон французским войскам, которые потеряли в Мексике убитыми и умершими от ран и болезней свыше 6,5 тыс. человек, т. е. около 20% экспедиционной армии.
Не популярность агрессивной мексиканской авантюры во Франции.
Продолжение интервенции создавало для Франции угрозу вооруженного конфликта с Соединёнными Штатами Америки, которые после окончания гражданской войны требовали немедленной эвакуации французских войск из Мексики.
Незаинтересованность солдат в интервенции за совершенно чуждые им интересы.
Местные географические особенности (высокие горы, обширные, местами труднопроходимые территории с весьма редким населением, недостаток коммуникаций).