Современный международный рынок капиталов
Дополняя и опосредуя мировую торговлю, вывоз капитала сегодня становится определяющей формой международных экономических отношений. Со второй половины XX века вывоз капитала непрерывно растет. Экспорт капитала опережает по темпам роста как товарный экспорт, так и ВВП промышленно развитых стран. Ускорению миграции капитала сегодня способствуют:
1)растущая взаимосвязь национальных экономик на основе интернационализации производства;
2)углубление международной специализации и кооперирования;
3)экономическая политика как промышленно развитых, так -и развивающихся стран, направленная на привлечение иностранного капитала;
4)стремление развитых стран перевести «экологически грязное» производство в развивающиеся страны.
С территориально-географической точки зрения основные потоки иностранных инвестиций приходятся на долю высокоразвитых стран, при этом наиболее активная миграция капиталов происходит между промышленно развитыми странами. Среди последних по объемам привлеченного и вывезенного капитала лидируют США.
Регионом интенсивной миграции капитала стала Западная Европа. Так, в Англии, например, концентрируется 40% всех американских инвестиций в Европу и 50% всех японских инвестиций. Самыми крупными экспортерами в Европе являются страны ЕС, Скандинавия и Швейцария.
Хотя значительная часть потоков иностранного капитала представляет собой перекрестные инвестиции между промышленно развитыми странами, большие объемы иностранного капитала поступают и из промышленно развитых стран в развивающиеся.
Важной чертой современного вывоза капитала стал рост миграции капитала между развивающимися странами и особенно «новыми индустриальными» и остальным миром. Существенные изменения происходят в формах вывоза капитала. С начала 90-х годов во всем мире наблюдается беспрецедентный рост портфельных инвестиций. Высокими темпами растут и международные кредиты.
С середины XX века происходят изменения в отраслевой структуре иностранных инвестиций — перемещение вложений из добывающих отраслей в современные, наукоемкие, высокотехнологичные отрасли обрабатывающей промышленности и сферу услуг.
Одной из важнейших тенденций в вывозе капитала в послевоенный период стало активное вмешательство государства в этот процесс. Воздействие государств на миграцию капитала осуществляется путем стимулирования ввоза (вывоза) капитала на национальном и межгосударственном уровнях. Политика государства в отношении портфельных инвестиций строится на основе устранения всех возможных ограничений в его движении. Характерно, что вывоз капитала за границу регулируется в меньшей степени, чем приток иностранных инвестиций. При этом надо иметь в виду, что иностранный капитал не навязывается странам, а напротив, идет ожесточенная конкурентная борьба за его привлечение.
Однако следует отметить, что при всей значимости государственного регулирования оно оказывает на миграцию капитала гораздо меньшее влияние, чем факторы рынка. Экономическая свобода, беспрепятственное действие рыночных механизмов, благоприятный инвестиционный климат являются важнейшими стимулами привлечения внешних инвестиций.
Мировой рынок труда
Международное разделение труда предполагает не только обмен товарами, произведенными на основе разделения труда, но и межгосударственное перемещение самого труда — международную миграцию рабочей силы. Межстрановое перемещение рабочей силы носит специфический характер, так как рабочая сила является не только объектом, но и субъектом международных экономических отношений.
Внешняя миграция рабочей силы (от лат. мигратио — переселение) — это перемещение трудоспособного населения из одной страны в другую сроком более чем на один год. Миграция включает в себя иммиграцию — въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов и эмиграцию — выезд трудоспособного населения из данной страны за ее пределы, а также реэмиграцию — возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства.
Миграционное сальдо — это разность между иммиграцией из страны и эмиграцией в страну.
Миграция рабочей силы происходит по причинам экономического и неэкономического характера. К первым относятся:
1) состояние внутреннего рынка труда в разных странах, т.е. превалирование спроса или предложения труда;
2) межгосударственные различия в уровне оплаты труда;
3) вывоз капитала, вызывающий перемещение рабочей силы.
К неэкономическим следует отнести политико-правовые, демографические, религиозные, национальные, культурные, семейные, экологические и т.п. причины. Однако все-таки основная причина миграции — разный уровень дохода, который может быть получен в разных странах.
Последствия миграции рабочей силы для страны-донора, т, е. страны, из которой мигрирует рабочая сила:
· переводы из-за рубежа эмигрантами заработанных средств увеличивают ВВП, благоприятно отражаются на состоянии платежного баланса страны;
· сокращаются расходы на обучение, здравоохранение и другие расходы социального характера, которые покрываются для эмигрантов другими странами. Страна-донор экономит на этих расходах, в то же время эмигранты перестают платить налоги, что отрицательно сказывается на доходах бюджета;
· повысив свою квалификацию и приобретя определенный опыт за рубежом, реэмигранты привозят свои знания и опыт на родину, в результате страна, из которой мигрирует рабочая сила, получает бесплатно дополнительные квалифицированные кадры;
· если страна-экспортер трудоизбыточна, то отток части рабочей силы уменьшает безработицу, снижает социальную напряженность в стране.
Последствия для страны, принимающей мигрантов, могут носить как положительный, так и отрицательный характер. С одной стороны:
· при импорте квалифицированной рабочей силы страна экономит средства на образование и профессиональную подготовку. Высококвалифицированные иммигранты вносят большой вклад в развитие науки, техники, медицины и т.п.;
· иностранные рабочие предъявляют дополнительный спрос на товары и услуги, стимулируя этим рост производства и повышение занятости;
· если труд иностранных рабочих оплачивается ниже отечественных, то снижаются издержки производства и повышается конкурентоспособность отечественных товаров.
С другой стороны, мигранты увеличивают расходы бюджетов принимающих стран, могут создавать напряженность на внутреннем рынке труда и в обществе в целом. В результате иммиграции могут возникать национальные, религиозные, этнические проблемы.
Таким образом, конечная оценка эффективности миграции рабочей силы зависит от соотношения выигрыша страны и ее потерь в результате привлечения иностранных работников или выезда отечественных работников за рубеж.
Принято считать, что от перемещения рабочей силы выигрывают: сами мигранты, их новые работодатели за рубежом и рабочие, остающиеся в стране-доноре; несут потери: конкурирующие рабочие в принимающей стране и предприниматели в стране-доноре.