Офшорные компании: понятие, создание, особенности деятельности

Оффшорная зона – это гос-во или его часть, в пределах которой для компаний не резидентов определяется особый режим регистрации их деят-ти. В оффшорной зон упрощается и ускоряется процесс регистрации не резидентов при уплате незначительного регистрационного сбора. Кроме того, в оффшорных зонах по заниженным ставкам уплачиваются налоги с прибыли, для оффшорных компаний гарантируется конфиденциальность и они, как правило, освобождаются от гос-го валютного контроля.

В целях защиты нац-го бизнеса, оффшорным компаниям запрещено заниматься любой ПД в пределах оффшорной зоны. Основные доходы оффшорной зоны складываются из сборов за регистрацию и перерегистрацию компаний, а также расходов оффшорных компаний на содержание в зоне их постоянных представительств.

В настоящее время в мире насчитывается несколько десятков стран, где практикуются налоговые льготы для оффшорных компаний. Вместе с тем, в большинстве развитых стран началась работа по сокращению оффшорных компаний.

В науке представлена следующая классификация оффшорных зон:

1) страны с полным отсутствием налогов и не требующие отчетности, в основном это небольшие гос-ва третьего мира – Багамские острова, Британские и Виргинские острова и Каймановые острова. В таких оффшорных зонах высока степень конфиденциальности и полностью отсутствует контроль со стороны властей.

2) оффшорные зоны повышенной респектабельности – в таких зонах оффшорные компании представляют финансовую отчетность в замен на весьма ощутимые налоговые льготы. В таких зонах в обязательном порядке ведется реестр директоров и акционеров. Это Ирландия, Гибралтар, остров Мен.

3) страны, которые нельзя считать стандартными оффшорными зонами – в таких странах зарегистрированным не резидентам предоставляются налоговые льготы, но при этом в них существуют высокие требования к финансовой отчетности и компании подвергаются традиционному валютному контролю. К таким зонам ранее относились наша Калининградская обл., но с ликвидацией оффшорных зон в России, Калининградская обл. перестала быть оффшорной зоной, до 1 мая 2004 г. такой зоной явл-ся Кипр.

В настоящее время единого международного списка оффшорных зон не существует. Работу по контролю за зонами ведет Международный валютный фонд и ЦБ различных стран. В рамках РФ список оффшорных зон для налоговых целей б. утвержден Приказом Минфина от 13 ноября 2007 г., в настоящее время в такой список включается 41 гос-во.

Офшорная компания - это юридическое лицо, зарегистрированное в специфическом территориальном образовании - офшорной зоне, наделенное специальным налоговым статусом (льготный режим налогообложения, статус "нерезидента" или "льготный налоговый статус резидента"). Офшорной компании предоставляется льготный административный режим и обеспечивается конфиденциальность сведений о собственниках компании. Регистрация офшорной компании позволяет минимизировать налоги, увеличить доход, облегчить ведение бизнеса, застраховать себя от возможных рисков, связанных с политической или экономической нестабильностью.

Личный статут компании - законодательство офшорной зоны, однако офшорные субъекты ведут свою коммерческую деятельность за пределами офшорной юрисдикции. Льготы в отношении деятельности таких компаний не касаются их личного статута, а только дополняют правовое регулирование. Простейшая схема офшорных операций основана на универсальном принципе налогового законодательства: обязательному налогообложению подлежат те доходы и то имущество, источник которых находится на территории данного государства. Если источник находится за рубежом, он может исключаться из сферы налоговой ответственности в конкретном государстве.

Наиболее удобная форма организации офшорных предприятий - акционерное общество. Чаще всего для офшорных предприятий избираются формы, предусматривающие ограниченную ответственность владельцев в объеме их доли в капитале фирмы. Суд может не признать ограничение ответственности, если компания была зарегистрирована специально для уклонения от законных требований кредиторов.

Основные характеристики "классической" офшорной компании:

1. Офшорная компания - нерезидент в стране регистрации; центр ее управления и контроля находится за рубежом; деятельность осуществляется за пределами "налоговой гавани".

2. Офшорная компания освобождена от налогов и выплачивает ежегодный регистрационный сбор; отсутствуют налоги на дивиденды, налог у источника, налог на проценты за кредит.

3. Упрощена процедура регистрации и управления компанией; допускается использование института номинальных акционеров (доверенных лиц, которые приобретают акции на свое имя по поручению реального владельца) и номинальных директоров (доверенные лица, на которых реальными директорами возложено управление компанией); управление осуществляется с помощью секретарской компании.

4. Отсутствует валютный контроль, требования по финансовой отчетности сведены к минимуму, аудиторские проверки не требуются.

5. Полная конфиденциальность информации о реальных владельцах компании.

Специфический признак офшора - компания не ведёт коммерческой деятельности на территории офшорной зон. С этим принципом связан принцип льготного налогообложения в офшорных зонах.

Офшорные зоны создаются, прежде всего, с целью привлечения иностранных инвестиций и создания рабочих мест для собственного населения. Офшорные операции представляют собой легальный инструмент планирования и минимизации налогообложения. Существует большое количество офшорных центров с высокой степенью соблюдения международных норм и стандартов.

Вместе с тем, офшорные юрисдикции нередко используются для прикрытия незаконной экономической деятельности. Основные претензии к офшорным юрисдикциям: «нечестная» налоговая конкуренция и содействие отмыванию криминальных денег.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) сформулировала критерии «вредоносной» налоговой практики и разработала рекомендации по борьбе с «вредоносной» деятельностью.

Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)– международный межправительственный орган по борьбе с отмыванием криминальных капиталов и финансированием терроризма. С 2003 г. в ФАТФ входит Россия.

При регистрации оффшора необходимо указать: желаемую юрисдикцию, способ формирования уставного (акционерного) капитала, название компании-офшора, вид ее деятельности, размер уставного капитала и паспортные данные учредителя. Регистрирующий орган страны расположения оффшорной зоны осуществит проверку названия офшора на уникальность (обязательное условие для иностранных фирм) и при соблюдении всех необходимы6 формальных условий совершит регистрацию, после чего регистрационные документы, заверенные нотариусом страны офшора направляются учредителю в Россию. Наиболее распространенным является возложение всех описанных процедурных действий и отношений с регистрирующим органом на регистрационного агента – организацию или физическое лицо, которые оказывают соответствующие услуги. В странах, присоединившихся к Гаагской Конвенции (заключена 5 октября 1961 года), отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, документы заверяют нотариус, органы местной власти или иной специально уполномоченный орган. В остальных государствах документы заверяются либо у консулов этих государств, а затем переправляются в Минюст России, либо сначала в Минюсте этой страны, а затем в консульстве страны в России. Набор документов, подтверждающих существование оффшорной фирмы, зависит от юрисдикции, к которой относится эта фирма. Основной (базовый) комплект документов состоит из свидетельства о регистрации, выданного регистрационным органом оффшорной зоны, устава и учредительного договора, а также протокола о назначении руководителя фирмы. При необходимости возможно возложить на регистрационного агента ведение реестра акционеров, предоставление справки из налогового органа для регистрации оффшора в качестве нерезидента в России и других документы, касающиеся деятельности фирмы. Российские компании стремятся к тому, чтобы все операции, которые они проводят, были безупречно оформлены как с юридической, так и с бухгалтерской точки зрения.

Соглашения о разделе продукции. Необходимость принятия закона. Понятие. Субъекты, объекты Соглашения о разделе продукции. Содержание договора. Приоритеты для российских субъектов

Соглашение о разделе продукции - это разновидность инвестиционных соглашений.

Так, в РФ в 1995 году принят ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

Соглашение о разделе продукции – новая форма инвестиционной деятельности, которая используется для освоения месторождений полезных ископаемых.

З-н от 30.12.1995 года «О соглашении о разделе продукции», «О недрах», ГК, НК.

Соглашение о разделе продукции – договор, в соответствии с которым РФ предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья, на участки недр, указанные в соглашении, и на ведение связанных с этим работ. Инвестор в свою очередь обязуется провести указанные работы за свой счет и на свой риск.

С т.зр. российского экологического зак-ва такие д-ры м.б. заключены только в отношении участков недр, указанных в специальном перечне, утверждаемых ежегодно ПП. Основанием для включения в данный перечень явл-ся 1 из след.обстоятельств:

1) убыточность для гос-ва продолжения разработки месторождений полезных ископаемых, явл-ся градообразующими, при условии, что разработка таких месторождений м.обеспечить существенный объем добычи ископаемых.

2) наличие таких участков в удаленных и слабо освоенных районах (континентальный шельф)

3) необходимость привлечения специальных, высоко затратных технологий для разработки и добычи полезных ископаемых в сложных горно-геологических условиях.

4) необходимость привлечения дополнительных финансовых и технических средств для обеспечения экологической безопасности недр при разработке месторождений на особо охраняемых природных территориях.

5) необходимость обеспечения регионов собственным топливно-энергетическим сырьем, а также создание благоприятных социально-экономических условий в дотационных регионах и районах.

Соглашения о разделе продукции заключаются по итогам аукциона с его победителями.

В течение 30 дней с момента подписания соглашения инвестору выдаётся лицензия на разработку ресурсов и пользование недрами.

Согласно закону соглашения должны предусматривать следующие обязательства инвестора:

1) предоставление инвесторам - российским юридическим лицам приоритетного права на выполнение работ по соглашению в качестве подрядчиков, перевозчиков, поставщиков

2) инвестор обязан привлекать в качестве работников граждан России (их количество должно составлять не менее 80% от числа всех работников)

3) инвестор обязан приобретать оборудование, необходимое для производства работ, у российских поставщиков (стоимость российского оборудования должна составлять не менее 70% от стоимости всего имущества)

4) при выполнении работ инвестор обязан соблюдать природоохранное законодательство России.

Для организации работ инвестор вправе создавать в Российской Федерации юридические лица, открывать свои представительства и филиалы, а также привлекать отечественные и иностранные юридические лица.

Произведённая продукция подлежит разделу м/у инвестором и гос-вом.

При этом используются 2 схемы раздела:

1)из общего объёма произведённой продукции и её стоимости вычитаются затраты инвестора на организацию и проведение работ - это компенсационная продукция (она принадлежит инвестору). Оставшаяся продукция именуется прибыльной - она подлежит разделу м/у инвестором и гос-вом в той пропорции, которая установлена соглашением,

2)объем компенсационной продукции не определяется, т.е. вся произведённая продукция инвестора подлежит разделу. При этом доля инвестора не может превышать 68% от общего объёма продукции.

При выполнении соглашения применяется особый порядок уплаты инвестором налогов и сборов (гл.26 НК РФ). Инвестору возмещаются суммы уплаченных им НДС, платежей за пользование недрами, земельного налога и некоторые другие. Иными словами, для инвестора уплата соответствующих налогов заменяется соглашением о разделе продукции.

Закон не предусматривает «дедушкину оговорку» как гарантию, однако в законе есть нормы, которые предоставляют инвестору сходные гарантии:

1) на инвесторов не распространяют своё действие законы, которые ограничивают его права по соглашению если в течении срока действия соглашения принимаются нормативные акты, которые ухудшают коммерческие результаты деятельности инвестора, то в соглашение вносятся изменения, которые позволяют ему получить те результаты, на которые он рассчитывал при заключении соглашения и при применении прежнего законодательства.

Споры м/у инвестором и гос-вом разрешаются в государственных и третейских судах (в том числе - в М/ународном коммерческом арбитраже).

Согласно закону деятельность инвесторов по разработке природных ресурсов является инвестиционной, однако на иностранного инвестора не распространяются положения закона «Об иностранных инвестициях в РФ».

ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» предоставляет гарантии неопределённому кругу инвесторов. Если же инвестор заключает соглашение о разделе продукции, то гос-во предоставляет ему адресные гарантии, которые носят договорный характер. В общем виде такие гарантии зафиксированы в законе, но они конкретизируются в отдельных соглашениях.

В соотв-ии с действ.зак-вом сторонами соглашения с одной стороны явл-ся РФ, от имени которой выступает Правительство, с др.стороны – инвестор, в обязательном порядке явл-ся субъектом предпринимательской деятельности.На данное соглашение б. распр-ся все гарантии, предусм. договорами, в которых участвует РФ.

Наши рекомендации