Анализ и обобщение новейшей истории реального курса рубля
Обобщая статистические данные последних десяти лет, автор статьи [6] прослеживает определенную тенденцию взаимосвязи реального курса рубля и экономического роста в стране.
С момента либерализации цен в январе 1992 г. примерно два с половиной года ушли на адаптацию российской промышленности к работе в новых условиях. За это время было прекращено производство значительной части промышленной продукции, не востребованной на внутреннем и внешнем рынках. Сокращение объема промышленной продукции к июлю 1994 г. на 44% по сравнению с декабрем 1991 г. было крайне болезненным, но, очевидно, неизбежным. К середине 1994 г. процесс ликвидации неэффективного производственного потенциала был в основном завершен. Российская экономика вышла на уровень относительных цен, характерный для стран соответствующего уровня экономического развития.
Практически сразу же началось увеличение производства в промышленности годовыми темпами роста, близкими к 7%. В целом за последние пять месяцев 1994 г. объемы промышленного производства увеличились на 2,7%. При продолжении такой политики в 1995 – 1998 гг. кумулятивный рост промышленного производства за четыре года составил бы примерно 30% к уровню 1994 г.
Принципиальное изменение характера экономической политики, осуществленное в начале 1995 г. под руководством бывшего первого вице-премьера российского правительства А. Чубайса, направленное на существенное повышение реального курса рубля, и закрепление его завышенного уровня в июле 1995 г. в рамках "валютного коридора" прервали начавшийся рост. В условиях искусственного завышения реального курса рубля, поддерживавшегося, с одной стороны, высокими тарифами "естественных монополий", а с другой — массированными государственными внешними заимствованиями, возобновился экономический спад, длившийся с незначительными паузами еще почти четыре года — вплоть до сентября 1998 г. За это время российская промышленность потеряла еще примерно 10% от объемов производства 1991 г., или около 20% от объемов производства 1994 г.. За эти четыре года произошло сокращение производства ВВП в постоянных ценах 1993 г. примерно на 80 млрд. долл. при одновременном увеличении государственного внешнего долга на 53 млрд. долл. Дополнительные четыре года социально-экономического кризиса — такой оказалась цена, уплаченная российским обществом за проведение ошибочной экономической политики.
Крушение "валютного коридора" в августе 1998 г. позволило реальному курсу рубля вернуться к своим "естественным" значениям. Экономика немедленно отреагировала на это возобновлением роста. В течение почти двух с половиной лет темпы прироста промышленного производства в годовом измерении превышали 10%. За это время объем промышленной продукции вырос почти на 27%.
Дальнейшее повышение реального курса рубля, последовавшее в марте-декабре 2001 г., снизило годовые темпы прироста промышленного производства в два с половиной раза — с 10,2 до 3,9%. Темпы прироста производства в черной металлургии и химической и нефтехимической промышленности стали отрицательными. Незначительное повышение темпов прироста производства было отмечено лишь в электроэнергетике и топливной промышленности.
Наличие четко выраженных периодов устойчивого экономического роста в России при фактических значениях реального валютного курса, близких к его предсказанным значениям, позволяет провести расчет гипотетического сценария возможного развития экономики страны в 1995-2001 гг. В том случае, если власти не проводили бы политику искусственного завышения реального курса рубля, экономический рост, очевидно, не был бы прерван в начале 1995 г. Тогда среднегодовые темпы прироста промышленного производства в 1995-2001 гг. составили бы около 10% по сравнению с фактическими 0,6%, абсолютный объем промышленного производства по итогам 2001 г. вплотную приблизился бы к уровню 1990 г., в том числе объем производства продукции машиностроения превзошел бы его примерно на 20%, а доля перерабатывающих отраслей во всем объеме промышленной продукции повысилась бы до примерно 60% по сравнению с 47,8% в настоящее время.
Выводы и рекомендации
На основе положений, рассмотренных выше, можно сформулировать основные выводы и рекомендации для выработки стратегии регулирования валютного курса рубля [6].
1. Поддержанию (ускорению) экономического роста в долгосрочной, равно как и в краткосрочной перспективе, способствует удержание реального валютного курса в пределах полосы значений, соответствующих уровню экономического развития страны.
2. Завышенный реальный валютный курс не только препятствует экономическому росту, но и способствует деградации существующей отраслевой структуры. Поскольку существенное отклонение реального валютного курса от предсказанных значений (по крайней мере, в большую сторону) выступает в качестве своего рода квазиналогообложения, то его минимизация способствует уменьшению общего уровня национальных издержек и более эффективному размещению экономических ресурсов. Благодаря этому обеспечивается максимизация темпов роста производства, оптимизация объемов и структуры инвестиций (в том числе иностранных), экспорта и импорта (включая машины и оборудование). В результате складываются благоприятные условия для оптимизации структурной перестройки российской экономики (ее направлений, масштабов, темпов).
3. В поддержании оптимального уровня реального курса рубля заинтересовано максимальное количество экономических субъектов — как экспортеры, так и импортеры, как население, так и государство.
4. Нынешний реальный курс рубля завышен.
5. Дальнейший рост реального курса рубля без обеспечения соответствующего ему повышения производительности труда в нынешней ситуации контрпродуктивен. Более того, по сравнению с ныне достигнутым уровнем представляется желательным его некоторое снижение.
6. Величину приемлемых темпов повышения реального курса рубля можно определить путем решения уравнения, описывающего связь уровня экономического развития страны с уровнем относительных цен. Для стран среднего уровня экономического развития, к которым относится и Россия, искомая величина не превышает половину темпов прироста ВВП на душу населения.
7. Для удержания реального курса рубля в пределах полосы предсказанных значений возможно использование широкой гаммы инструментов экономической политики, нацеленных на последовательное снижение национального уровня издержек. Среди них — снижение налогового бремени, сокращение государственных расходов, обеспечение бездефицитности и профицитности бюджета, отказ от внешних и внутренних заимствований, создание бюджетного стабилизационного фонда, жесткий контроль за тарифами и издержками естественных монополий (бюджетирование), их полномасштабное реформирование, сокращение масштабов государственного регулирования, включая валютное дерегулирование, унификация и снижение импортных пошлин, прекращение установления минимума оплаты труда.