Особенности произношения некоторых гласных и согласных

Латинская АНАТОМИЧЕСКАЯ НОМЕНКЛАТУРА

Учебно-методическое пособие

для студентов лечебного, педиатрического и

медико-психологического факультетов

Гродно 2007

УДК 811.124:611 (075.8)

ББК 81.2 Латин-923

Л27

Рекомендовано Центральным научно-методическим советом УО «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол № 5 от 27.04.2006).

Авторы: зав. каф. иностранных языков, доц., канд. филол. наук
Д.К. Кондратьев;

ст. препод. каф. иностранных языков О.С. Заборовская;

препод. каф. иностранных языков М.В. Бавтрушева;

ст. препод. каф. иностранных языков Е.Н. Хомич;

ст. препод. каф. иностранных языков О.Е. Вылегжанина.

Рецензент: доц. каф. русского и белорусского языков УО «Гродненский государственный медицинский университет» Н.А. Мишонкова.

  Л27 Латинская анатомическая номенклатура. Учебно-методическое пособие для студентов лечебного, педиатрического и медико-психологического факультетов / Д.К. Кондратьев, О.С. Заборовская, М.В. Бавтрушева и др. – Гродно: ГрГМУ, 2007. – 114 с. ISBN 985-496-157-5

Учебное пособие предназначено для студентов 1 курса лечебного, педиатрического и медико-психологического факультетов медицинских вузов, изучающих дисциплину «Латинский язык». Цель пособия – дать будущим специалистам основы терминологической грамотности, позволяющие осознанно и профессионально пользоваться латинской анатомической терминологией при изучении курса «Анатомия человека».

УДК 811.124:611 (075.8)

ББК 81.2 Латин-923

ISBN 985-496-157-5 © Кондратьев Д.К., Заборовская О.С., Бавтрушева М.В., Хомич Е.Н., Вылегжанина О.Е., 2007

Особенности произношения некоторых гласных и согласных - student2.ru
Содержание

  Стр.
ЗАНЯТИЕ 1. Латинский алфавит. Правила чтения………
ЗАНЯТИЕ 2. Правила ударения …………………………......
ЗАНЯТИЕ 3. Структура анатомического термина, состоящего из существительных. Имя существительное …
ЗАНЯТИЕ 4. Имя прилагательное. Группы прилагательных. Согласование прилагательных с существительными ……………………………………………
ЗАНЯТИЕ 5. Сравнительная и превосходная степени прилагательных ……………………………………………….
ЗАНЯТИЕ 6. Обобщение сведений об имени прилагательном. Повторение материала 3-5 занятий ……
ЗАНЯТИЕ 7. Третье склонение существительных. Мужской род …………………………………………………….
ЗАНЯТИЕ 8. Третье склонение существительных. Женский род …………………………………………………….
ЗАНЯТИЕ 9. Третье склонение существительных. Средний род ……………………………………………………..
ЗАНЯТИЕ 10. Именительный падеж множественного числа существительных и прилагательных ………………..
ЗАНЯТИЕ 11. Родительный падеж множественного числа существительных и прилагательных ……………………….
ЗАНЯТИЕ 12. Подготовка к итоговой контрольной работе по анатомическому циклу ……………………………..
Латинско-русский словарь ……………………………………
Русско-латинский словарь ……………………………………


Латинский алфавит. Правила чтения Занятие

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1. Латинский алфавит.

2. Правила чтения гласных и согласных:

· чтение гласных и согласных, совпадающих со звуками русского языка;

· особенности произношения некоторых гласных и согласных.

3. Произношение дифтонгов.

4. Произношение буквосочетаний.

5. Контрольные вопросы.

6. Домашнее задание.

7. Лексический минимум.

8. Упражнения.

ЛАТИНСКИЙ АЛФАВИТ

Латинский алфавит, которым пользуются в медицинской латыни, состоит из 25 букв. Вы должны запомнить написание и название латинских букв.

Написание Название Написание Название
A a a M m эм
B b бэ N n эн
C c цэ O o о
D d дэ P p пэ
E e э Q q ку
F f эф R r эр
G g гэ S s эс
H h га T t тэ
I i и U u у
J j йота (йот) V v вэ
K k ка X x икс
L l эль Y y ипсилон
    Z z зэта (зэт)

Буквы a, e, i, o, u, yпередают гласные звуки.

Буквы b, c, d, f, g, h, j, k, l, m, n, p, q, r, s, t, v, x, z передают согласные звуки.

Правила чтения гласных и согласных

Чтение гласных и согласных, совпадающих со звуками русского языка.

Буква A a произносится как звук [а].
Буква B b произносится как звук [б].
Буква D d произносится как звук [д].
Буква E e произносится как звук [э].
Буква F f произносится как звук [ф].
Буква G g произносится как звук [г].
Буква K k произносится как звук [к].
Буква M m произносится как звук [м].
Буква N n произносится как звук [н].
Буква O o произносится как звук [о].
Буква P p произносится как звук [п].
Буква R r произносится как звук [р].
Буква S s произносится как звук [с].
Буква T t произносится как звук [т].
Буква U u произносится как звук [у].
Буква Буква V v Y y произносится как звук [в]. произносится как звук [и].

Например: abdómen произносится как [абдомэн] - живот;

gútta произносится как [гутта] - капля;

vértebraпроизносится как [вэртэбра] - позвонок;

forámenпроизносится как [форамэн] - отверстие;

apertúraпроизносится как [апэртура] - апертура.

Особенности произношения некоторых гласных и согласных

1. Буква L l

Буква L l читается всегда мягко как [ль]

Например: ála [аля] - крыло;

pálma [пальма] - ладонь.

2. Буква C c

Буква C c читается как русский звук [ц]перед гласными e, i, y и перед буквосочетаниями ae, oe, которые произносятся как русский гласный звук [э].

Например: cérebrum [цэрэбрум] - головной мозг;

ócciput [окципут] - затылок;

os coccýgis [ос кокцигис] - копчиковая кость;

caécus [цэкус] - слепой;

coerúleus [цэрулеус] - синий.

Буква C c читается как русское [к]перед гласными а, о, u,а также перед согласным и в конце слова.

Например: cránium [краниум] - череп;

lac [ляк] - молоко;

cáput [капут] - голова;

cósta [коста] - ребро;

trúncus [трункус] - ствол.

3. Буква I i

Буква I i читается как русский звук [и].

Например: intestínum [интэстинум] - кишка.

Если буква I i стоит перед гласным a, e, o, u и составляет с ним один слог, то она произносится как русское [й]

Например: ieiúnum [еюнум] - тощая кишка.

В таких случаях в словах латинского происхождения можно использовать букву [J j]

Например: jejúnum [еюнум] - тощая кишка.

Буква J jне пишется в словах греческого происхождения.

4. Буква H h

Буква H h читается как белорусская буква [г] или немецкая буква [h]

Например: hépar [гэпар] - печень

5. Буква S s

Буква S s читается как русский звук [с] в начале слова и, если после неё нет гласной буквы

Например: súlcus [сулькус] - борозда;

gáster [гастэр] - желудок.

Сочетание - ss -читается как русское [сс]

Например: fóssa [фосса] - ямка (удлинённой формы).

Буква s между гласными читается звонко как русский звук [з]

Например: básis [базис] - основание;

Традиционно буква s читается как [з]и в сочетаниях - sn -, -sm -

Например: platýsma [плятизма] - подкожная мышца шеи.

Но: syndesmósis [синдэсмозис] - синдесмоз.

6. Буква X x

Буква X x читается как сочетание русских звуков [кс]

Например: áxis [аксис] - ось.

7. Буква Z z

Буква Z z в словах греческого происхождения читается как звук [з]

Например: zygomáticus [зигоматикус] - скуловой.

В словах негреческого происхождения читается как звук [ц]

Например: zíncum [цинкум] - цинк.

Дифтонги au, eu

Сочетание слогового гласного а, е с неслоговым u называется дифтонгом. Дифтонг образует один слог, поэтому u произносится как белорусское [ў]

Например: aúris [аўрис] - ухо;

pneumonía [пнэўмониа] - пневмония.

Сочетания ае, ое произносятся как русский гласный [э],поэтому их условно называют дифтонгами.

Например: cóstae [костэ] - рёбра;

oedéma [эдэма] - отёк.

Если в сочетаниях ае, ое над е стоят две точки, то эти буквы читаются раздельно

Например: áёr [аэр] - воздух;

dýspnoё [диспноэ] - одышка.

Наши рекомендации