Практическое занятие № 8

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практическое занятие № 1

Тема: Языкознание как наука.

- Место языкознания среди других наук.

- Разделы и состав языкознания.

- Понятие направления в науке.

- Понятие школы в науке.

- Промежуточные лингвистические дисциплины: социолингвистика, этнолингвистика, психолингвистика.

Задание: Подготовьте письменный конспект сообщения по указанным выше темам. Подготовьте выступление на 5-7 минут. Будьте готовы обсудить в классе предложенные вопросы.

*При подготовке к занятию используйте тексты лекций, основную и дополнительную литературу, интернет ресурсы (см. справочные ресурсы)

Практическое занятие № 2

Тема: Введение в историю языкознания. Развитие языкознания в России.

- Предмет истории языкознания.

- Зарождение языкознания в древнем мире.

- Языкознание в средневековой Европе.

- Попытки установления родства языков.

- Теория «трех штилей» М.В. Лoмоносова.

- Труды братьев Шлегелей.

- Возникновение германистики и славистики.

- Московская лингвистическая школа.

- Казанская лингвистическая школа.

- Советское языкознание.

Задание: Подготовьте письменный конспект сообщения по указанным выше темам. Подготовьте выступление на 5-7 минут. Будьте готовы обсудить в классе предложенные вопросы.

*При подготовке к занятию используйте тексты лекций, основную и дополнительную литературу, интернет ресурсы (см. справочные ресурсы)

Практическое занятие № 3

Тема: Диахронический и синхронический подход в изучении языка.

- Дихотомия синхронии и диахронии.

- Ось последовательности и ось одновременности.

- Язык как синхронная система в любой момент его существования.

- Диахрония и сравнительно-историческое языкознание.

Задание: Подготовьте письменный конспект сообщения по указанным выше темам. Подготовьте выступление на 5-7 минут. Будьте готовы обсудить в классе предложенные вопросы.

*При подготовке к занятию используйте тексты лекций, основную и дополнительную литературу, интернет ресурсы (см. справочные ресурсы)

Практическое занятие № 4

Тема: Структура языка. Язык как система. Понятие языкового знака.

- Знаковая концепция языка.

- Язык как система и его главные характеристики.

- Понятие единицы языка.

- Система и структура языка.

- Теория знака Ч.Пирса.

Задание: Подготовьте письменный конспект сообщения по указанным выше темам. Подготовьте выступление на 5-7 минут. Будьте готовы обсудить в классе предложенные вопросы. Подготовьте мультимедийную презентацию, раскрывающую положения теории Ч.Пирса.

*При подготовке к занятию используйте тексты лекций, основную и дополнительную литературу, интернет ресурсы (см. справочные ресурсы)

Практическое занятие № 5

Тема: Происхождение и формы существования языка.

- Представления древних о происхождении языка, теологический подход.

- Современные теории происхождения языка: теория трудовых выкриков, теория междометий, теория социального договора, теория звукоподражания.

- Формы существования языка.

- Понятие диалекта и варианта языка.

- Стилистическая дифференциация языка.

- Внешняя и внутренняя речь.

- Устная и письменная форма речи.

- Язык и речевая деятельность.

- Теория речевых актов.

- Современная теория текста.

Задание: Подготовьте письменный конспект сообщения по указанным выше темам. Подготовьте выступление на 5-7 минут. Будьте готовы обсудить в классе предложенные вопросы.

Выполните следующие задания:

С.И.Калабина Практикум по курсу «Введение в языкознание». Раздел 2.

теоретические вопросы 3-8, 12, 14-15, 26-32, 38, 40,42

*При подготовке к занятию используйте тексты лекций, основную и дополнительную литературу, интернет ресурсы (см. справочные ресурсы)

Практическое занятие № 6-7

Тема: Письменность. Виды письма.

- Понятие письма как условно-письменного изображения звучащей речи. - Виды письма.

- Происхождение письма.

- Развитие письма от пиктографического до звукобуквенного.

- Развитие языковой графики.

- Фонематический, идеографический, просодический аспекты речи.

Задание: Подготовьте письменный конспект сообщения по указанным выше темам. Подготовьте выступление на 5-7 минут. Будьте готовы обсудить в классе предложенные вопросы. Подготовьте мультимедийную презентацию, иллюстрирующую известные виды письма.

Выполните следующие задания:

1. С.И.Калабина Практикум по курсу «Введение в языкознание». Раздел 4

теоретические вопросы 1,5, 7,10, 21, 30-31

практические задания 1, 4-5, 14-15

2. Фонетическое письмо значительно легче орфографического письма, так, например, в английском языке сочетание букв –ough может иметь шесть различных вариантов произношения (для англ. групп: проиллюстрируйте данное утверждение). Приведите подобные примеры из немецкого/французского языков.

3. Приведите примеры иероглифического письма в русском и изучаемом языках.

*При подготовке к занятию используйте тексты лекций, основную и дополнительную литературу, интернет ресурсы (см. справочные ресурсы)

Практическое занятие № 8

Тема: Как развиваются языки. Язык и мышление.

- Язык как принадлежность общества и принадлежность индивида.

- Связь исторического изменения языка с историей народа – его носителя.

- Неравномерность исторического развития языка.

- Эволюция и совершенствование языка.

- Дихотомия языка и речи.

- Двухаспектная функциональная природа языка: служить средством формирования мыслей и средством обмена мыслями в общении.

Задание: Подготовьте письменный конспект сообщения по указанным выше темам. Подготовьте выступление на 5-7 минут. Будьте готовы обсудить в классе предложенные вопросы.

*При подготовке к занятию используйте тексты лекций, основную и дополнительную литературу, интернет ресурсы (см. справочные ресурсы)

Наши рекомендации