Мировая торговля и ее экономическая основа
РАЗДЕЛ IV
ЭКОНОМИКА МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
.
Мировое хозяйство — это многоуровневая, глобальная экономическая система, представляющая собой совокупность национальных хозяйств отдельных стран, участвующих в международном разделении труда и связанных системой международных экономических отношений.
Международное разделение труда (МРТ) — это устойчивая специализация отдельных стран на производстве определенных видов продукции, которыми страны обмениваются между собой. Все страны мира в той или иной степени включены в систему международного разделения труда.
В основе МРТ лежат разнообразные факторы:
· природные (географическое положение и размер территории страны, почвенно-климатические условия, наличие природных ресурсов, площадь сельскохозяйственных угодий и т.п.);
· технико-экономические (степень освоения достижений НТР, возможности замены природного сырья, внедрения новых технологий, снижения трудоемкости продукции);
· социально-экономические (типы хозяйственной системы в той или иной стране, исторически сложившиеся отношения между странами, идеология, религия, внешняя и внутренняя политика, проводимая страной).
Совокупность всех этих факторов определяет различные виды специализации стран: естественную — на основе различий в природно-климатических условиях; межотраслевую (предметную), порождаемую индустриализацией производства; вызванную современной НТР внутриотраслевую (подетальную) специализацию на производстве отдельных деталей, узлов, полуфабрикатов, комплектующих изделий.
Специализация страны на производстве той или иной продукции ведет к повышению эффективности использования ее ресурсов, позволяет полнее и с меньшими издержками удовлетворять потребности.
Одновременно с международной специализацией происходит кооперирование (от лат. кооператио — сотрудничество) производства — объединение предприятий разных стран в едином производственном процессе.
Углубление международного разделения труда и процесс кооперирования производства привели к развитию устойчивых экономических связей между странами, выходу процесса воспроизводства за рамки национальных границ. Интернационализация хозяйственной жизни, порожденная НТР, во второй половине XX века стала ведущей тенденцией развития современного мирового хозяйства, которое объединяет сегодня более 180 стран.
На базе международного разделения труда между странами возникают международные экономические отношения — система экономических связей между субъектами хозяйственной деятельности разных стран. Основные формы международных экономических отношений:
• мировая торговля;
• международная миграция капитала и международный кредит;
• миграция рабочей силы;
• международные валютные отношения;
• международное научно-техническое и производственное сотрудничество.
Необходимое условие включения страны в систему международных экономических отношений — это открытость ее экономики — возможность поступления в страну товаров, капитала, рабочей силы, технологий из других стран. Степень открытости экономики во многом зависит от структуры производства: чем больше в стране удельный вес добывающих отраслей, отраслей тяжелой промышленности, тем меньше ее участие в международном разделении труда и меньше открытость экономики, чем больше удельный вес производства сложной, современной, наукоемкой продукции, тем больше, соответственно, открытость экономики.
Тема 14.МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ
Мировая торговля и ее экономическая основа
Мировая торговля — это обмен товарами и услугами между государственно-национальными хозяйствами. Развитие мировой торговли привело к возникновению мирового рынка товаров. Мировой рынок — это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом национальных рынков отдельных стран, участвующих в международном разделении труда и связанных друг с другом системой международных экономических отношений.
Международная торговля растет и развивается в связи с выгодностью и целесообразностью международного разделения труда, сосредоточения производства определенных продуктов в отдельных странах с целью их последующей продажи на мировом рынке и удовлетворения тем самым потребностей других стран, создающих спрос на этот продукт.
Если раньше основной предпосылкой международной торговли была неравномерность распределения ресурсов между различными странами, то сегодня все большее значение приобретают различия в эффективности использования ресурсов, применяемых технологиях.
Развитие международной торговли:
· позволяет преодолеть ограниченность национальной ресурсной базы;
· расширяет емкость внутреннего рынка и устанавливает связи национального рынка с мировым;
· обеспечивает получение дополнительного дохода за счет разницы национальных и интернациональных издержек производства;
· расширяет производственные возможности стран (происходит сдвиг кривой производственных возможностей вправо);
· ведет к углублению специализации производства и на этой основе повышению эффективности использования ресурсов и увеличению объема производства.
Мировая торговля формируется на базе внешней торговли, осуществляемой разными странами. Под термином «внешняя торговля» понимается торговля с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров. Основные отличия внешней торговли от внутренней:
• товары и услуги на мировом уровне менее мобильны, чем внутри страны;
• при расчетах каждая страна использует свою национальную валюту, отсюда возникает необходимость сопоставления разных валют;
•внешняя торговля подвержена большему государственному контролю нежели внутренняя;
•большее число покупателей и большее число конкурентов.
Внешняя торговля отдельной страны характеризуются следующими показателями:
1) величина торгового оборота (сумма экспорта и импорта);
2) внешнеторговое сальдо — соотношение экспорта и импорта. Если экспорт больше импорта, страна имеет положительное внешнеторговое сальдо (активный торговый баланс), если импорт больше экспорта — отрицательное (пассивный торговый баланс). Разница между экспортом и импортом образует чистый экспорт.
3) экспортная и импортная квота — доля, соответственно, экспорта и импорта в ВВП. Доля импорта и экспорта в объеме национального производства показывает степень включенности страны в международную торговлю, степень «открытости» экономики.
4) экспортный потенциал (экспортные возможности) — доля продукции, которая может быть продана данной страной без ущерба для собственной экономики;
5) структура внешней торговли — субъекты (с кем торгует страна) и объекты (чем торгует страна).
Состояние внешней торговли страны, уровень ее развития зависят, прежде всего, от конкурентоспособности производимых товаров, на уровень которой влияют:
· обеспеченность страны ресурсами (факторами производства), в том числе и такими как информация, технология;
· емкость и требования внутреннего рынка к качеству продукции;
· уровень развития связей экспортных отраслей с сопряженными отраслями и производствами;
· стратегия фирм, их организационная структура, степень развития конкуренции на внутреннем рынке.
Мировую торговлю характеризуют обычно с точки зрения ее объемов, темпов роста, географической (распределение товарных потоков между отдельными странами, регионами) и товарной (по видам продукции) структуры.
Особенностью современной мировой торговли с точки зрения ее географии является увеличение взаимной торговли между развитыми странами — большая часть мирового товарооборота — это торговля между США, Западной Европой и Японией. Высокими темпами растет в мировом товарообороте доля Азиатско-Тихоокеанского региона. Среди отдельных стран наибольший товарооборот приходится на долю США (28% мировой торговли), затем идут Германия, Япония, Франция, Великобритания.
В структуре мирового товарооборота абсолютно преобладают готовые изделия (70%) и только 30% приходится на долю сырья и продовольствия. (Для сравнения: в первой половине XX века более 60% товарооборота приходилось на долю продовольствия, сырья и топлива.) Наиболее высокими темпами растет мировой обмен средствами связи, электронной техникой, компьютерами, комплектующими товарами, узлами и деталями.
Наряду с товарами мировая торговля включает в себя обмен услугами транспорта, связи, туризма, строительства, страхования и т.п. Следует отметить беспрецедентный рост торговли услугами. Обмен услугами на мировом рынке растет в два раза быстрее, чем обмен товарами.
Теоретические основы мировой торговли. Почему страны торгуют между собой? Какие товары им выгодно покупать, а какие продавать? Что лежит в основе внешней торговли отдельных стран?
Очевидно, что, если в одной стране издержки производства товара А меньше, чем издержки производства товара Б, а в другой стране издержки производства товара Б меньше, чем издержки производства товара А, то обмен товарами между этими странами взаимовыгоден. Это так называемые абсолютные преимущества, сформулированные еще А. Смитом.
Развивая идеи А. Смита, Д. Рикардо создал теорию сравнительных преимуществ, доказав, что внешняя торговля целесообразна и в том случае, если страна не располагает абсолютными преимуществами и издержки производства всех ее товаров выше, чем в другой стране.
В основу теории сравнительных преимуществ положена идея о существовании различий между странами в условиях производства, В соответствии с этим предполагается, что в любой стране, при любых природных и климатических условиях в принципе можно наладить производство любых товаров. Так, в России в принципе можно наладить выращивание бананов, но стоимость их будет высока. Сопоставление затрат, связанных с производством тех или иных товаров, приводит к заключению, что в каждой стране существуют товары, которые могут производиться с относительно меньшими (по сравнению с другими товарами) затратами. Специализация на товаре, издержки производства которого сравнительно низки, и его продажа на внешнем рынке позволят стране посредством обмена приобрести другие товары, издержки производства которых относительно высоки.
Итак, сравнительные преимущества — это способность страны производить некоторые товары (и услуги) с относительно меньшими (сравнительными) издержками, чем другие товары.
Предположим, что Россия и Германия производят по 1000 грузовых автомобилей и 1000 т картофеля. Издержки производства 1 грузового автомобиля и 1 т картофеля (в ден. ед.) представлены в таблице14.1.
Таблица 14.1