Ступеневая величина – 3 ступени

Тоновая величина – м. 3 – 1 ½ тона, б. 3 – 2 тона.

По характеру звучания – консонанс.

Малые терции: ре-фа, ми-соль, ля-до, си-ре; большие терции: до-ре, фа-ля, соль-си.

Звучание терции в музыкальном произведении создаёт впечатление покоя, лиричности, мягкости.

Большая терция звучит более светло и радостно (русская народная песня «Как на тоненький ледок»), малая – более тускло, печально (В.Соловьёв-Седой «Подмосковные вечера»).

Кварта

Кварта чистая: ступеневая величина – 4 ступени, тоновая величина – 2 ½ тона (до-фа, ре-соль, ми-ля, соль-до, ля-ре, си-ми и фа-си Ступеневая величина – 3 ступени - student2.ru ).

По характеру звучания – консонанс.

Многие песни, марши, гимны начинаются с интервала «кварта чистая» («Гимн России», музыка А. Александрова):

Ступеневая величина – 3 ступени - student2.ru

Квинта

Квинта чистая: ступеневая величина – 5 ступеней,тоновая величина – 3 ½ тона (до-соль, ре-ля, ми-си, фа-до, соль-ре, ля-ми, си-фа Ступеневая величина – 3 ступени - student2.ru ).

По характеру звучания – консонанс.

Квинта чистая часто используется в русских народных песнях («Веснянка», «В сыром бору тропина», «Заиграй, моя волынка» и др.)

Секста

Интервал секста: ступеневая величина – 6 ступеней, тоновая величина – м. 6 – 4 тона, б. 6 – 4 ½ тона.

Малые сексты: ми-до, ля-фа, си-соль; большие сексты: до-ля, ре-си, фа-ре, соль-ми.

По характеру звучания – консонанс.

Большая секста звучит «мажорно», интонируется высоко, малая секста звучит «минорно», интонируется низко.

Септима

Интервал септима: ступеневая величина – 7 ступеней,тоновая величина – м. 7 – 5 тонов, б. 7 – 5 ½ тонов.

Большие септимы: до-си, фа-ми; малые септимы: ре-до, ми-ре, соль-фа, ля-соль, си-ля.

По характеру звучания – диссонанс.

В мелодическом сочетании интервал «септима» звучит широко; с интервала «септима» начинаются песни: А. Новиков «Дороги» (припев), А. Рубинштейн «Горные вершины» и др.

Октава

Интервал октава чистая: ступеневая величина – 8 ступеней, тоновая величина – 6 тонов.

По характеру звучания – консонанс.

В гармоническом сочетании звуки интервала «октава» сливаются в октавный унисон.

С интонации «октавы» начинаются песни: В. Соловьёв-Седой «Вечер на рейде»; В. Баснер «С чего начинается Родина?»

Таблица интервалов

Название интервалов Ступеневая величина Виды интервалов, построение от звуке «до» (тоновая величина)
Большие интервалы Малые интервалы Чистые интервалы
Прима (prima) (первая)   -   - 0 тонов Ступеневая величина – 3 ступени - student2.ru ч.1
Секунда (seconda) (вторая) 1 тон Ступеневая величина – 3 ступени - student2.ru б.2 1/2 тона Ступеневая величина – 3 ступени - student2.ru м.2   -
Терция (tertia) (третья) 2 тона Ступеневая величина – 3 ступени - student2.ru б.3 11/2 тона Ступеневая величина – 3 ступени - student2.ru м.3   -
Кварта (guarta) (четвертая)   -   - 21/2 тона Ступеневая величина – 3 ступени - student2.ru ч.4
Квинта (guinta) (пятая)   -   - 31/2 тона Ступеневая величина – 3 ступени - student2.ru ч.5
Секста (sexta) (шестая) 41/2 тона Ступеневая величина – 3 ступени - student2.ru б.6 4 тона Ступеневая величина – 3 ступени - student2.ru м.6   -
Септима (septima) (седьмая) 51/2 тона Ступеневая величина – 3 ступени - student2.ru б.7 5 тонов Ступеневая величина – 3 ступени - student2.ru м.7   -
Октава (octava) (восьмая)   -   - 6 тонов Ступеневая величина – 3 ступени - student2.ru ч.8

Аккорды. Трезвучия

Аккорд (от лат. accordae – согласовываю) – одновременное сочетание трех или более звуков, воспринимаемых в единстве. В му­зыке наиболее часто встречаются аккорды, звуки которых распо­ложены по терциям.

Аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям, называется трезвучием. Различают четыре вида трезвучий, качественная характеристика которых зависит от того, какие терции входят в их состав и в каком порядке они расположены:

а) б) в) г)

Ступеневая величина – 3 ступени - student2.ru

а) мажорное (большое), интервальное строение – б.3+м.3;

б) минорное (малое) – м.3, б.3;

в) увеличенное – б.3, б.3; г) уменьшенное – м.3,м.3.

Каждое трезвучие имеет свою окраску, характеристику — фонизм. Мажорное (большое) и минорное (малое) относятся к консонирующим трезвучиям, так как структурно состоят из консонирующих интервалов (терций), к тому же крайние звуки обоих видов трезвучия образуют чистую квинту (ч. 5). Увеличенное и уменьшенное трезвучия хоть и состоят из благозвучных терций, но так как крайние звуки увеличенного и уменьшенного трезвучий образуют диссонирующие интервалы (увеличенную или умень­шенную квинты), указанные виды звучат диссонантно.

Д/З: - теория;

- анализ нотного текста детских песен – определение интервалов.

Литература:

1. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Академия, 2001. – 33 – 42.

2. http://musstudent.ru/biblio/92-detskaja-muzykalnaja-shkola/solfedzhio/e-myakotin-muzykalnaya-gramota/156-e-myakotin-muzykalnaya-gramota-harakternye-osobennosti-intervalov.html

3. http://www.7not.ru/theory/05.phtml

4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Интервал_(музыка)

5. http://www.guitarplayer.ru/wiki/Аккорд

6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Трезвучие

Практическая работа № 4

Наши рекомендации