II. Инвестиционное законодательство Республики Казахстан
1. Становление понятия "иностранный инвестор" в Казахстане
Инвестиционные отношения Республики Казахстан как независимого государства стали складываться с обретением Республикой независимости - в начале 1990-х гг. (они возникли еще в бытность Казахстана союзной республикой в составе бывшего СССР).
Для понимания особенностей подхода законодателей большинства стран СНГ к правовому регулированию инвестиций (специального законодательства) необходимо учитывать, что современное законодательство в значительной степени является результатом эволюции советского законодательства. Основными источниками для последующего законотворчества как в этой, так и во многих других областях послужили именно нормативные акты СССР.
В начальный период на инвестиционное законодательство Казахстана существенное влияние оказывала общесоюзная концепция развития инвестиционных отношений. Положения Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-I "О собственности в СССР", Основ законодательства об инвестиционной деятельности в СССР от 10 декабря 1990 г. N 1820-I, Указа Президента СССР от 26 октября 1990 г. N УП-942 "Об иностранных инвестициях в СССР" были отражены в Законе КазССР об иностранных инвестициях 1990 г.
В частности, вышеназванным Указом иностранные инвесторы (юридические лица и граждане) наделялись правом осуществлять инвестиции путем долевого участия в предприятиях, организуемых совместно с советскими юридическими лицами и гражданами; приобретать имущество, акции и другие ценные бумаги; приобретать право пользования землей и другие имущественные права, включая право на долгосрочную аренду, в соответствии с законодательством СССР и союзных республик. Новым в указанных актах СССР являлось провозглашение возможности учреждения не только "смешанных предприятий с иностранными инвестициями", но и "предприятий, в которых иностранные инвестиции составляют 100% имущества". Однако в целом эти акты в значительной степени носили декларативный характер. На практике их применение иностранными инвесторами было затруднено.
Еще до провозглашения государственной независимости Республики 7 декабря 1990 г. Верховный совет Казахской ССР принял Закон КазССР об иностранных инвестициях 1990 г., целью которого было обеспечение эффективного привлечения иностранных инвестиций, передовых технологий и управленческого опыта, предоставление необходимых гарантий иностранному капиталу. Закон был направлен на формирование в Казахстане экономики открытого типа и должен был служить скорейшему переходу Республики на принятые в мировой практике принципы хозяйствования.
Закон КазССР об иностранных инвестициях 1990 г. содержал понятие иностранных инвесторов, которыми в Республике могли быть: 1) иностранные юридические лица; 2) иностранные граждане; 3) советские юридические лица, контрольный пакет акций или большая доля паевого участия в которых принадлежали иностранным гражданам и юридическим лицам.
Важным являлось положение о том, что имущество, ввозимое в Республику в качестве иностранных инвестиций и не предназначенное для продажи, не облагается таможенными пошлинами. Личное имущество иностранных специалистов, занятых на предприятиях с иностранным участием, ввозилось в Республику без обложения таможенными пошлинами. По союзному законодательству такая льгота распространялась лишь на имущество иностранных участников совместного предприятия в счет их вкладов в уставный фонд предприятия.
Иностранное инвестирование было разрешено в любых сферах хозяйственной и иной деятельности, за исключением производства продукции прямого военного назначения. Юридические лица с иностранным участием, в том числе полностью принадлежащие иностранным инвесторам ("иностранные предприятия"), могли функционировать в любых формах, не противоречащих законодательству Казахской ССР. В Законе также содержались условия создания и деятельности юридических лиц с иностранным участием. Иностранный инвестор должен был представить в Министерство внешнеэкономических связей Казахской ССР заявление с приложением необходимых документов. Указанное Министерство не позднее чем в 30-дневный срок обязано было уведомить иностранного инвестора о принятом решении. Если в течение одного года после получения лицензии иностранный инвестор не приступал к осуществлению изложенной в заявлении операции, необходимо было повторное получение лицензии.
Юридическим лицам с иностранным участием предоставлялось право самостоятельно решать вопросы, связанные с условиями найма, увольнения, режима труда работников предприятия, а также предоставления им льгот, гарантий и компенсаций. Юридические лица с иностранным участием были вправе вкладывать капитал в акционерные и иные общества в соответствии с законодательством Казахской ССР.
Разумеется, государство не могло оставить без внимания деятельность иностранных инвесторов. Налоговые и иные государственные органы в пределах их компетенции осуществляли контроль за соблюдением юридическим лицом с иностранным участием действующего законодательства. Предприятие обязано было предоставлять данным органам отчетность о своей деятельности и необходимую документацию. При этом рассматриваемый Закон предоставлял иностранным инвесторам дополнительные налоговые льготы.
Законом были также предоставлены гарантии иностранным инвесторам. Согласно ст. 25 в Казахской ССР национализация имущества предприятий с иностранным участием не допускалась. В исключительных случаях имущество предприятий с иностранным участием могло быть реквизировано в установленном законом порядке. В этом случае Казахская ССР была обязана компенсировать иностранному инвестору понесенные им убытки. Она гарантировала иностранным инвесторам право свободного перевода за рубеж дохода от деятельности и ликвидации юридических лиц с иностранным участием, а также от продажи их доли в названных предприятиях.
Закон КазССР об иностранных инвестициях 1990 г. был первым опытом в данной области в Республике Казахстан, ставшей на путь государственной независимости и рыночных преобразований. Этот период в развитии инвестиционного законодательства отличается тем, что в большинстве своем новые законы, вводя рыночные категории и понятия, не обеспечивали их действие необходимым механизмом регулирования. Практически все законы, принятые в данный период, были впоследствии заменены более подробными и приближенными к рыночным отношениям правовыми актами, в основу которых был положен ГК РК.