Песенный материал как эффективное дидактическое средство обучения и воспитания
I. Использование песенного материала в учебном процессе по иностранному языку
Песенный материал как эффективное дидактическое средство обучения и воспитания
Иностранный язык в силу своей специфики наряду с выполнением своей основной коммуникативной функции в учебном процессе может осуществлять познавательно-коммуникативную функцию. Это определяет его место в «интегрированных учебных программах и курсах», которые помогают формировать у школьников более целостную картину мира, в которой сам иностранный язык выполняет специфическую функцию - служит средством познания и общения.
Поэтому, поддерживая интерес к языку как средству общения, необходимо развивать интерес к нему как носителю своеобразной культуры. И немаловажную помощь в этом отношении может оказать использование культурного и духовного наследия страны изучаемого языка, в том числе лучших образцов музыкального и, в частности, песенного творчества на изучаемом языке на уроках иностранного языка в средней школе.
Применительно к процессу обучения иностранному языку целесообразнее говорить не просто о песнях, а о песенном материале, поскольку в песне можно выделить различные аспекты и компоненты:
-музыка (мелодия, аранжировка, ритм, музыкальный жанр, инструменты);
-слова (поэтический текст, содержание, лингвистические особенности);
-исполнение (вокальные данные и манера презентации песни исполнителем);
-видеоряд (для видеоклипов);
-«легенда» (история создания песни, сведения об исполнителе и об авторах музыки слов).
Основными понятиями, которые непосредственно связаны с песенным материалом как эффективным дидактическим средством, являются музыка, песня на изучаемом языке и непосредственно процесс исполнения песни. Рассмотрим каждое из этих понятий в отдельности.
1. Музыка
Главной и единственной целью музыки в сфере музыкально-эстетического воспитания является воздействие на эмоциональный мир личности. При этом музыку нельзя считать языком, или даже невербальным языком, потому что звуки невозможно определить как термины, равно как нельзя сделать их перевод в какие-либо языковые формы. Ее целесообразнее характеризовать как носитель эмоционального языка.
Ни для кого не является секретом, что современная популярная и рок- музыка, особенно зарубежная, занимает ведущее место в системе художественно-ценностных ориентаций современной молодежи.
На первый взгляд может показаться, что музыкальная жизнь у рядового школьника практически отсутствует: он, как правило, не музицирует, слушает не то, как нам кажется, и не так много, глубоко и внимательно, как бы нам хотелось. На самом же деле в течение дня любой человек слушает музыку не менее 4О мин. – 1 часа, а чаще и больше.
В жизни любой семьи постоянно присутствует музыкальный фон, который создается передачами телевидения, радио, звукозаписи. Новый стимул музыка получила в связи с развитием современных информационных технологий. Самые последние технические разработки iPad, iPhone, планшетники и прочие гаджеты позволяют обеспечить целенаправленное прослушивание музыки для удовлетворения самых притязательных вкусов и разнообразных интересов в сфере музыкальной массовой культуры.
Как показало социологическое исследование, проведенное в конце 90-х годов, средства массовой информации оказывают существенное влияние на выбор любимого вида искусства среди школьников. В результате опроса большой группы младших школьников, младших подростков, старших подростков и старшеклассников оказалось, что музыка была выбрана любимым видом искусства соответственно 16%, 33%, 52%, 51% от общего количества опрашиваемых возрастных групп. Картина в настоящее время вряд ли сильно изменилась. Таким образом, музыка находит поклонников среди трети младших подростков и половины старших подростков и старшеклассников.
Другое исследование показало, что у 81,2% исследуемых детей в возрасте 6-7 лет развит не только звуковысотный слух, но и музыкальный слух в целом, который позже тормозится у детей, оставшихся вне музыкальной деятельности.
Вышесказанное подтверждает объективную возможность использования музыки, песен и пения в учебно-воспитательном процессе с целью формирования речевого слуха учащихся.
2. Песня на изучаемом языке
Благодаря широкому распространению звуко- и видеозаписи, а также авангардному положению англоязычной музыкальной массовой культуры (что, к сожалению, приходится признать и что, естественно, нельзя считать нормальным явлением), песни на английском языке являются наиболее популярными в среде подростков и молодежи.
Песни на уроках иностранного языка помимо их дидактической ценности могут рассматриваться как средство, оказывающее воздействие на формирование духовной культуры учащихся.
Песенный жанр, как один из ведущих жанров музыкального творчества, благодаря наличию вербального текста способен точно и образно отразить различные стороны социальной жизни народа страны изучаемого языка. При этом в отличие от учебных текстов общестрановедческого характера, которые прежде, всего информируют читателя (или слушателя), т.е. воздействуют на его интеллект и память, песня в качестве страноведческого материала оказывает воздействие на эмоции человека и его образно-художественную память.
Прививая учащимся любовь к культуре страны изучаемого языка, вводя их в мир духовных ценностей англоговорящих народов, учитель тем самым решает задачу формирования культурного компонента языковой личности учащихся, что проявляется в активизации образного ассоциирования в направлении иноязычной культуры.
Как известно, предубеждения наиболее стойки в духовной области. Знакомство через песню с образом жизни, культурой других народов должно способствовать воспитанию учащихся в духе терпимости и интернационализма.
Через песни раскрывается душа народа, его культура, и учитель выступает как посредник в процессе познания учащимися этой культуры, как комментатор, как стимулятор их познавательной активности.
Песня развивает духовную культуру учащихся, соединяет в единое целое разум и душу. Песни, музыка развивают их эмоции, мировоззрение, взгляды на жизнь вообще. Основная задача учителя при этом - помочь формированию взглядов своих питомцев. «Песни и музыка являются могучим и ничем не заменимым средством формирования духовного мира учащихся» (Кабалевский, 1984).
Песня на уроках иностранного языка дает толчок детскому творчеству. Видя, какой несложный текст составляет основу многих детских песен на иностранном языке, ребенок может сам придумать песню, положив на знакомую (или придуманную им самим) мелодию доступные ему слова и мысли. В песню можно превратить все, даже обычное приветствие и вопрос о самочувствии. Это убедительно доказала своим "Jazz Chant" английский методист, преподаватель английского языка Carol Graham.
Однако предпочтение следует отдать аутентичному языковому песенному материалу. При восприятии песни, благодаря наличию вербального текста, сочиненного носителями языка, информация извлекается из естественных форм языка и не привносится извне искусственным по отношению к языку путем.
Таким образом, песня на изучаемом языке может быть средством формирования культурного компонента языковой личности учащегося, развития его эмоциональной сферы, памяти, речевых навыков.
3. Пение
Рассмотрим, наконец, непосредственно процесс пения, который включает в себя разучивание и исполнение песни на изучаемом языке.
Передовые мыслители и педагоги постоянно заботились о том, чтобы пение песен занимало определенное место в обучении подрастающего поколения.
К.Д.Ушинский считал, что совместное пение на уроке - это могучее педагогическое средство, которое организует, объединяет школьников, воспитывает их чувства. Оно оживляет детей, вносит бодрость, яркость в школьную жизнь. В песне, особенно в хоровой, писал он, есть «что-то организующее труд, располагающее певцов к дружному делу» (Ушинский, 1948).
Л.Н.Толстой также рекомендовал, чтобы изучение живого родного языка шло через усвоение лучших образцов народной речи: сказок, пословиц, песен, стихов и т.п.
Музыка на уроке не просто отдых, но и эмоциональный заряд и возможность расширения знаний в различных областях жизни. Доброжелательный фон, соблюдение педагогической этики и такта, положительные эмоции крайне необходимы ученикам.
Итак, весь музыкальный материал и непосредственные процедуры, связанные с его применением в учебном процессе, могут быть распределены следующим образом: музыка – слушание; песенный материал (песня – сочетание текстового и музыкального материала) – пение (исполнение).
Целенаправленное и систематическое использование пения на уроках иностранного языка способствует вовлечению эмоциональной сферы школьников, тем самым создаются условия для раскрытия их резервных возможностей.
Таким образом, «музыка», «песня на изучаемом языке» и «пение» являются, основными компонентами вводимого понятия «песенный материал (ПМ) в обучении иностранному языку».