Особенности правосубъектности иностранных граждан. Лишение и ограничение дееспособности физических лиц. Признание физических лиц умершими и безвестно отсутствующими
Для участия в частноправовых отношениях на территории иностранного государства необходимо, чтобы ФЛ обладало соответствующей право- и дееспособностью.
В МЧП дифференцированный подход к ФЛ, который находится в пределах юрисдикции конкретного государства.
3 категории:
- отечественные граждане
- иностранные граждане
- лица без гражданства
На гражданина, находящегося вне юрисдикции отечественного государства, распространяется по крайней мере 2 правопорядка: национального государства и иностранного государства места пребывания.
Правовой статус иностранных граждан определяется на основе принципа национального режима.Нац. режим м.б. установлен во внутригосударственном акте или МД. В РФ нац. режим для иностранных граждан устанавливается КРФ, ФЗ «О правовом положении иностранных граждан», рядом МД. Особое значение среди таких договоров имеет Конвенция СНГ «О правовой помощи» 1993 г. => принцип нац. режима распространяется не только на граждан договаривающихся государств, но и на др. категории ФЛ.
Для определения правосубъектности ФЛ – правила определения право- и дееспособности ФЛ. Правоспособность определяется либо исходя из личного закона ФЛ, либо исходя из национального правового режима. В РФ ст. 1196 ГК РФ: объем правоспособности ФЛ определяется с учетом их личного закона.
А) Правоспособность иностранных ФЛ может ограничиваться посредством установления перечня видов деятельности, в которых не м.б. занят иностранец (гос. служба, работа на предприятиях, связанных с гос. тайной, архитектурная деятельность; разработка недр, добыча полезных ископаемых, рыболовства, землепользование).
Б) Дееспособность подчиняется личному закону. Достижение совершеннолетия, лишение, ограничение дееспособности определяется законом, которому подчиняются вопросы личного статуса ФЛ в целом. Данный подход закреплен в ст. 1197 ГК РФ. Большинство стран, в том числе и РФ, в качестве исключения признают, что дееспособность лица в отношении сделок, совершаемых на территории иностранного государства, в отношении обязательств, возникающих в следствие причинения вреда, определяется по территориальному принципу (по месту причинения вреда). Подобное правило действует в рамках обязательственных и вещно-правовых отношениях, но не может распространяться на брачно-семейные отношения.
Определенные трудности при решении вопроса о применимом праве к вопросам дееспособности составляют ситуации, когда лицо имеет несколько гражданств или не имеет их в принципе. В данном случае повсеместно закрепляется правило,что дееспособность определяется исходя из постоянного места жительства ФЛ.
Предмет особого регулирования – в области предпринимательской и торговой деятельности. Ст. 1201 право ФЛ заниматься предпринимательской деятельностью без образования ЮЛ определяется по праву страны, где такое ФЛ зарегистрировано в качестве ИП. Если данное правило не м.б. применено в силу отсутствия обязательной регистрации, то применяется право страны основного места осуществления ПД. Правовой статус ФЛ, в том числе вопросы право- и дееспособности, являются предметом регулирования двусторонних договоров о правовой помощи.
Спец. правила установлены в отношении ограничения и лишения дееспособности. В материальном праве государств существуют различные основания для ограничения и лишения дееспособности:
В целях достижения единообразия в данных вопросах – Гаагская конвенция об ограничении дееспособности совершеннолетних от 17 июля 1905 г.В соответствии с этой конвенции лишение и поражение в правах иностранца должно подчиняться его личному закону => основание данных действий и материальные условия также должны решаться на основе личного закона. В данном вопросе большое значение имеет вопрос о том, какое государство уполномочено применять лишение или ограничение дееспособности. В данном отношении наиболее распространенной нормой является положение о том, что компетентными учреждениями в данном случае является учреждение страны основного места жительства. В РФ установлены иные коллизионные правила: п.3 ст. 1197 ГК РФ подчиняет вопросы лишения и ограничения дееспособности российскому праву.
Также дополнительные правила установлены в некоторых двусторонних договорах РФ: Российско-Египетский договор от 23 сент. 1997 г. «О правовой помощи»: при ограничении дееспособности компетентным судом является суд той страны, гражданином которой является данное лицо.Т.е. в отношении рос-го гражданина египетский суд решение вынести не может.
Специальное коллизионное правило установлено в отношении института объявления безвестно отсутствующим и признания лица умершим. В данном случае: подобные материальные нормы существуют не во всех странах. Коллизионные аспекты безвестного отсутствия и объявления умершим решаются на основе привязке отношения к личному закону. Однако, в силу специфических обстоятельств данных дел, в национальных законодательствах закрепляется привязка к закону страны суда (ст. 1200 ГК РФ). Спец. правила могут также содержаться в отдельных двусторонних договорах. В частности, в соответствии с положениями российско-кубинского договора 1984 г. объявить лицо безвестно отсутствующим или умершим вправе только судебное учреждение страны, гражданином которой являлось это лицо в то время, когда по последним данным оно было живым. Подобны предписания зафиксированы и в др. договорах (Монголия, Чехия, КНДР) многосторонней конвенции о правовой помощи 1993 г., заключенной в рамках СНГ.