Особенности произношения некоторых гласных и согласных
Латинская АНАТОМИЧЕСКАЯ НОМЕНКЛАТУРА
Учебно-методическое пособие
для студентов лечебного, педиатрического и
медико-психологического факультетов
Гродно 2007
УДК 811.124:611 (075.8)
ББК 81.2 Латин-923
Л27
Рекомендовано Центральным научно-методическим советом УО «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол № 5 от 27.04.2006).
Авторы: зав. каф. иностранных языков, доц., канд. филол. наук
Д.К. Кондратьев;
ст. препод. каф. иностранных языков О.С. Заборовская;
препод. каф. иностранных языков М.В. Бавтрушева;
ст. препод. каф. иностранных языков Е.Н. Хомич;
ст. препод. каф. иностранных языков О.Е. Вылегжанина.
Рецензент: доц. каф. русского и белорусского языков УО «Гродненский государственный медицинский университет» Н.А. Мишонкова.
Л27 | Латинская анатомическая номенклатура. Учебно-методическое пособие для студентов лечебного, педиатрического и медико-психологического факультетов / Д.К. Кондратьев, О.С. Заборовская, М.В. Бавтрушева и др. – Гродно: ГрГМУ, 2007. – 114 с. ISBN 985-496-157-5 |
Учебное пособие предназначено для студентов 1 курса лечебного, педиатрического и медико-психологического факультетов медицинских вузов, изучающих дисциплину «Латинский язык». Цель пособия – дать будущим специалистам основы терминологической грамотности, позволяющие осознанно и профессионально пользоваться латинской анатомической терминологией при изучении курса «Анатомия человека».
УДК 811.124:611 (075.8)
ББК 81.2 Латин-923
ISBN 985-496-157-5 | © Кондратьев Д.К., Заборовская О.С., Бавтрушева М.В., Хомич Е.Н., Вылегжанина О.Е., 2007 |
Содержание
Стр. | |
ЗАНЯТИЕ 1. Латинский алфавит. Правила чтения……… | |
ЗАНЯТИЕ 2. Правила ударения …………………………...... | |
ЗАНЯТИЕ 3. Структура анатомического термина, состоящего из существительных. Имя существительное … | |
ЗАНЯТИЕ 4. Имя прилагательное. Группы прилагательных. Согласование прилагательных с существительными …………………………………………… | |
ЗАНЯТИЕ 5. Сравнительная и превосходная степени прилагательных ………………………………………………. | |
ЗАНЯТИЕ 6. Обобщение сведений об имени прилагательном. Повторение материала 3-5 занятий …… | |
ЗАНЯТИЕ 7. Третье склонение существительных. Мужской род ……………………………………………………. | |
ЗАНЯТИЕ 8. Третье склонение существительных. Женский род ……………………………………………………. | |
ЗАНЯТИЕ 9. Третье склонение существительных. Средний род …………………………………………………….. | |
ЗАНЯТИЕ 10. Именительный падеж множественного числа существительных и прилагательных ……………….. | |
ЗАНЯТИЕ 11. Родительный падеж множественного числа существительных и прилагательных ………………………. | |
ЗАНЯТИЕ 12. Подготовка к итоговой контрольной работе по анатомическому циклу …………………………….. | |
Латинско-русский словарь …………………………………… | |
Русско-латинский словарь …………………………………… |
Латинский алфавит. Правила чтения | Занятие |
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
1. Латинский алфавит.
2. Правила чтения гласных и согласных:
· чтение гласных и согласных, совпадающих со звуками русского языка;
· особенности произношения некоторых гласных и согласных.
3. Произношение дифтонгов.
4. Произношение буквосочетаний.
5. Контрольные вопросы.
6. Домашнее задание.
7. Лексический минимум.
8. Упражнения.
ЛАТИНСКИЙ АЛФАВИТ
Латинский алфавит, которым пользуются в медицинской латыни, состоит из 25 букв. Вы должны запомнить написание и название латинских букв.
Написание | Название | Написание | Название |
A a | a | M m | эм |
B b | бэ | N n | эн |
C c | цэ | O o | о |
D d | дэ | P p | пэ |
E e | э | Q q | ку |
F f | эф | R r | эр |
G g | гэ | S s | эс |
H h | га | T t | тэ |
I i | и | U u | у |
J j | йота (йот) | V v | вэ |
K k | ка | X x | икс |
L l | эль | Y y | ипсилон |
Z z | зэта (зэт) |
Буквы a, e, i, o, u, yпередают гласные звуки.
Буквы b, c, d, f, g, h, j, k, l, m, n, p, q, r, s, t, v, x, z передают согласные звуки.
Правила чтения гласных и согласных
Чтение гласных и согласных, совпадающих со звуками русского языка.
Буква | A a | произносится как звук [а]. |
Буква | B b | произносится как звук [б]. |
Буква | D d | произносится как звук [д]. |
Буква | E e | произносится как звук [э]. |
Буква | F f | произносится как звук [ф]. |
Буква | G g | произносится как звук [г]. |
Буква | K k | произносится как звук [к]. |
Буква | M m | произносится как звук [м]. |
Буква | N n | произносится как звук [н]. |
Буква | O o | произносится как звук [о]. |
Буква | P p | произносится как звук [п]. |
Буква | R r | произносится как звук [р]. |
Буква | S s | произносится как звук [с]. |
Буква | T t | произносится как звук [т]. |
Буква | U u | произносится как звук [у]. |
Буква Буква | V v Y y | произносится как звук [в]. произносится как звук [и]. |
Например: abdómen произносится как [абдомэн] - живот;
gútta произносится как [гутта] - капля;
vértebraпроизносится как [вэртэбра] - позвонок;
forámenпроизносится как [форамэн] - отверстие;
apertúraпроизносится как [апэртура] - апертура.
Особенности произношения некоторых гласных и согласных
1. Буква L l
Буква L l читается всегда мягко как [ль]
Например: ála [аля] - крыло;
pálma [пальма] - ладонь.
2. Буква C c
Буква C c читается как русский звук [ц]перед гласными e, i, y и перед буквосочетаниями ae, oe, которые произносятся как русский гласный звук [э].
Например: cérebrum [цэрэбрум] - головной мозг;
ócciput [окципут] - затылок;
os coccýgis [ос кокцигис] - копчиковая кость;
caécus [цэкус] - слепой;
coerúleus [цэрулеус] - синий.
Буква C c читается как русское [к]перед гласными а, о, u,а также перед согласным и в конце слова.
Например: cránium [краниум] - череп;
lac [ляк] - молоко;
cáput [капут] - голова;
cósta [коста] - ребро;
trúncus [трункус] - ствол.
3. Буква I i
Буква I i читается как русский звук [и].
Например: intestínum [интэстинум] - кишка.
Если буква I i стоит перед гласным a, e, o, u и составляет с ним один слог, то она произносится как русское [й]
Например: ieiúnum [еюнум] - тощая кишка.
В таких случаях в словах латинского происхождения можно использовать букву [J j]
Например: jejúnum [еюнум] - тощая кишка.
Буква J jне пишется в словах греческого происхождения.
4. Буква H h
Буква H h читается как белорусская буква [г] или немецкая буква [h]
Например: hépar [гэпар] - печень
5. Буква S s
Буква S s читается как русский звук [с] в начале слова и, если после неё нет гласной буквы
Например: súlcus [сулькус] - борозда;
gáster [гастэр] - желудок.
Сочетание - ss -читается как русское [сс]
Например: fóssa [фосса] - ямка (удлинённой формы).
Буква s между гласными читается звонко как русский звук [з]
Например: básis [базис] - основание;
Традиционно буква s читается как [з]и в сочетаниях - sn -, -sm -
Например: platýsma [плятизма] - подкожная мышца шеи.
Но: syndesmósis [синдэсмозис] - синдесмоз.
6. Буква X x
Буква X x читается как сочетание русских звуков [кс]
Например: áxis [аксис] - ось.
7. Буква Z z
Буква Z z в словах греческого происхождения читается как звук [з]
Например: zygomáticus [зигоматикус] - скуловой.
В словах негреческого происхождения читается как звук [ц]
Например: zíncum [цинкум] - цинк.
Дифтонги au, eu
Сочетание слогового гласного а, е с неслоговым u называется дифтонгом. Дифтонг образует один слог, поэтому u произносится как белорусское [ў]
Например: aúris [аўрис] - ухо;
pneumonía [пнэўмониа] - пневмония.
Сочетания ае, ое произносятся как русский гласный [э],поэтому их условно называют дифтонгами.
Например: cóstae [костэ] - рёбра;
oedéma [эдэма] - отёк.
Если в сочетаниях ае, ое над е стоят две точки, то эти буквы читаются раздельно
Например: áёr [аэр] - воздух;
dýspnoё [диспноэ] - одышка.