Реформирование экономики Казахстана, как основа расширения инвестиционной деятельности
Иностранные инвестиции стали фактором международных экономических отношений в последней четверти 19 века. На рубеже ХХ века международное движение капитала становится предметом теоретических исследований. [5,220]
Теоретическую оценку международного движения инвестиционных капиталов определил Марксизм. Первым фундаментальным трудом, в котором достаточно подробно были рассмотрены эти вопросы, была известная работа Рудольфа Гильфердинга «Финансовый капитал» (1909г.), одна из глав которой именовалась «Экспорт капитала и борьба за хозяйственную территорию». Благодаря Р. Гильфердингу термин «Экспорт капитала» применительно к иностранным инвестициям вошёл с тех пор в марксистскую литературу, где был, затем закреплен на целые полстолетия в связи с тем, что В.И. Ленин использовал его в своей работе «Империализм как высшая стадия капитализма» в 1917г.. [6,56]
Властям, принимающей страны, обычно приходится сталкиваться с ситуацией, когда в отношении иностранных инвестиций в обществе существует противостояние сторонников и противников привлечения иностранного капитала. Становится все более очевидным, что принимающая иностранные инвестиции страна не может пренебрегать экономическими выгодами, связанными с их использованием. Так же настойчиво высказываются опасения в отношении возможного диктата, вмешательства и зависимости от иностранного капитала в связи с его появлением на национальной экономической сцене. Наиболее часто используются следующие соображения «за и против» привлечения иностранных инвестиций:
- благоприятные последствия: 1) увеличение масштабов валовых инвестиций; 2) передача опыта и знаний в вопросах технологии и менеджмента; 3) дополнительные возможности регионального отраслевого развития; 4) усиление внутренней конкуренции и предпринимательской инициативы; 5) благоприятное воздействие на платежный баланс; 6) рост занятости.
- неблагоприятные последствия: 1) производственный диктат; 2) технологическая зависимость; 3) нарушение экономических планов; 4) культурологические сдвиги; 5) вмешательство со стороны правительства страны базирования иностранного инвестора.
Любая национальная экономика в той или иной степени связана с внешним миром. Формы этих взаимосвязей весьма разнообразны и могут иметь различную степень интенсивности: от простого товаро-обмена при ограниченной номенклатуре товаров до всестороннего обмена не только товарами, но и капиталами, и активной совместной экономической деятельностью. В зависимости от этой степени разнообразия и интенсивности каждая из экономик может быть открытой, ограниченно открытой и закрытой от внешнего мира. Это показывает, что уровень открытости экономики страны напрямую зависит от уровня свободы предпринимательской деятельности внутри страны. [5,223-225]
В первые послевоенные десятилетия (примерно до конца 70-х годов) преобладающей оставалась тенденция, отражавшая настороженное, и простое негативное отношение к использованию инвестиций.Немалую роль в этом сыграл тот факт, что целая группа стран во главе с супердержавой – Советским Союзом отказалось от использования иностранных инвестиций. Негативно настроенные в отношении допуска иностранного капитала достаточно отчетливо проявлялись и в промышленно развитых странах, особенно в связи с тем, что после войны длительное время в мировой экономике доминирующую позицию заняла США (Соединенные Штаты Америки). [4,134-135]
Однако во второй половине 70-х годов в этом отношении начало ощущаться «отрезвление», сменившееся затем в следующем десятилетии переходом быстро нараставшегося числа стран к политике активного привлечения иностранных капиталов. К этому времени накопилось достаточное количество информации, свидетельствовавшей о том, что на путях инвестиционного сотрудничества с иностранными капиталами открываются дополнительные возможности ускоренного решения ряда серьезных социально-экономических проблем.
Рассматривая экономику Республики Казахстан, до начала радикальных экономических реформ в 1992 г. экономика Казахстана и экономики других союзных республик в составе СССР, следует отнести к типу ограниченно открытых. Она функционировала в условиях монополии внешней торговли.
Монополия внешней торговли с момента установления Советской власти всегда считалась непреложным принципом организации внешнеэкономической деятельности Советского государства. Сохранение за ним командных высот неизменно предполагало, что все операции внешней торговли осуществляются только государственными организациями, и только они имели право самостоятельно, в пределах государственного плана, выходить на внешний рынок.
Во время экономических реформ в сфере внешнеэкономической деятельности произошли изменения. Они заключались в следующем:
- была отменена монополия внешней торговли. В результате экспортно-импортные операции, а также и операции, связанные с привлечением капитала из-за границы, с некоторыми ограничениями, которые постепенно отменялись, были разрешены для всех организаций и предприятий;
- предприятиям и организациям было предоставлено право открытия валютных счетов;
- был усовершенствован порядок валютного контроля, главной целью которого являлось на первых порах противодействие незаконному вывозу капитала за рубеж;
- активно развернута подготовка к переводу предприятий, участвующих во внешнеэкономических операциях, на международные стандарты бухгалтерского учета [4,147-149].
Благодаря этим изменениям, последовавшим с началом реформ, экономика Казахстана и России стала существенно более открытой. Это были первые шаги в создании внешнеэкономического режима функционирования казахстанской экономики, который бы соответствовал условиям рыночной экономики и глобализации мирохозяйственных связей. И это в первую очередь касалось сферы инвестиционного взаимодействия казахстанских предпринимательских структур с зарубежными партнерами.
Согласно современным представлениям, приток иностранных инвестиций особенно благоприятно сказывались на странах с ограниченным собственным инвестиционным потенциалом, не имеющих свободного доступа к мировому рынку ссудного капитала.
Первый период, с 1991 по 1994 года инвестиционной истории Казахстана, характеризовался массированным привлечением кредитов под правительственные гарантии. Общая сумма привлечения кредитов по германским, австрийским, турецким и другим кредитным линиям составила 639,4 млрд. тенге. Затем правительство своими решениями отозвало свои гарантии на 417 млрд. тенге в 1994 году [13,124].
Возвратность полученных в то время кредитов, которые в большинстве просто «проедались» номенклатурой, была минимальной. Эти ресурсы использовались нерационально, и они были израсходованы:
- на приобретение некачественной продукции;
- на покупку оборудования и технологий, использование которых было нецелесообразно и неэффективно, и зачастую по завышенным ценам;
- имеются и факты нецелевого использования средств [13,129].
Сумма отвлеченных за два года от 1995 по 1996 года средства из бюджета по обслуживанию кредитов составила 70,3 млрд. тенге, в 1997 г. – 38,2 млрд. тенге.
Второй период с 1995 по 1996 года происходит определенная переориентация кредитов долгосрочные займы, имеющие к тому же 3-10 летний срок отсрочки выплаты процентов. Кроме займов на поддержание платежного баланса, в 1996 году кредиты направлялись исключительно в крупные инфраструктурные проекты.
Третий период с 1997 года – основная ставка делается на рост прямых инвестиций в экономику Казахстана и прогнозируемые прямые инвестиции до 2000 гола в размере 2502 млрд. тенге являются лишь минимальной оценкой, на эту сумму содержатся инвестиционные обязательства в уже заключенных контрактах. В таблице 1 приведены сводные данные о прогнозах привлечения иностранных инвестиций в экономику РК на 1996-2000 гг.[13,125].
Таблица 1– Иностранные инвестиции в экономику РК (в тенге)
Виды иностранных инвестиций | 1996 г. | 1998 г. | 2000 г. |
Займы | 32.7 млрд. | 123.5 млрд. | 80 млрд. |
Кредиты | 35 млрд. | 93.3 млрд. | 77.6 млрд. |
Прямые инвестиции | 197 млрд. | 755.4 млрд. | 432.9 млрд. |
ВСЕГО | 264.7 млрд. | 972.2 млрд. | 590.5 млрд. |
Источник. Основы внешнеэкономической деятельности Республики Казахстан – Алматы, 1999. – С. 128 |
Следует учитывать, странам принимающие иностранные инвестиции, привлечение иностранного капитала, пополняя национальный инвестиционный фонд, создает неоднозначные для экономики инфляционные последствия. Во-первых, разные формы притока иностранного капитала дают неодинаковый инфляционный результат: зарубежные кредиты и займы напрямую ведут к увеличению внешнего долга страны. Во-вторых, масштабы и отраслевое направление иностранных инвестиционных средств обусловливаются состоянием конъектуры мировых товарных и финансовых рынков. Внешние источники инвестиций всецело контролируются зарубежными партнерами, которые не учитывают интересы развития национального производства. В-третьих, иностранные инвестиции сокращают производственный спрос и занятость на внутреннем рынке, так как все производственные функции инвестирования в основном передаются иностранным фирмам [13, 138].
Нормальное инвестиционное сотрудничество, как и любая форма международных экономических отношений, основывается на принципах баланса интересов сторон, на признании прав инвестора получать соответствующую компенсацию за предоставление им комплекса «инвестируемых услуг» и за риск, с которым сопряжена его предпринимательская деятельность за пределами своей собственной страны. Для инвестора помещение своего капитала в чужой стране самым важным является получение прибыли. И поэтому,иностранные инвесторы возлагают большие надеждына имеющиеся в стране ресурсы, в частности нефть и газ, которые в состоянии обеспечить процветание страны при условии проведения глубоких экономических и социальных преобразований. [5,213]
В результате экономических реформ Республика Казахстан достигла больших успехов. Государство создало благоприятный климат для притока иностранных инвестиций, стала открытой страной для зарубежного капитала.