Международных договоров. Если между Республикой Беларусь и иностранным государством применяется
Если между Республикой Беларусь и иностранным государством применяется международный договор об устранении двойного налогообложения, в котором установлены более льготные нормы, чем предусмотренные национальным законодательством, то применяются нормы международного договора, если иное не определено нормами международного права (п. 2, 4 ст. 5 НК).
Порядок налогообложения доходов от международных перевозок раскрывается в статье "Международные перевозки (транспорт)" международного договора и предусматривает налогообложение прибыли иностранных перевозчиков в государстве резидентства или в государстве местонахождения фактического руководящего органа перевозчика.
Для применения норм международного договора иностранному перевозчику необходимо представить подтверждение постоянного местонахождения в иностранном государстве, с которым у Беларуси имеется международный договор (ч. 1 ст. 151 НК).
Примечание. Подробнее о порядке подтверждения постоянного
местонахождения иностранной организации см. раздел 1.9.4.
Пример. Организация (резидент Республики Беларусь) выплачивает российской организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, плату за перевозку груза автомобильным транспортом.
Доходы, выплачиваемые иностранному перевозчику, облагаются налогом по ставке 6%.
В отношениях с Россией применяется Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее в примере - Соглашение), п. 1 ст. 8 которого установлено, что прибыль российского предприятия от эксплуатации в международных перевозках транспортных средств, указанных в подпункте ж) пункта 1 статьи 3 Соглашения, облагается налогом только в России.
Термин "международная перевозка" означает любую перевозку морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, осуществляемую предприятием Договаривающегося Государства, кроме случаев, когда перевозка осуществляется между пунктами, расположенными в одном и том же Договаривающемся Государстве (подп. ж) п. 1 ст. 3 Соглашения).
Таким образом, с вознаграждения российского перевозчика не следует удерживать налог на доходы, если в налоговый орган будет представлено подтверждение постоянного местонахождения в России в целях применения Соглашения до даты уплаты налога в бюджет.
Если подтверждение не будет представлено до даты уплаты налога в бюджет, то налог удерживается и уплачивается в бюджет в общеустановленном порядке.
В последующем иностранная организация может представить в налоговый орган подтверждение и вернуть ранее удержанный (уплаченный) налог, если не истек трехлетний период со дня его уплаты в бюджет.
Здесь же следует отметить, что в каждом международном договоре раскрывается значение термина "международная перевозка", которое не всегда соответствует понятию международной перевозки, указанному в подп. 1.1 ст. 146 НК. Данные понятия могут различаться по видам используемого транспорта.
Пример. Иностранная организация, не осуществляющая деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (резидент Литвы), оказала белорусской организации услуги по перевозке грузов автомобильным транспортом.
Доходы, получаемые иностранной организацией, облагаются на территории Республики Беларусь у источника выплаты дохода налогом по ставке 6%.
Согласно ст. 8 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Литовской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы от 18.07.1995 (далее в примере - Соглашение) доходы, получаемые литовской организацией от международных морских и воздушных перевозок, облагаются налогом в Литве.
Согласно подп. h) ст. 3 Соглашения термин "международная перевозка" означает любую перевозку морским или воздушным судном, осуществляемую предприятием одного Договаривающегося Государства, кроме случаев, когда морское или воздушное судно эксплуатируется исключительно между пунктами в другом Договаривающемся Государстве.
Таким образом, принципы налогообложения доходов от международных перевозок, установленные в ст. 8 Соглашения, распространяются только на международные перевозки морским или воздушным судном. Однако из этого не следует, что доходы, получаемые нерезидентом от международной перевозки автомобильным транспортом, выпадают из сферы действия Соглашения.
Если для выполнения международных перевозок используются другие виды транспорта, тогда налогообложение таких доходов подчиняется правилам, изложенным в статье 7 "Прибыль от коммерческой деятельности" Соглашения, согласно которым прибыль литовской компании будет подлежать налогообложению в Республике Беларусь лишь в том случае, если она получена от осуществления предпринимательской деятельности через постоянное представительство.
Следовательно, с учетом норм Соглашения доходы, получаемые литовской компанией от оказания услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, освобождаются от налогообложения в Республике Беларусь.
В целях применения освобождения по международному договору иностранная организация лично или через налогового агента представляет в налоговый орган по форме и в порядке, установленным Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь, подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в Литве.
Доходы от оказания транспортно-экспедиционных услуг согласно нормам международных договоров рассматриваются в рамках статьи "Прибыль от предпринимательской (коммерческой) деятельности" и не подлежат налогообложению у источника выплаты дохода, если иностранная организация не осуществляет деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство.
Обратите внимание! Нерезиденты Республики Беларусь осуществляют на территории Республики Беларусь транспортно-экспедиционную деятельность (при импорте грузов) при условии открытия ими в установленном порядке в республике представительства и получения лицензии на этот вид деятельности (подп. 1.1 Указа N 614) |
Пример. Между белорусской организацией и иностранной организацией, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (резидент Эстонии), заключен договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг.
Доходы, получаемые иностранной организацией, облагаются на территории Республики Беларусь у источника выплаты дохода налогом по ставке 6%.
В отношениях с Эстонией применяется Соглашение между Республикой Беларусь и Эстонской Республикой об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы, подписанное в г. Минске 21.01.1997 (далее в примере - Соглашение).
Согласно ст. 7 Соглашения прибыль эстонской компании с постоянным местонахождением в Эстонии облагается налогом только в Эстонии, если только она не осуществляет коммерческую деятельность в Республике Беларусь через размещенное там постоянное представительство.
Таким образом, доходы, получаемые эстонской компанией от оказания транспортно-экспедиционных услуг, не подлежат налогообложению в Республике Беларусь при условии подтверждения постоянного местонахождения в Эстонии.
При исполнении договоров на оказание транспортных услуг в международном сообщении нередки случаи нарушения условий таких договоров и выплаты иностранным организациям неустоек (штрафов, пеней) и других видов санкций. Данные санкции в НК выделены в отдельный объект налогообложения и облагаются у источника выплаты дохода налогом по ставке 15% (подп. 1.7 ст. 146, п. 1 ст. 149 НК).
В соответствии с нормами международных договоров такие доходы не рассматриваются как доходы от международной перевозки или доходы от коммерческой (предпринимательской) деятельности. Доходы в виде санкций за нарушение условий договоров подчиняются правилам налогообложения, указанным в статье "Другие (иные) доходы", предусмотренной в международных договорах, т.е. доходы, не упомянутые в иных статьях международного договора.
Как правило, в международных договорах исключительное право налогообложения "иных доходов" дано стране резидентства, однако в некоторых договорах, применяющихся в Республике Беларусь, данное право предоставлено стране источника дохода.
К примеру, при выплате санкций белорусскими субъектами хозяйствования резидентам Литвы, Латвии, Украины, Эстонии, Болгарии такие доходы не подлежат налогообложению в Республике Беларусь. Санкции, причитающиеся резидентам Румынии, Российской Федерации, облагаются налогом в Республике Беларусь.
Примечание. Дополнительно по вопросу удержания налога при выплате
санкций за нарушение условий договоров см. консультацию.
Когда белорусское предприятие приобретает транспортные услуги у иностранных авиаперевозчиков, сведения о которых содержатся в международном справочнике "Airline Coding Directory" (издание "International Air Transport Association", Montreal - Geneva), подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации, заверенное компетентным органом иностранного государства, в налоговый орган представлять не нужно. Достаточно выписки из указанного справочника, поданной до или одновременно с налоговой декларацией по налогу на доходы (ч. 12 ст. 151 НК, п. 2 Инструкции о порядке представления подтверждения).
ГЛАВА 2.3