Ступеневая величина – 3 ступени
Тоновая величина – м. 3 – 1 ½ тона, б. 3 – 2 тона.
По характеру звучания – консонанс.
Малые терции: ре-фа, ми-соль, ля-до, си-ре; большие терции: до-ре, фа-ля, соль-си.
Звучание терции в музыкальном произведении создаёт впечатление покоя, лиричности, мягкости.
Большая терция звучит более светло и радостно (русская народная песня «Как на тоненький ледок»), малая – более тускло, печально (В.Соловьёв-Седой «Подмосковные вечера»).
Кварта
Кварта чистая: ступеневая величина – 4 ступени, тоновая величина – 2 ½ тона (до-фа, ре-соль, ми-ля, соль-до, ля-ре, си-ми и фа-си ).
По характеру звучания – консонанс.
Многие песни, марши, гимны начинаются с интервала «кварта чистая» («Гимн России», музыка А. Александрова):
Квинта
Квинта чистая: ступеневая величина – 5 ступеней,тоновая величина – 3 ½ тона (до-соль, ре-ля, ми-си, фа-до, соль-ре, ля-ми, си-фа ).
По характеру звучания – консонанс.
Квинта чистая часто используется в русских народных песнях («Веснянка», «В сыром бору тропина», «Заиграй, моя волынка» и др.)
Секста
Интервал секста: ступеневая величина – 6 ступеней, тоновая величина – м. 6 – 4 тона, б. 6 – 4 ½ тона.
Малые сексты: ми-до, ля-фа, си-соль; большие сексты: до-ля, ре-си, фа-ре, соль-ми.
По характеру звучания – консонанс.
Большая секста звучит «мажорно», интонируется высоко, малая секста звучит «минорно», интонируется низко.
Септима
Интервал септима: ступеневая величина – 7 ступеней,тоновая величина – м. 7 – 5 тонов, б. 7 – 5 ½ тонов.
Большие септимы: до-си, фа-ми; малые септимы: ре-до, ми-ре, соль-фа, ля-соль, си-ля.
По характеру звучания – диссонанс.
В мелодическом сочетании интервал «септима» звучит широко; с интервала «септима» начинаются песни: А. Новиков «Дороги» (припев), А. Рубинштейн «Горные вершины» и др.
Октава
Интервал октава чистая: ступеневая величина – 8 ступеней, тоновая величина – 6 тонов.
По характеру звучания – консонанс.
В гармоническом сочетании звуки интервала «октава» сливаются в октавный унисон.
С интонации «октавы» начинаются песни: В. Соловьёв-Седой «Вечер на рейде»; В. Баснер «С чего начинается Родина?»
Таблица интервалов
Название интервалов | Ступеневая величина | Виды интервалов, построение от звуке «до» (тоновая величина) | ||
Большие интервалы | Малые интервалы | Чистые интервалы | ||
Прима (prima) | (первая) | - | - | 0 тонов ч.1 |
Секунда (seconda) | (вторая) | 1 тон б.2 | 1/2 тона м.2 | - |
Терция (tertia) | (третья) | 2 тона б.3 | 11/2 тона м.3 | - |
Кварта (guarta) | (четвертая) | - | - | 21/2 тона ч.4 |
Квинта (guinta) | (пятая) | - | - | 31/2 тона ч.5 |
Секста (sexta) | (шестая) | 41/2 тона б.6 | 4 тона м.6 | - |
Септима (septima) | (седьмая) | 51/2 тона б.7 | 5 тонов м.7 | - |
Октава (octava) | (восьмая) | - | - | 6 тонов ч.8 |
Аккорды. Трезвучия
Аккорд (от лат. accordae – согласовываю) – одновременное сочетание трех или более звуков, воспринимаемых в единстве. В музыке наиболее часто встречаются аккорды, звуки которых расположены по терциям.
Аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям, называется трезвучием. Различают четыре вида трезвучий, качественная характеристика которых зависит от того, какие терции входят в их состав и в каком порядке они расположены:
а) б) в) г)
а) мажорное (большое), интервальное строение – б.3+м.3;
б) минорное (малое) – м.3, б.3;
в) увеличенное – б.3, б.3; г) уменьшенное – м.3,м.3.
Каждое трезвучие имеет свою окраску, характеристику — фонизм. Мажорное (большое) и минорное (малое) относятся к консонирующим трезвучиям, так как структурно состоят из консонирующих интервалов (терций), к тому же крайние звуки обоих видов трезвучия образуют чистую квинту (ч. 5). Увеличенное и уменьшенное трезвучия хоть и состоят из благозвучных терций, но так как крайние звуки увеличенного и уменьшенного трезвучий образуют диссонирующие интервалы (увеличенную или уменьшенную квинты), указанные виды звучат диссонантно.
Д/З: - теория;
- анализ нотного текста детских песен – определение интервалов.
Литература:
1. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Академия, 2001. – 33 – 42.
2. http://musstudent.ru/biblio/92-detskaja-muzykalnaja-shkola/solfedzhio/e-myakotin-muzykalnaya-gramota/156-e-myakotin-muzykalnaya-gramota-harakternye-osobennosti-intervalov.html
3. http://www.7not.ru/theory/05.phtml
4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Интервал_(музыка)
5. http://www.guitarplayer.ru/wiki/Аккорд
6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Трезвучие
Практическая работа № 4