Ценностные начала налогового права
Методология изучения налогового права
1.1. Исторический метод – историко-правовой – появление налога как инструмента, посредством которого парламент санкционирует изъятие денежных средств из частной собственности лиц - налогоплательщиков, которым принадлежат частные денежные фонды, для формирования публичных денежных фондов – бюджетов за счет перечисления в них указанных денежных средств. Поэтому единственной правовой формой установления налога является закон как акт парламента, право собственности первично, охраняется государством и может быть ограничено только законом как актом парламента путем определения в нем всех существенных элементов налогового обязательства. Какие-либо иные исторические формы обязательных платежей, существовавшие до парламентаризма, неприемлемы.
1.2. Сравнительный метод – сравнительно-правовой – 4 базовых модели системы налогов в мире в зависимости от ролей различных видов налогов в бюджетных доходах:
Англосаксонская модель, в которой превалируют прямые налоги;
Евроконтинентальная модель, в которой превалируют социальные налоги и значительное место занимают косвенные налоги (НДС – европейское изобретение: Франция – родина НДС, далее он распространился по всей Европе (6 директива ЕС по НДС, которая была взята за основу при подготовке проекта главы 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость»);
Латиноамериканская модель, в которой превалируют косвенные налоги, так как их юридическая конструкция позволяет защитить бюджет от инфляции;
Российская модель, в которой превалируют природноресурсные налоги, но ситуация будет изменяться из-за тенденции к снижению природноресурсной ренты.
Смешанная модель предусматривает диверсифицированную структуру налоговых доходов, чтобы избежать зависимости бюджета от отдельного вида либо группы доходов.
1.3. Социологический метод предусматривает необходимость обеспечения баланса публичных и частных интересов в налоговом праве при сбалансированности бюджета, устойчивом и прогрессивном социально-экономическом развитии.
Понятие налоговой политики государства и приемы реализации в праве налоговой политики государства
Налоговая политика – выработка и реализации официальной позиции государства по следующим основным вопросам: 1) какую долю национального дохода можно извлекать с помощью бюджетных поступлений вообще и, в частности, в помощью налогов; 2) как эта сумма должна распределяться между социальными группами и между отраслями экономики; 3) как эта сумма должна распределяться между отдельными налогоплательщиками.
3 элемента приемов реализации в праве налоговой политики государства:
- правовое регулирование налогообложения, направленное на развитие производительных сил в рост промышленного производства, экономическое развитие в прирост ВВП;
- приоритеты в выборе субъектов и объектов налогообложения;
- учет индивидуальной способности к уплате налога.
Экономическая (объективная) предпосылка налоговой политики:
Кривая Лаффера;
Политическая (субъективная) предпосылка налоговой политики:
Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию
и Основные направления налоговой политики Правительства РФ.
Тенденции налоговой политики современной России:
Временное снижение ставок и количества налогов при фактической открытости и тенденции к расширению системы обязательных платежей; которые должны быть названы налогами и учтены в системе налогов. Причина – сокращение спроса на природные ресурсы и тенденция к снижению природоресурсной ренты.
Неопределенность и карательность сохраняется.
Бремя доказывания в налоговых спорах переносится с налогового органа на налогоплательщика.
Защита прав налогоплательщиков перенесена из судебной системы в систему налоговых органов. С одной стороны, по существу спора судебная практика складывается, главным образом, не в интересах налогоплательщиков, так как позитивные тенденции в судебной практике учитываются налоговыми органами при урегулировании спора в системе налоговых органов. С другой стороны, закрепилась позитивная тенденция удовлетворения заявленных требований о возмещении расходов на восстановление нарушенных прав в суде в размере, приближенном к фактическим затратам на ведение дела в суде.
Ценностные начала налогового права
3.Ценностные начала налогового права и правовые пределы налоговой политики государства в конституционных принципах налогообложения и сборов – правовых позициях конституционного суда по вопросам налогообложения и сборов с учетом их универсального значения:
- принципы, обеспечивающие реализацию основ конституционного строя - государственного и общественного устройства: публичной цели, приоритета финансовой цели в налогообложении, ограничения специализации налогов, установления их только законом, ограничения форм, специальная процедура налогового законотворчества, единства налоговой системы с разграничением налоговых полномочий между РФ, ее субъектами и муниципальными образованиями;
- принципы, обеспечивающие реализацию прав и свобод человека и гражданина: всеобщность, соразмерность, юридическое и фактическое равенство налогообложения.