Работа над лексическим аспектом устной речи
Задачи и задания по методике преподавания немецкого языка
Уважаемые студенты, задания к семинарам представляют собой методические задачи, при решении которых Вы должны, прежде всего, повторить соответствующий материал из курса «Теория и методика обучения иностранному языку». Так как каждая тема посвящена определенному аспекту иноязычной речи (лексическому, грамматическому) или виду речевой деятельности (говорение: монолог, диалог), то необходимо уметь отвечать на вопросы: Что это? Зачем и где? (роль и место каждого из них) Как? (методика работы: этапы, система упражнений на каждом из них). Особое внимание должно уделяться специфике немецкого языка при работе над каждым из изучаемых аспектов или видов речевой деятельности.
Обучение устной речи
Работа над лексическим аспектом устной речи.
1.Какие из приведенных ниже особенностей характеризуют переводной и беспереводной способы семантизации?
1) Очень экономичен по времени.
2) Развивает языковую догадку.
3) Устанавливает непосредственную связь иноязычного слова с обозначаемым им понятием.
4) Активизирует восприятие и внимание учащихся в ходе ознакомления с новой лексикой. Объясните почему?
2. Учитель вводит слово «hoch» в V классе на основе тематической картины «Auf der Straße». Назовите способ семантизации, использованный учителем.
L.: Seht auf das Bild, Kinder.
Das ist eine Straße. Links und rechts stehen Häuser. Dieses Haus ist sehr hoch. Und dieses Haus ist nicht hoch. Da sind auch Bäume. Diese Bäume sind hoch. Und diese Bäume sind jung, sie sind noch nicht hoch. Was heißt „hoch"?
3. Какие из перечисленных ниже приемов одноязычной семантизации могут быть использованы на начальном этапе обучения? Обоснуйте свое мнение.
Демонстрация предметных картинок; демонстрация действий; дифиниция (объяснение значения слова); догадка по контексту; синонимы; антонимы; анализ слова по составу и догадка по словообразовательным элементам; рисунки на доске; показ предметов.
4. Назовите способ семантизации слова hilfsbereit в VIII классе.
L.: Hilfsbereit ist ein Mench, der immer bereit ist, den anderen zu helfen, der gern hilft. Analysiert das Wort!
Sch.: Hilfs - bereit.
L.: Richtig. Also, was sagen wir von einem Menschen, der gern den anderen hilft?
Sch.: Wir sagen: Er ist hilfsbereit.
L.: Ist dein Freund hilfsbereit? Wer ist in eurer Klasse hilfsbereit? (Учащиеся отвечают).
5. Сравните фрагменты двух уроков – в V и X классах, посвященные семантизации слов die Tafe (V кл.) и münden (X кл.). Каковы особенности контекста как приема одноязычной семантизации на младшем и старшем этапах обучения?
V класс.
L.: (указывает на доску): Das ist eine Tafel. Die Tafel ist groß. Die Tafel ist schwarz. Ich stehe jetzt an der Tafel.
X класс.
L.: Was heißt das Wort münden? Passen Sie auf.: Die meisten Flüsse der DDR und der BDR münden in die Ostsee oder in die Nordsee. Die Elbe mündet in die Nordsee auf dem Territorium der BDR. Die Weser mündet auch in die Nordsee.Auch der Rhein, der breiteste Strom der BDR, mündet in die Nordsee. Nur die Donau mündet ins Schwarze Meer.
6. Сравните фрагменты уроков, данных двумя учителями, А и В. Учителя прибегли к разным способам семантизации одного и того же слова: die Insel. Назовите эти способы. Объясните, почему можно использовать разные способы семантизации данного слова. Какой из этих способов вы считаете более рациональным в хуже подготовленном классе?
А
Hören Sie zu und sagen Sie dann, was das Wort die Insel bedeutet.
Die Insel ist ein Stück Land, das vom Wasser umgeben ist. Sachalin ist eine der größten Insel unseres Landes. Die Halbinsel Krim ist bekannt durch die schönen Kurorte. Also, was bedeutet die Insel?
В.
Die Insel heißt остров. Was heißt die Halbinsel? (учащиеся переводят).
Sagen Sie: Ist die Krim eine Insel oder eine Halbinsel? Ist der Sachalin eine Insel oder eine Halbinsel? Ist Kamtschatka eine Insel oder eine Halbinsel?
7. Вводя слово der Augenblick в X классе, учитель использовал сразу несколько приемов семантизации. Проанализируйте фрагмент урока и скажите, какие это приемы. Правильно ли поступил учитель? Аргументируйте свое мнение.
L.: Der Augenblick heißt „der Moment“. Analiesieren Sie das Wort der Augenblick.
Sch.: Augen – blick.
L.: Т.е. такой короткий промежуток времени, который требуется, чтобы «глаз» (Auge) взглянул (Blick) Какое русское слово соответствует слову Der Augenblick?
Sch.: Миг, мгновение: «время мигания глаза».
8. Проанализируйте фрагменты двух уроков в 5 классе, на которых учитель вводит слово der Wald. Сравните их и укажите, какой вы считаете более оправданной с точки зрения психологических закономерностей усвоения лексики.
А.
L.: (Показывает картинку с изображением леса):
Das ist ein Wald. Der Wald ist schön. Im Wald sind viele Bäume. Die Kinder gehen gern in den Wald. Was heißt der Wald? Und im Wald? in den Wald?
L.: Sprecht mir nach: der Wald; im Wald; in den Wald; das ist ein Wald; der Wald ist schön; im Wald sind viele Bäume. (Учащиеся повторяют хором и по одному за учителем).
L.: Ist das ein Wald? Ist der Wald schön? Sind im Wald viele Bäume? Gehst du gern in den Wald? (Учащиеся отвечают).
В.
L.: (Учитель показывает картинку с изображением леса): ein Wald; der Wald
Sprecht mir nach: ein Wald, der Wald. (Учащиеся повторяют хором и по одному за учителем ).
L.: Ist das ein Wald? Wie ist der Wald? Sind im Wald viele Bäume?
и т.д. (Учащиеся отвечают, делая при этом много ошибок. Почему?)
9. Определите способ семантизации слова, который может быть использован в V классе из 36 учащихся с хорошей языковой подготовкой. Объем значений слова в иностранном языке совпадает с объемом значений слова в русском языке; слово называет действие, которое нельзя продемонстрировать. Schritte 1.
10. Определите способ семантизации лексической единицы в группе учащихся VIII класса с недостаточной языковой подготовкой. Учитель ограничен во времени.
Schritte 4.
11. Проанализируйте приведенный ниже фрагмент урока в VII классе в группе с хорошей языковой подготовкой и объясните, почему учащиеся не поняли слова aufmerksam.
L.: Was heißt das neue Wort aufmerksam? Paßt auf!
Mischa ist in der Stunde aufmerksam.
Wika ist nicht immer aufmerksam. Ich sage oft: „Kinder! Seid aufmerksam!". Ist Mischa in der Stunde aufmerksam?
Sch. l: Ja, Mischa ist aufmerksam.
L.: Und was heißt das?
Sch 2: Он хорошо работает на уроке.
Какой способ семантизации выбрали бы вы? Почему? Как бы вы поступили на месте учителя, обнаружив непонимание?
12. Проанализируйте фрагменты уроков в IX классе, посвященные введению слова gefährlich.
Как вы считаете, какой из учителей (А или Б) учел специфику обучения на старшем этапе и возрастные особенности учащихся?
А.
L.: Gefährlich heißt „опасный“. Zum Beispiel: eine gefährliche Krankheit, ein gefährlicher Weg, eine gefährliche Reise. Es kann gefährlich sein, in einem Fluß zu baden. Was kann gefährlich sein? (Учащиеся отвечают).
B.
L.: Versuchen Sie zu verstehen, was das Wort gefährlich bedeutet. Das Wort ist an der Tafel geschrieben. Bitte, analysieren Sie das Wort.
Sсh.: ge-fähr-lich.
L.: Richtig. Das ist also ein Adjektiv: das Wort hat das Suffix -liсh. Es kommt vom Wort "die Gefahr" — опасность. Was heißt also gefährliсh?
Sсh.: Опасный.
L.: Richtig. Und was meinen Sie, warum kommt dieses Wort vom "fahren"? Sie können auf diese Frage auf russisch antworten.
Sсh.: Наверное, потому что езда когда-то была опасной.
L.: Das stimmt. In alten Zeiten waren die Fahrt en, das Reisen sehr gefährlich. Man reiste zu Pferd oder in einer Postkutsche. Die Fahrt dauerte oft lange und war gefährlich. Man wanderte auch zu Fuß. Das konnte auch gefährlich werden: vom Wind und Regen, von Schnee und Kälte konnte man gefährlich krank werden.
Und nun sagen Sie: Was kann gefährlich sein? (Учащиеся отвечают, используя данные в учебнике образцы сочетаемости этого слова.)
13. Сравните фрагменты двух уроков, посвященных введению и
первичной активизации слов: die Messe, das Warenhaus, das Schaufenster, der Bus, die Straßenbahn, nennen.
Какому варианту работы вы отдадите предпочтение? Аргументируйте свой выбор.
А.
Учитель вводит слова в порядке их следования в контексте и семантизирует следующими способами: die Messe - объяснением с Помощью русского языка; das Warenhaus, das Schaufenster с помощью картины (значение слов тут же уточняется на русском языке), der Bus, die Straßenbahn - картинками; nennen - переводом. Затем учащиеся выполняют вопросно-ответные упражнение (по учебнику).
В.
L.: Heute erzähle ich euch etwas Interessantes über Leipzig, dann lesen wir einen Text über diese Stadt. In meiner Erzählung sind aber neue Wörter. Paßt auf sie auf!
Leipzig ist eine große und schöne Stadt in der BRD. Leipzig nennt man (называют) eine Messenstadt (die Messe - ярмарка). Warum macht man Leipzig eine Messestadt? Zwei Mal im Jahr, im Frühling und im Herbst, ist hier eine große internationale Messe. Menschen aus vielen Ländern kommen zur Messe.
In Leipzig sind viele schöne Warenhäuser mit bunten, großen Schaujenstern. (Учитель указывает предметы на картинке с изображением одной из улиц Лейпцига во время ярмарки.)
Analysiert das Wort das Warenhaus!
Sсh.: Das Waren-haus.
L.: Die Waren heißt 'товары'. Also im Warenhaus verkauft man verschiedene Waren. Im Laden, wie ihr wißt, verkauft man auch verschiedene Waren, aber das Warenhaus ist sehr groß, der Laden aber nicht so groß, der Laden ist klein. Analysiert jetzt das Wort das Schaufenster!
Sсh.: das Schau -fenster.
L.: Richtig. Schauen heißt 'смотреть'. Also, das Schaufenster ist das Fenster, wo man sich die Waren anschauen kann. Seht mal her. Viele Menschen stehen vor dem Schaufenster eines großen Warenhauses. Sie schauen sich die Waren im Schaufenster an.
Далее в рассказе учителя вводятся слова der Bus и die Straßenbahn и семантизируются с помощью картины; затем слова записываются, после чего учащиеся выполняют вопросно-ответное упражнение по учебнику.
14. Сгруппируйте следующие слова, подлежащие введению и первичной активизации так, чтобы их удобно было включить в рассказ учителя (на двух занятиях).
schaffen (u, a) verfilmen
der Filmschaffende (-n) Regie führen
das Drehbuch (-er) die Eintrittskarte (-n)
die Kamera (-s) der Nachbar (-n)
der Kameramann (-leute) Eindruck machen
die Vorstellung (-en) die Gestalt (-en)
15. Назовите среди перечисленных языковые и речевые (условно-речевые) упражнения: а) упражнения на парафраз; б) подстановочные; в) рассказ по опорным словам; г) составление предложений по образцу; д) вопросо-ответные; е) заполнение пропусков; ж) группировка слов по какому-либо признаку.
16. В какой последовательности вы провели бы упражнения c целью усвоения глагола aussehen в VII классе, исходя из принципа устного опережения?
1. Учитель записывает на доске слово с основными формами.
2. Учащиеся выполняют упражнение по подстановочной таблице.
3. Учитель предлагает разобрать слово по составу и сравнить его с другими словами, имеющими приставку -aus.
4. Глагол вводится вместе с другими словами в рассказе-беседе и семантизируется переводом.
5. Выполняется упражнение по учебнику, в котором учащиеся знакомятся с графической формой слова, учатся его читать и употреблять в ответах на вопросы с опорой на учебник.
6. Учащиеся читают микротекст, содержащий глаголы ansehen, sehen и aussehen и отвечают на вопросы к тексту.
7. Учащиеся повторяют за учителем слово, изолированное и в коротких предложениях.
17. Проанализируйте фрагмент урока и скажите, правильно ли методически использован перевод с русского языка при активации слова das Obst в VI классе. Обоснуйте ваше мнение. Слово семантизировано с помощью наглядности. Учитель обратил внимание учащихся на несовпадение числа: das Obst- фрукты.
L.: Ißt du gern Obst?
Sch. 1, 2: Ja, ich esse gern Obst.
Вопрос повторяется многократно, учащиеся делают много ошибок.
L.: Übersetzt: На столе стоят фрукты.
Sch.: Auf dem tisch stehen das Obst.
L.: (исправляет ошибки, объясняет, затем продолжает упражнение на перевод): Я люблю фрукты.
Sch.: Ich liebe die Obst.
Учитель исправляет ошибки, объясняет.
Как следовало бы провести активизацию этого слова?
18. Проанализируйте фрагмент урока с целью активизации лексической единицы sich interessieren für (Akk) в V классе. Определите методические ошибки учителя. (слово семантизировано на основе догадки по контексту и общности корней в немецком и русском языках.) Schritte 2.
L.: Ich interessiere mich für Müsik. Und du?
Sch.1: Ich interessiere für Sport.
Учитель исправляет ошибку, повторяет вопрос, обращаясь к другим ученикам. Учащиеся делают ошибки, то пропуская mich, то предлог für. Наконец учитель записывает образец на доске и дает пояснения.
L.: А теперь расспросите друг друга, кто чем интересуется. Чем – Wofür.
Sch. 3,4,5: Wofür du interessierst ? (или Wofür interessierst du ? Wofür interessierst dich du?)
Учитель исправляет ошибки. Разработайте серию устных упражнений с целью активизации этого глагола до степени, обеспечивающей безошибочное употребление его учащимися.
19. Разработайте серию упражнений на два занятия для усвоения лексики по теме «Еда» в группе учащихся VII класса с недостаточной языковой подготовкой, исходя из принципа устной основы обучения. Лексика: das Brötchen, der Käse, die Wurst, das Würstchen, der Apfel.
20. Составьте серию упражнений на два занятия для усвоения лексики Beifall klatschen, vortragen, einladen, lebhaft, der Vorhang, sicher в IX классе с хорошей языковой подготовкой.
Уважаемые студенты, задания к семинарам представляют собой методические задачи, при решении которых Вы должны, прежде всего, повторить соответствующий материал из курса «Теория и методика обучения иностранному языку». Так как каждая тема посвящена определенному аспекту иноязычной речи (лексическому, грамматическому) или виду речевой деятельности (говорение: монолог, диалог), то необходимо уметь отвечать на вопросы: Что это? Зачем и где? (роль и место каждого из них) Как? (методика работы: этапы, система упражнений на каждом из них). Особое внимание должно уделяться специфике немецкого языка при работе над каждым из изучаемых аспектов или видов речевой деятельности.