Практическое занятие № 8
ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Практическое занятие № 1
Тема: Языкознание как наука.
- Место языкознания среди других наук.
- Разделы и состав языкознания.
- Понятие направления в науке.
- Понятие школы в науке.
- Промежуточные лингвистические дисциплины: социолингвистика, этнолингвистика, психолингвистика.
Задание: Подготовьте письменный конспект сообщения по указанным выше темам. Подготовьте выступление на 5-7 минут. Будьте готовы обсудить в классе предложенные вопросы.
*При подготовке к занятию используйте тексты лекций, основную и дополнительную литературу, интернет ресурсы (см. справочные ресурсы)
Практическое занятие № 2
Тема: Введение в историю языкознания. Развитие языкознания в России.
- Предмет истории языкознания.
- Зарождение языкознания в древнем мире.
- Языкознание в средневековой Европе.
- Попытки установления родства языков.
- Теория «трех штилей» М.В. Лoмоносова.
- Труды братьев Шлегелей.
- Возникновение германистики и славистики.
- Московская лингвистическая школа.
- Казанская лингвистическая школа.
- Советское языкознание.
Задание: Подготовьте письменный конспект сообщения по указанным выше темам. Подготовьте выступление на 5-7 минут. Будьте готовы обсудить в классе предложенные вопросы.
*При подготовке к занятию используйте тексты лекций, основную и дополнительную литературу, интернет ресурсы (см. справочные ресурсы)
Практическое занятие № 3
Тема: Диахронический и синхронический подход в изучении языка.
- Дихотомия синхронии и диахронии.
- Ось последовательности и ось одновременности.
- Язык как синхронная система в любой момент его существования.
- Диахрония и сравнительно-историческое языкознание.
Задание: Подготовьте письменный конспект сообщения по указанным выше темам. Подготовьте выступление на 5-7 минут. Будьте готовы обсудить в классе предложенные вопросы.
*При подготовке к занятию используйте тексты лекций, основную и дополнительную литературу, интернет ресурсы (см. справочные ресурсы)
Практическое занятие № 4
Тема: Структура языка. Язык как система. Понятие языкового знака.
- Знаковая концепция языка.
- Язык как система и его главные характеристики.
- Понятие единицы языка.
- Система и структура языка.
- Теория знака Ч.Пирса.
Задание: Подготовьте письменный конспект сообщения по указанным выше темам. Подготовьте выступление на 5-7 минут. Будьте готовы обсудить в классе предложенные вопросы. Подготовьте мультимедийную презентацию, раскрывающую положения теории Ч.Пирса.
*При подготовке к занятию используйте тексты лекций, основную и дополнительную литературу, интернет ресурсы (см. справочные ресурсы)
Практическое занятие № 5
Тема: Происхождение и формы существования языка.
- Представления древних о происхождении языка, теологический подход.
- Современные теории происхождения языка: теория трудовых выкриков, теория междометий, теория социального договора, теория звукоподражания.
- Формы существования языка.
- Понятие диалекта и варианта языка.
- Стилистическая дифференциация языка.
- Внешняя и внутренняя речь.
- Устная и письменная форма речи.
- Язык и речевая деятельность.
- Теория речевых актов.
- Современная теория текста.
Задание: Подготовьте письменный конспект сообщения по указанным выше темам. Подготовьте выступление на 5-7 минут. Будьте готовы обсудить в классе предложенные вопросы.
Выполните следующие задания:
С.И.Калабина Практикум по курсу «Введение в языкознание». Раздел 2.
теоретические вопросы 3-8, 12, 14-15, 26-32, 38, 40,42
*При подготовке к занятию используйте тексты лекций, основную и дополнительную литературу, интернет ресурсы (см. справочные ресурсы)
Практическое занятие № 6-7
Тема: Письменность. Виды письма.
- Понятие письма как условно-письменного изображения звучащей речи. - Виды письма.
- Происхождение письма.
- Развитие письма от пиктографического до звукобуквенного.
- Развитие языковой графики.
- Фонематический, идеографический, просодический аспекты речи.
Задание: Подготовьте письменный конспект сообщения по указанным выше темам. Подготовьте выступление на 5-7 минут. Будьте готовы обсудить в классе предложенные вопросы. Подготовьте мультимедийную презентацию, иллюстрирующую известные виды письма.
Выполните следующие задания:
1. С.И.Калабина Практикум по курсу «Введение в языкознание». Раздел 4
теоретические вопросы 1,5, 7,10, 21, 30-31
практические задания 1, 4-5, 14-15
2. Фонетическое письмо значительно легче орфографического письма, так, например, в английском языке сочетание букв –ough может иметь шесть различных вариантов произношения (для англ. групп: проиллюстрируйте данное утверждение). Приведите подобные примеры из немецкого/французского языков.
3. Приведите примеры иероглифического письма в русском и изучаемом языках.
*При подготовке к занятию используйте тексты лекций, основную и дополнительную литературу, интернет ресурсы (см. справочные ресурсы)
Практическое занятие № 8
Тема: Как развиваются языки. Язык и мышление.
- Язык как принадлежность общества и принадлежность индивида.
- Связь исторического изменения языка с историей народа – его носителя.
- Неравномерность исторического развития языка.
- Эволюция и совершенствование языка.
- Дихотомия языка и речи.
- Двухаспектная функциональная природа языка: служить средством формирования мыслей и средством обмена мыслями в общении.
Задание: Подготовьте письменный конспект сообщения по указанным выше темам. Подготовьте выступление на 5-7 минут. Будьте готовы обсудить в классе предложенные вопросы.
*При подготовке к занятию используйте тексты лекций, основную и дополнительную литературу, интернет ресурсы (см. справочные ресурсы)