Направления международного стратегического развития
Стратегии международного развития корпораций
1. Причины выбора международных стратегий
Существует множество причин, почему организация может разрабатывать международный вариант стратегического развития:
· развитие внутреннего рынка (насыщение товарами; усиление конкуренции; возрастание зависимости от посреднической торговли; рост сборов, связанных с защитой окружающей среды; трудности соблюдения внутреннего законодательства);
· активность зарубежных конкурентов на внутреннем рынке вынуждает искать новые сферы деятельности;
· преодоление зависимости от внутреннего рынка, сезонных колебаний спроса и «рассеивания» риска путем внедрения на иностранные рынки;
· максимальность имеющихся и дополнительно создаваемых мощностей;
· снижение затрат на заработную плату, сырье, транспорт; уменьшение налоговых выплат;
· повышение эффективности сбытовой деятельности путем укрепления рыночных позиций, например на основе создания отделений, филиалов, дочерних предприятий; расширения сети сервисных пунктов;
· компенсация колебаний валютного курса путем организации частичного производства и сбыта в соответствующей валюте;
· получение доступа к «ноу-хау» посредством выхода на определенные зарубежные рынки, например в форме партнерства с инофирмой.
Направления международного стратегического развития
Существует ряд специфических стратегических альтернатив развития, которые используются в международном контексте. Мы рассмотрим следующие:
- дочернее предприятие в полной собственности;
- совместное предприятие;
- лицензирование;
- договор о франшизе (франчайзинг);
- оффшорное производство;
- экспорт и импорт.
Дочернее предприятие в полной собственности
Этот тип международной стратегии определяется как создание зарубежного предприятия, которое полностью принадлежит и контролируется транснациональной компанией (ТНК). Это дочернее предприятие бывает, как правило, частью формальной структуры организации. Оно требует прямых вложений капитала и трудовых ресурсов.
В основном здесь существуют два варианта развития:
- создание предприятия на пустом месте — образование новых предприятий в иностранном государстве;
- частичное или полное поглощение зарубежных предприятий или их активов.
Можно привести ряд аргументов как в пользу того, так и другого варианта международного развития.
Создание предприятия на пустом месте:
- может стать более дешевой формой прямого проникновения, так как контроль за размерами и уровнем вовлечения более интенсивен;
- наиболее подходящее для малых фирм, которые имеют ограниченные финансовые ресурсы;
- целесообразно, когда нет желания унаследовать проблемы приобретаемой национальной фирмы (фабрики, завода и пр.);
- может быть разработано так, чтобы включать наиболее современные методы и технологии производства;
- не составляет проблемы с выбором места для внедряющейся фирмы и может быть найден участок с минимальной стоимостью.
Поглощение:
- позволяет осуществить быстрое проникновение на иностранный рынок;
- дает гораздо более быструю отдачу на используемый капитал;
- позволяет приобрести ключевые активы; такие как управленческие навыки, торговые марки или сети распределения;
- не нарушает существующего конкурентного соотношения в стране-хозяине.
Совместное предприятие
Совместное предприятие базируется на соглашении, согласно которому два или более партнеров владеют и управляют зарубежным предприятием. Это предприятие обычно размещается в родной стране одного из партнеров. Существует ряд причин, по которым компания считает выгодным создать совместное предприятие:
- экономия финансовых вложений обоих партнеров и снижение затрат;
- быстрое завладение каналами распределения, что уменьшает расходы на маркетинг;
- сохранение независимости двух сторон.
Структура совместных предприятий бывает двух типов.
Недолевые совместные предприятия.Это предприятия, в которых одна группа предоставляет услуги другой. Группа, предоставляющая услуги, обычно занимает более сильные позиции в управлении совместным предприятием, чем другая, однако подобная форма не очень широко распространена.
Долевые совместные предприятия. Такие предприятия предусматривают обоюдные финансовые вложения, производимые в деловое предприятие многонациональной компанией и местным партнером. В данном случае существует множество вариаций с точки зрения вложения финансов, передачи технического и другого опыта. Совместные предприятия обеспечивают участникам бизнеса ряд преимуществ.
Партнеры могут дополнять друг друга и благодаря этому снижать риск, связанный с ведением бизнеса; примером может быть маленькая компания, которая обладает технологией, но не имеет производственных мощностей. Она, наиболее вероятно, войдет в соглашение с другой компанией, которая такими мощностями располагает.
Фирма, имеющая ограниченные денежные средства, но значительный международный опыт, может составить команду с компанией, у которой достаточно средств, но мало опыта.
Лицензирование
Это соглашение, по которому компания получает возможность производить продукт (услугу), разработанный кем-то и защищенный патентом. В типовом случае сторона, продающая лицензию, предоставляет разрешение другой стороне использовать патент, торговую марку или патентованную информацию в обмен на лицензионные платежи. Продажа обычно ограничивается пределами конкретного географического района, а также существует ограничение соглашения по времени. Компания, которая предоставляет лицензию, называется лицензиаром, а которая приобретает ее — лицензиатом. Компании, которые расходуют значительные суммы на исследования и разработки, скорее всего, будут лицензиарами, а те, которые этого не делают, будут выступать в роли лицензиатов. Существует множество ситуаций, когда может использоваться лицензирование.
- Если продукт находится в стадии зрелости своего жизненного цикла, конкуренция сильна и норма прибыли уменьшается. Маловероятно, что компания захочет тратить деньги для проникновения на иностранные рынки с этим продуктом.
- В случае если лицензиаром является малая инновационная фирма, которой недостает финансовых и управленческих ресурсов.
- Когда лицензирование может быть очень эффективным методом сбыта услуги в случае наличия барьеров для доступа.
Лицензирование также не лишено своих проблем. Приведенный ниже список освещает некоторые наиболее специфичные из них:
- Лицензирование предполагает значительные расходы на контроль.
- Лицензиар часто сталкивается с риском создания подобного товара конкурентом.
- Покупатель (лицензиат) часто детально не знает, что он приобретает, пока не получит лицензию.
- Лицензиар предоставляет лицензиату определенные территории для продаж на время действия контракта; однако если соглашение не отвечает ожиданиям сторон, достижение новых соглашений может обойтись дорого.
- Могут возникать вопросы, связанные с переводом средств, например, в случаях ограничения контроля обмена валюты, отказов в оплате и т.п.